Пока правительство Владимира Гройсмана цепляется за любые возможности удержать цену на газ для населения и предприятий тепло-коммунальной энергетики (ТКЭ), поставляющих горячую воду и тепло населению, на уровне мая 2017 г., его оппоненты из группы “Нафтогаз Украины” уже продают газ тепловикам по цене в два раза выше. К маю стоимость таких операций уже превысила 25 млрд. грн.
И пока суды рассматривают, насколько законны такие продажи, многие граждане, даже не зная о проблемах судебных, пришли к выводу, что газ по такой цене – окончательный приговор для действующей (централизованной) системы снабжения городов теплом и горячей водой. Так что постарайтесь для своего комфорта еще летом решить эту проблему. Потому что сейчас в полный рост встает проблема небалансов газовой системы из-за тепловиков. А когда мы слышим термин “небаланс”, это означает двукратное повышение стоимости газа и соответствующий рост тарифов на тепло, горячую воду…
Киевляне, и не только, в очередной раз убедились в действенности “аксиомы Виталия Кличко” о том, что “холодная вода превратится в горячую, если ее подогреть, а для этого нужен газ”. С мая в Киеве нет проблем с горячей водой – она просто отсутствует. Потому что арендованное в последние годы компанией ДТЭК предприятие “Киевэнерго”, поставлявшее горячую воду и тепло киевлянам, с начала процесса возврата сетей в коммунальную собственность оказалось без газа – из-за миллиардных неплатежей за него “Нафтогазу”.
Тепловики уверяют, что долги за газ завышены почти вдвое. Но это еще надо просчитать и доказать. Между тем данные поставщика газа для предприятий ТКЭ – НАК “Нафтогаз Украины” говорят о долге “Киевэнерго” на сумму 4,8 млрд. грн.
В свою очередь в “Киевэнерго” отмечают, что в эту сумму включены “около 1,2 млрд. грн. штрафов и пени без источников покрытия… а еще около 1,1 млрд. грн. составляет долг государственного бюджета за льготы и субсидии и разницу в тарифах и за теплоснабжение бюджетных учреждений”.
Но пока “Нафтогаз” и “Киевэнерго” выясняют отношения, в частности в судах, около трех тыс. многоэтажек в столице остаются без горячей воды. И сколько таких в масштабах страны, сложно даже подсчитать. Но это полбеды.
Сказку сделать былью
На самом деле проблема с долгами тепловиков за газ отнюдь не исчерпывается спорными 2,3 млрд. грн. в Киеве. В масштабах Украины речь идет о почти 26 млрд. грн., и вокруг этой суммы переплелись интересы не только НАК “Нафтогаз Украины” и предприятий ТКЭ.
Газовое лобби в Украине настойчиво добивается повышения цены природного газа. Хотя от его представителей порой звучат совсем противоположные заявления, достаточно посмотреть хотя бы на официальные цифры.
Почти год назад, в конце мая 2017-го, один из топ-менеджеров НАКа публично обнадежил, что в случае победы в Стокгольмском арбитраже в споре с российским “Газпромом” “оптовые цены на газ в Украине будут приблизительно в два раза ниже, чем они есть сейчас”.
О победе “Нафтогаза” над российским “Газпромом” в Стокгольме стало известно 28 февраля 2018 г., о чем подробно рассказывало ZN.UA. С тех пор оптовые цены газа в прейскуранте НАКа… выросли на 7%, а не снизились. В “Нафтогазе”, вероятно, заявят: рыночные цены. Но если сравнить цену из этого же прейскуранта в нынешнем июне с июнем 2017-го, то выяснится, что газ подорожал еще больше – на треть.
Не утверждаю, что безоговорочно права. Но эти данные – повод подумать и посчитать. На первый взгляд, речь идет только о ценах природного газа для коммерческих потребителей. Для них рыночное ценообразование на природный газ – предмет и результат договора. А для предприятий ТКЭ, производящих тепло и горячую воду для городов, а также для населения (домохозяйств), действует фиксированная и относительно социальная специальная цена. Она установлена Кабинетом министров с
1 апреля 2017 г. постановлением №187 (с изменениями и дополнениями). С тех пор и до 1 августа 2018 г. (после недавней пролонгации правительством) такая цена поставок газа по спецобязательствам (ПСО – от укр. “покладання спецiальних обов’язкiв”) составляет для ТКЭ и домохозяйств 5930,4 грн./тыс. куб. м с НДС (без учета стоимости транспортировки). Пока Кабмин еще пытается спорить с МВФ о цене газа, прежде всего для населения. Но отставили не “грозившего” отставкой премьера, а главу Минфина. Впрочем, ни один из вариантов украинского правительства по ценам газа МВФ не принял. Торг продолжается…
Топливный ресурс, а именно: природный газ по вышеназванной цене, тепловикам должен поставлять единственный поставщик – НАК “Нафтогаз Украины” (согласно постановлению КМУ №187).
