На биткоин обычно смотрят как на рискованный инструмент обогащения. Однако он является еще и фактором мировой экономики, причем все более заметным.
Правда, его роль в мировой финансовой системе остается спорной: он так и не стал полноценной валютой, и возможности использовать его для взаиморасчетов остаются очень ограниченными. Зато, несомненно, его растущее влияние на мировое энергопотребление. Это влияние никак не назовешь виртуальным, поскольку майнинг (добыча) биткоинов требует совершенно реальных энергозатрат.
Сколько стоит майнинг
Чтобы получить представление об энергетической стоимости майнинга, обратимся к оценкам Леонарда Уиза – ментора из гонконгского бизнес-акселератора, специализирующегося на блокчейн-стартапах. Так как майнинг не регулируется государством, а в некоторых странах даже запрещен, сложно найти точные данные о том, сколько электроэнергии на него тратится. Даже там, где майнинг разрешен по закону, производители электроэнергии далеко не всегда знают, для чего используются их ресурсы: в их статистике майнинг отдельно не учитывается.
Уиз оценил мировой расход энергии на майнинг, опираясь на технологические характеристики самого процесса. Ведущим мировым производителем оборудования для майнинга биткоинов является китайская компания Bitmain, располагающаяся в Пекине и Шэньчжэне. Она производит около 70% биткоин-майнеров в мире на основе тайваньских микрочипов TSCM. Последняя модель майнера Bitmain – S9 – использует микрочипы размером 19 нм. Это самый энергосберегающий майнер на рынке. Если предположить, что все добытчики биткоинов используют S9, можно оценить нижний порог потребляемой энергии. Исходя из темпов добычи биткоинов, Уиз определил, что на 7 декабря 2017 г. для обеспечения этих темпов требовалось не более 800 тыс. майнеров модели S9, которые в общей сложности потребляют мощность около 1,1 ГВт.
Это соответствует годовому потреблению почти 10 ТВт-ч электроэнергии (1 ТВт-ч – это 1000 ГВт-ч). Подчеркнем, что это минимальная оценка. Наверняка в сети работает немало майнеров старых, более энергозатратных моделей. Уже второй по эффективности биткоин-майнер – Bitmain S7 – потребляет в полтора раза больше энергии на хэш, чем S9.
Это много или мало
Вообще-то приведенные цифры, конечно, не слишком впечатляют. Необходимая для майнинга биткоинов мощность 1,1 ГВт выглядит весьма скромной по сравнению, например, с мощностью крупнейшей в Европе Запорожской АЭС, имеющей шесть энергоблоков по 1 ГВт каждый. Электричества, которое мировой майнинг биткоинов потребляет за год, хватит, чтобы питать США в течение всего лишь 19 часов. Если взять 17 центров обработки данных Агентства национальной безопасности США, то они суммарно потребляют больше электричества, чем весь майнинг биткоинов во всем мире. Центр обработки и передачи данных Google в 2015 г. потреблял в два раза больше энергии, чем майнинг биткоинов в 2017-м.
Но есть и другие подсчеты. Например, на сайте Digiconomist можно увидеть график роста энергопотребления майнинга биткоинов. По этим данным, еще год назад майнинг отбирал мощность, соответствующую годовому потреблению 10 ТВт-ч, полгода назад – 15 ТВт-ч, три месяца назад – 20 ТВт-ч, месяц назад – 33 ТВт-ч (этот в 3,3 раза больше той минимальной оценки, которую дал Уиз). Уже 23 декабря 2017 г. был достигнут уровень 37 ТВт-ч, а 11 января 2018 г. – превышен уровень 40 ТВт-ч. Подчеркнем, что эти цифры означают то годовое потребление электроэнергии, которое было бы получено при ежедневном потреблении на достигнутом на данный момент уровне. А в среднем за 2017 г. майнеры биткоинов потребили около 17 ТВт-ч электроэнергии.
Британский сервис Power Compare, используя данные Digiconomist по состоянию на 20 ноября 2017 г., когда был достигнут уровень 29 ТВт-ч, подсчитал, что майнеры уже обошли по потреблению электроэнергии 159 стран мира. Согласно этим подсчетам майнинг биткойна требует уже больше электричества, чем такие страны, как Ирландия или Нигерия. В рейтинге стран – потребителей электричества майнеры всего мира смогли бы занять 61-ю строчку между Болгарией и Марокко. Еще более изумительным оказался прогноз Power Compare на ближайшую перспективу: если сохранятся достигнутые темпы роста, то уже к февралю 2020 г. все электричество мира будет расходоваться на майнинг биткоинов.
