«БизнесЦензор» проанализировал импорт угля энергетическими компаниями Украины в 2017 г. Кто закупал топливо? У кого? И как это влияет на цену электроэнергии?
По данным Министерства энергетики и угольной промышленности (Минэнергоугля), в 2017 г. украинские теплоэлектростанции (ТЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) потребили 24,81 млн. т энергетического угля.
Весь этот уголь оплачен украинскими потребителями в тарифах на электроэнергию.
Импорт не превышает четверти потребления
Для того чтобы обеспечить гененерирующие компании деньгами на закупку этого угля, Нацкомиссия по регулированию энергетики (НКРЭКУ), подконтрольная президенту Петру Порошенко, в 2016 г. применила новую методику расчета оптовой рыночной цены (ОРЦ) на электроэнергию.
Согласно этим правилам, в тариф для ТЭС и ТЭЦ закладывается стоимость угля по импортному паритету – его средняя цена за последние 12 месяцев на бирже в Роттердаме (индекс API2) с учетом доставки в Украину. Эта методология в народе получила название “Роттердам+”.
Заявленной целью такого повышения тарифов была энергонезависимость Украины. Якобы генкомпании, после потери антрацитовых шахт на востоке Украины, должны иметь средства для закупки угля за рубежом.
Для некоторых участников рынка такое решение действительно стало единственной возможностью обеспечить свои станции углем, так как они не имеют собственных шахт. Но главное, что это решение помогло получить необоснованную прибыль компании ДТЭК Рината Ахметова.
ДТЭК – вертикально интегрированный холдинг. Как сообщал БЦ, компания сосредоточила 86% добычи энергетического угля по итогам 2017 года и более 80% тепловой генерации на восьми своих ТЭС по итогам 2016 года.
На основе данных таможенной статистики, БизнесЦензор проанализировал, насколько импортозависимы украинские генкомпании.
По данным Минэнергоугля, на которые ссылается Интерфакс-Украина, в 2017 году в Украину было импортировано 5,09 млн. т угля.
По данным ГФС, которые есть в распоряжении БЦ, импорт составил больший объем – 5,88 млн. т угля. Такое расхождение возможно из-за сроков “растаможки” топлива – часть угля, которая завозилась в 2016, была растаможена лишь в начале 2017 г.
Далее будем исходить из данных ГФС для удобства структуризации импорта. Согласно им, в Украину ввезено всего 23,7% от потребленного объема. Между тем, весь уголь, сожженный ТЭС и ТЭЦ, был оплачен потребителями по цене импортного паритета.
Сейчас цена угля, заложенная в тариф для тепловой генерации, составляет 2 550 грн./т, что примерно соответствует закупочным ценам на внешних рынках. Однако себестоимость его добычи на шахтах ДТЭК – объединениях “Павлоградуголь” и “Добропольеуголь” – не превышает 1300 грн./т.
Важно, что из 5,88 млн. т импортного угля, всего 1,25 млн. т было завезено через порты из дальнего зарубежья – ЮАР и США. Именно этот уголь соответствует цене, заложенной в тарифы для тепловой генерации.
Весь остальной объем завезен в Украину по железной дороге. Так, в начале 2017 года ДТЭК завез 127 тыс. т угля марки “Г” (газовый) с польской шахты Bogdanka на свою Бурштынскую ТЭС. Примечательно, что часть блоков этой ТЭС работают на экспорт электроэнергии в Европу.
Самый большой объем – 4,49 млн. т – был завезен из России. Его стоимость, в лучшем случае, соответствует цене угля на бирже в Роттердаме. Однако доставка в Украину обходится гораздо дешевле, чем доставка сухогрузами по морю.
Энергетические группы
Всего пять украинских компаний (групп), которым принадлежат объекты тепловой генерации на угле, импортировали топливо из-за границы.
Цены на уголь, указанные в таможенных декларациях, сильно менялись в течении года, в зависимости от времени и поставщиков. В начале года уголь завозился по $60-70/т из России. К концу года цены доходили до $100/т и выше. Например, осенью 2017 года уголь из США завозился по цене $104/т.
Импорт угля в Украину в 2017 г.
Компания (группа). Объем импорта, тыс. т. Собственник.