На самом деле уже третий год стоимость поставок газа НАКом для предприятий ТКЭ почти вдвое выше установленной правительством. К такой разнице в стоимости приводят небалансы, и эта разница постоянно растет, за период с декабря 2015-го по март 2018-го достигнув почти 27 млрд. грн. (И не нужно долго гадать, кто же в конечном итоге оплатит эту разницу, – многострадальный конечный потребитель.) На сегодняшний день главная задача группы “Нафтогаз” состоит в том, чтобы монетизировать эти небалансы. Пока же небалансы числятся в дебиторской задолженности “Укртрансгаза”.
Кого загонят в небалансы?
Феномен растущих небалансов объясняется просто – это прежде всего неплатежи за газ предприятий ТКЭ. В обычных условиях такие неплатежи НАК “Нафтогаз Украины” должна зафиксировать у себя как дебиторскую задолженность, а затем сформировать в связи с этим резерв сомнительных долгов. Но такой резерводнозначно увеличит убытки “Нафтогаза” и поставит крест на легендарной прибыльности этой компании.
И по этой причине НАК избегает подписания с предприятиями ТКЭ документов о передаче (продаже) газа. В то же время газ тепловики получают – Закон “Об обеспечении теплом” запрещает облгазам прекращать поставки в отопительный период. По крайней мере, каждый такой случай прокуратура берет на карандаш.
Без подписанных актов между “Нафтогазом” и тепловиками газ считается “несанкционированно потребленным”, что и засчитывается оператором поставок – “Укртрансгазом” как небаланс. После чего компания оформляет поставки газа тепловикам как услуги по восстановлению баланса (балансировки), а это приводит к его удорожанию в два раза.
Арифметика балансировки
Цена газа от “Нафтогаза” по спецобязательствам (ПСО) – 5930,4 грн./тыс. куб. м. Базовая цена газа “Укртрансгаза” в апреле 2018 г. – 10 614 грн.
В итоге цена газа в апреле от “Укртрансгаза” для услуг балансировки – это базовая цена газа, умноженная на коэффициент 1,2. То есть 10 614 х 1,2 = 12 736 грн./тыс. куб. м.
Коэффициент 1,2 “Укртрансгаз” применяет в случаях, если контрагент попал в категорию небаланса.
В результате оператор ГТС загнан в долговую яму. Поэтому для группы “Нафтогаз” остро стоит вопрос: кто заплатит за небаланс, на кого следует оформить эти долги? Пока они числятся на балансе “Укртрансгаза”, дело может дойти до обвинений в нанесении ущерба государственной компании. НАК уже судилась с “Укртрансгазом” по этому поводу. И в июне 2017 г. юристы дочерней компании без особого сопротивления, в одни ворота, проиграли коллегам из головного офиса дело о небалансах на почти 1 млрд. грн.
Так как газораспределительные компании (обл-, горгазы) не перекрывают газ тепловикам, то такие небалансы пытаются и пытались списать на них.
Преградой для перенесения долгов на газораспределительные компании стали изменения в Кодекс ГТС, внесенные постановлением НКРЭКУ №615 от 28 апреля 2017 г. Документ предписывает отражать небалансы тепловиков за поставщиком газа по спецобязательствам (читай – по спецобязательствам НАК “Нафтогаз Украины”), а не за газораспределительными компаниями. К тому же расчет услуг по балансировке “Укртрансгаз” должен представлять с адресной разбивкой по контрагентам, а не “итого”.
Никто из опрошенных ZN.UA операторов газораспределительных систем такую расшифровку по услугам балансировки до апреля 2018 г. не получил. Скорее всего, такое игнорирование связано с тем, что до сих пор тянулась судебная война вокруг вышеуказанного постановления. В начале года Окружной административный суд Киева полностью отказал в удовлетворении административных исков “Нафтогаза” и “Укртрансгаза”. А в апреле группа “Нафтогаз” проиграла апелляцию в Киевском апелляционном административном суде, и решение вступило в законную силу.