Нынешний уровень в более чем 40 ТВт-ч соответствует 55-й строке между Ираком и Новой Зеландией. Также он соответствует 0,2% общемирового потребления электроэнергии, которое, по данным Международного энергетического агентства (IEA), составило в 2017 г. около 22 тыс. ТВт-ч.
На днях Business Insider сообщил о прогнозе, которые сделали, опираясь опять-таки на данные Digiconomist, аналитики финансовой компании Morgan Stanley. По их подсчетам, к концу 2018 г. майнеры биткоинов выйдут на уровень 125 ТВт-ч. Это будет соответствовать 0,6% общемирового потребления электроэнергии и превысит энергопотребление в Аргентине (ее население составляет почти 44 млн. человек), которая занимает 30-ю строку в мировом рейтинге. В своем письме к клиентам аналитики Morgan Stanley предупредили, что в 2018 г. на добычу биткоинов уйдет больше электричества, чем на заряд всех электромобилей в 2025 г.
Аналитик той же компании Morgan Stanley Николас Эшворт спрогнозировал, по сообщению Bloomberg, еще более высокую потребность в электроэнергии для майнинга биткоинов – 140 ТВт-ч к концу 2018 г.
Насколько преувеличены страхи
Впрочем, эксперт из Стэнфордского университета Джонатан Куми считает, что потребление электроэнергии майнерами преувеличено. Он сравнивает беспокойство по поводу майнинга с тревогами по поводу развития интернета в середине 1990-х. Тогда аналитики в восемь раз преувеличили долю интернета в энергопотреблении США. Из-за этих прогнозов многие компании стали увеличивать энергомощности, которые в будущем им не пригодились.
Куми подчеркивает, что индекс Digiconomist базируется на методе расчета, точность которого ничем не подкреплена. Digiconomist делает свои выводы на основе сведений о денежных доходах и расходах майнеров. Как утверждает эксперт, этот подход ни один энергетик не сочтет достоверным.
Сам создатель индекса Digiconomist Алекс де Ври считает свой метод оценки вполне надежным. Но при этом он признает, что достоверно подтвердить эти цифры нельзя, потому что система майнинга – это “черный ящик”.
В любом случае его оценки только в несколько раз превышают ту минимальную оценку, которую дал Уиз и которая твердо основывается на технологических характеристиках майнинга. Причем Уиз тоже утверждает, что потребление электроэнергиии майнерами растет и будет расти все более быстрыми темпами.
Так что в целом страхи по этому поводу отнюдь не являются преувеличенными. Только бояться нужно в первую очередь самим добытчикам биткоинов. В самом деле, возьмем прогноз Power Compare о том, что уже к февралю 2020 г. все электричество мира будет расходоваться на майнинг. Допустим, это сбудется не к февралю, а к концу 2020 г. или к концу 2021-го – тут нет принципиальной разницы. А вот что принципиально – это то, что ни в каком случае этот прогноз сбыться не сможет, потому что энергогенерирующие компании будут отвечать на рост потребления электроэнергии повышением ее стоимости. А правительства, в свою очередь, желая избежать такого развития событий, будут всеми правдами и неправдами ограничивать или вообще запрещать майнинг, прибегая и к карательным мерам.
Аналитики Citigroup уверены, что правительства не позволят майнерам потреблять огромное количество электроэнергии. “Чтобы ограничить потребление электричества, власти введут регуляторные или налоговые меры для майнеров”, – утверждает аналитик Citigroup Кристофер Чепмэн. По прогнозу Citigroup, к 2022 г. майнинг будет рентабельным, только если курс биткоина превысит $300 тыс. в лучшем для майнеров случае и $1,5 млн. – в худшем. Сейчас за биткоин дают около $13,5 тыс.
Станет ли Китай могильщиком биткоина
Чтобы адекватно оценить перспективы майнинга, необходимо учесть его географию. Она тесно привязана к географии дешевой электроэнергии. Подчеркнем, что единого мирового рынка электроэнергии нет, в отличие от рынка угля, газа и ядерного топлива. Электроэнергию не перевезешь на танкерах через океан и не доставишь по трубопроводу через многие тысячи километров. Конечно, ее можно передавать по проводам, но при этом происходят потери, делающие дальнюю транспортировку невыгодной. Потому существуют только региональные рынки электроэнергии (например, европейский). И цены на электроэнергию в разных странах могут отличаться во много раз.