ДТЭК, 2 069, Ринат Ахметов.
Укртеплоэнерго, 1 689, Анатолий Шкрибляк, Олег Яковенко.
Донбассэнерго, 1 655, Роберт Бенш, Игорь Гуменюк.
Центрэнерго, 348, Государство.
Краматорсктеплоэнерго, 115, ContourGlobal (США), Краматорский горсовет.
Это почти исчерпывающий список владельцев ТЭС и ТЭЦ на угле. Уголь использует также небольшая Калушская ТЭЦ в Ивано-Франковской области, которая находится под управлением Минэнергоугля, возглавляемого министром Игорем Насаликом. Ранее он был мэром Калуша.
Однако в 2017 году Калушкская ТЭЦ уголь не импортировала.
ДТЭК
Самым крупным игроком во всех сферах, связанных с тепловой генерацией, является энергохолдинг Рината Ахметова. В 2017 году компания завезла 2,07 млн. т угля. Больше всего угля ДТЭК продала его дочерняя структура – Шахтоуправление “Обуховское”, которое добывает антрацит в Ростовской области РФ (Восточный Донбасс).
Со своих связанных шахт в РФ, холдинг Амхметова завез 826 тыс. т угля для Луганской ТЭС, входящей в “ДТЭК Востокэнерго”.
В структуру ДТЭК входит 8 ТЭС, из которых 5 работают на марке “Г” (газовый). Это Запорожская, Бурштынаская, Ладыженская, Добротворская и Кураховская ТЭС. Другие три – на марке “А” (антрацит), которая в Украине не добывается. Это Приднепровская, Криворожская и Луганская ТЭС.
При этом, на Приднепровской и Криворожской ТЭС в настоящий момент идут работы по переводу части блоков на марку “Г”.
Более полумиллиона тонн угля антрацитовой группы на ДТЭК поставил международный трейдер Glencore из ЮАР по морю. Еще 225 тыс. т того же топлива холдинг купил у американской компании XCOAL. Этот объем также зашел через порты.
Как упоминалось, 127 тыс. т угля марки “Г” компания завезла из Польши. Закупка этого объема похожа на маркетинговый ход.
Дело в том, что логичным решением для НКРЭКУ было бы заложить высокую цену угля для тех ТЭС и ТЭЦ, которые работают на антраците. Весь его объем импортируется.
Напротив, марка “Г” добывается активно. Ее добыча растет, учитывая перевод блоков ТЭС с антрацита на газовый уголь и связанные с этим инвестиции в добычу.
Импортируя небольшие объемы угля марки “Г”, ДТЭК пытается показать, что и на этот вид топлива существует дефицит. Тем самым легитимирзируется решение НКРЭКУ о завышении цены топлива в тарифе для ТЭС на весь уголь, независимо от марок.
Остальные поставки для ДТЭК осуществляли несколько российских компаний. Объем поставок каждой из них не превысил 150 тыс. т.
“Укртеплоэнерго”
Группа “Укртеплоэнерго” управляет четырьмя ТЭЦ. Среди них Дарницкая ТЭЦ столице – компания “Евро-Реконструкция”, в Чернигове – Фирма “Технова”, в Сумах – “Сумытеплоэнерго” и в Черкассах – “Черкасское химволокно”.
Среди бенефициаров группы бывший народный депутат Анатолий Шкрибляк и его партнер Олег Яковенко. Также связь с “Укртеплоэнерго” приписывают влиятельному представителю “Народного фронта” Николаю Мартыненко.
В 2017 году группа заняла второе место по объемам импорта энергетического угля. Всего на четыре своих ТЭЦ она завезла 1,69 млн. т угля.
Все ТЭЦ “Укртеплоэнерго”, кроме ТЭЦ в Черкассах, работают на антрацитовых марках угля. В 2017 году Черниговская ТЭЦ импортировала 467 тыс. т угля, Дарницкая в Киеве – 600 тыс. т, Сумская – 141 тыс. т.
166 тыс. т угля антрацитовой группы компания завезла из ЮАР через международного трейдера Vitol S.A. Весь остальной объем был закуплен у российских угольных компаний.
Примечательно, что Черкасская ТЭЦ, которая работает на марке “Г” также импортировала топливо. Российские шахты продали ей чуть менее полумлн. т.