В странах с дорогой электроэнергией майнинг невыгоден. Потому им почти не занимаются в Западной Европе. В число стран, где добыча биткоинов выгодна, входят Украина и Россия. Но им достаются в общем-то только крохи, а почти 80% мощностей по добыче биткоинов расположены в Китае.
И именно в Китае сейчас принимаются радикальные меры по борьбе с майнингом. По данным The Wall Street Journal, китайский регулятор интернет-финансов – Leading Group of Internet Financial Risks Remediation (Ведущая группа по устранению финансовых рисков в интернете) – на днях выпустил обращение к местным властям с призывом заняться прекращением деятельности, в ходе которой майнят криптовалюты.
Названная группа сама по себе не контролирует использование электроэнергии в стране, но она является влиятельным политическим игроком, поскольку ее возглавляет заместитель управляющего Народного банка Китая Пан Гуншэн. Представители группы на местах должны отчитываться о прогрессе в устранении майнеров в своем регионе каждый месяц.
Как пишет TechCrunch, группа настаивает на том, что майнеры должны “организованно уйти” из Китая. В сообщении говорится, что “они потребляют огромное количество ресурсов и провоцируют спекуляции на криптовалютах”. Подробная информация о решении китайского регулятора была опубликована в “Твиттере” руководительницей одной из майнинговых компаний Элли Чжан и подтверждена изданием Quartz.
Ранее Китай ввел запрет на проведение первичного размещения монет – ICO – и ограничил работу криптобирж. Народный банк Китая не скрывает своего скепсиса в отношении рынка криптовалют. В декабре Пан Гуншэн заявил, что биткоин рано или поздно исчезнет. “Остается сесть на берегу реки и подождать, пока труп биткоина по ней проплывет”, – заметил Пан Гуншэн.
Впрочем, он не только ждет, а и действует. В начале января на закрытом совещании, организованном Народным банком Китая, было принято решение об ограничении подачи электроэнергии для майнинга. Об этом сообщил Bloomberg со ссылкой на анонимные источники. Добыча криптовалюты уже начала влиять на общие показатели потребления электроэнергии в стране – в некоторых регионах спрос на электричество резко вырос. Народный банк Китая поручил муниципальным властям исследовать влияние майнинга на расход электроэнергии. Также к процессу подключилась Национальная комиссия по развитию и реформам, которая регулирует энергоснабжение.
Китайские майнеры уже начали покидать страну. Из-за этого могут вырасти сроки обработки биткоин-транзакций, хотя уже сейчас они занимают более 10 мин. Разумеется, майнеры, убегающие из Китая, будут искать пристанище там, где электроэнергия дешевая. Так что весьма своевременно этим кругом вопросов обеспокоился СНБО Украины.
Стоит ли игра свеч
В этой ситуации, конечно, искушает перспектива заманить китайский майнинг в Украину. Или чтобы украинские майнеры захватили долю рынка, теряемую китайцами. Но нужно понимать, что если майнинг уже создал проблемы для энергетики целого Китая, то украинскую энергетику китайские объемы майнинга просто подорвут. А перед этим они подорвут цены на электроэнергию.
Впрочем, какую-то часть китайской доли украинцы все же могли бы освоить без крупных проблем для энергетики и с некоторой выгодой для экономики. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что эта сфера деятельности обладает высоким криминогенным потенциалом. И справиться с ним будет очень нелегкой задачей для наших киберполицейских, почти не имеющих необходимого практического опыта.
А еще стоит учитывать, что если даже биткоин не рухнет в ближайшее время из-за проблем, которые он создаст для энергетики, то он может потерпеть крах в среднесрочной перспективе по совсем другой причине. Канадский физик Алекс Бит предупреждает, что после создания квантового компьютера системы криптографии, лежащие в основе криптовалют, будут мгновенно взломаны. Следовательно, ценность того же биткоина упадет до нуля. Другими словами, говорит ученый, первое, что сделает завладевший квантовым компьютером, – намайнит все оставшиеся биткоины мгновенно.
Впрочем, Алекс Бит не критикует биткоины, а, наоборот, считает их очень полезным изобретением. Ведь именно они являются идеальным индикатором того, существует ли в мире полноценный квантовый компьютер. Как только такой компьютер будет создан и заработает, мы об этом узнаем по исчезновению криптовалют. (Юрий Вишневский, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)