В нормальных рыночных условиях, она могла бы закупить этот объем у ДТЭК – крупного производителя марки “Г”. Но в таком случае ДТЭК пришлось бы продать топливо по рыночной цене, конкурируя с российскими поставщиками.
Это означало бы потерю части прибыли, которую холдинг Ахметова получает благодаря вертикальной интеграции.
“Донбассэнерго”
1,65 млн. т антрацитовой группы завезла компания “Донбассэнерго” на единственную свою Славянскую ТЭС. Компании также принадлежала Старобешевская ТЭС, которая сейчас находится на неподконтрольной Украине территории Донбасса.
60% акций “Донбассэнерго” за 720 млн. грн в 2013 году купил донецкий бизнесмен Игорь Гуменюк в интересах Александра Януковича – сына тогдашнего президента. Сейчас компания “Энергоинвест холдинг”, которой принадлежит контрольный пакет акций генерации, записана на американца Роберта Бенша.
Решения от имени “Донбассэнерго” принимает ее директор Эдуард Бондаренко. Компания закупала уголь исключительно в России у 10 разных поставщиков.
“Центрэнерго”
78% генкомпании принадлежит государству в лице Фонда госимущества. Она управляет тремя ТЭС: Трипольской и Змиевской на антраците, а также Углегорской на газовом угле. Два энергоблока Змиевской ТЭС уже переведены на марку “Г”.
Несмотря на то, что эта компания – одна из самых крупных в стране, она завезла всего 348 тыс. т угля. У американской XCOAL было закуплено 339 тыс. т. Еще 9 тыс. т завезено из РФ в январе 2017 года.
Из России уголь поставлялся через гонконгские компании от российского государственного экспедитора “РЖД Логистика”. Подробно эту схему БЦ уже описывал.
После блокады торговли с неподконтрольными территориями в марте 2017 года, “Центрэнерго” перестало закупать уголь в РФ.
Стоит отметить, что “Центрэнерго” – единственная генкомпания, кроме ДТЭК, у которой есть поставщики угля в Украине. Свою Углегорскую ТЭС “Центрэнерго” полностью обеспечивает топливом с госшахт.
“Краматорсктеплоэнерго”
Компания управляет Краматорской ТЭЦ. 40% ее собственности принадлежат муниципальным властям Краматорска. Остальные 60% через кипрскую фирму Hamachi контролирует американская компания ContourGlobal.
В июне 2017 года стало известно, что компания заключила годовой контракт на поставку 150 тыс. т угля. За 2017 год на ТЭЦ поставлено 115 тыс. т топлива, закупленного у российской компании “Донуголь”.
Ее реальные бенефициары неизвестны. Номинальный собственник 95% акций “Донугля” – компания “Шакстен Ассетс Лимитед” с Британских Виргинских островов.
Крупнейшие поставщики
БЦ выделил шесть зарубежных компаний, объемы поставок которых превысили полмиллиона тонн. В общей сложности они обеспечили более двух третей поставок твердого топлива.
Поставщик. Объемы поставки, тыс. т
ШУ “Обуховское”, РФ, 826.
“Печерская горная компания”, РФ, 710.
УК “Кузбассразрезуголь”, РФ, 681.
Разрез “Кийзасский”, РФ, 676.
XCOAL Energy and Resources, США, 564.
Glencore International AG, ЮАР, 535.
Самым крупным поставщиком стал российский актив Ахметова – ШУ “Обуховское”. На втором месте “Печорская горная компания”, которая принадлежит совладельцу “Сибантрацита” Александру Исаеву.
Замыкает тройку крупных импортеров “Угольная Компания “Кузбассразрезуголь”, которая входит в холдинг “Уральская горно-металлургическая компания” (УГМК) российских бизнесменов Искандера Махмудова и Андрея Бокарева.
На четвертом месте “Разрез “Кийзасский”, которым управляет совладелец российской группы “Аллтек” Дмитрий Босов.
Американская XCOAL, у которой закупали уголь “Центрэнерго” и ДТЭК после переговоров президента Украины Петра Порошенко и президента США Дональда Трампа – на пятом месте.
И лишь в конце списка международный трейдер Glencore, который завозил топливо из ЮАР. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)