Суд да дело
Показательно, что проблема газовых небалансов характерна для тех областей, в которых предприятия ТКЭ играют весомую роль в теплообеспечении и поставках горячей воды. Проблем или даже сложностей нет, в частности, в западных областях страны, где популярны автономные системы отопления. В то же время наибольшие суммы за услуги балансировки “Укртрансгаза” – в Киеве, Харькове, Кривом Роге. Долг за балансировку записан и нарастает даже у “Кировоградгаза” – единственной газораспределительной компании в составе группы “Нафтогаз”.
Почему даже НАКовский “Кировоградгаз” задолжал?
Компания “Кировоградгаз” после перехода под контроль “Нафгагаза Украины”, по данным информагентств, “вдвое нарастила долги перед оператором газотранспортной системы”. На сегодняшний день задолженность “Кировоградгаза” перед “Укртрансгазом”, также входящим в группу “Нафтогаз”, выросла почти до 400 млн. грн. Это результат небалансов. Одна из их причин в том, что “Кировоградгаз” не покупал газ для покрытия своих операционных расходов, связанных с транспортировкой газа (так называемый производственно-технологический расход), и это сформировало долг на сумму 174 млн. грн. Вторая причина – потребление газа местными предприятиями ТКЭ без подтвержденной “Нафтогазом” номинации на общую сумму 219 млн. грн.
Поставки газа без таких номинаций проводились для снабжения двух крупнейших компаний местного ТКЭ. Речь идет о коммунальном предприятии “Теплоэнергетик” (Кировоградская ТЭЦ) и госпредприятии “Кировоградтепло”. “Кировоградгаз” обеспечивал их газом, несмотря на то, что тепловые компании с задержкой рассчитывались за него по ценам ПСО. (Напомню, что согласно ПСО устанавливаются предельные цены газа для домохозяйств, религиозных организаций, ТКЭ в части производства тепла и горячей воды для населения). В информационном сообщении указано, что “объемы таких поставок оператор ГТС оформил с коэффициентом 1,2 к базовой цене газа, ссылаясь на Кодекс газотранспортной системы”, и предъявил к оплате “Кировоградгазу”.
Руководство “Укртрансгаза”, очевидно, обеспокоено продолжающимся ростом долгов “Кировоградгаза”, – они увеличиваются быстрее, чем долги других операторов газораспределительных систем. И чем больше сумма неплатежей за газ со стороны тепловиков, тем болезненнее для “Укратрансгаза” и НАК “Нафтогаз Украины” проблема небаланса. Стало известно, что вслед за Киевом судебный иск получили “Криворожгаз” (на сумму долга за балансировку 1,6 млрд. грн., а также почти 400 млн. грн. пени и санкций) и еще несколько облгазов.
Член правления АО “Укртрансгаз” Сергей Алексеенко: “Ответственность оператора ГТС – осуществлять балансировку системы”
После принятия в 2015 году Закона Украины “О рынке природного газа” регулятором был принят Кодекс газотранспортной системы. Этот документ установил правила покупки, продажи, транспортировки природного газа участниками рынка. А также определил оператора ГТС ответственным за балансировку всей системы. Но с тех пор странным образом исчезло даже упоминание о балансе газа Украины, хотя бы прогнозном. За него раньше отвечала НАК “Нафтогаз Украины”. Вместе с тем появилась проблема небаланса газа в газотранспортной системе, но это уже головная боль оператора ГТС – АО “Укртрансгаз”. Фактически его трактуют как несанкционированно использованный участниками рынка природный газ. Сумма таких небалансов достигает, по подсчетам оператора ГТС, уже почти 26 млрд. грн.
Как эту проблему видят и пытаются решить в “Укртрансгазе” и как следует изменить действующий Кодекс ГТС, чтобы избежать этой проблемы и заставить ответственных за нее своевременно платить за услуги по балансировке газа, ZN.UA расспросило члена правления “Укртрансгаза” Сергея АЛЕКСЕЕНКО.
– Сергей Александрович, каким образом “Укртрансгаз” определяет должников по небалансам и как именно начисляет долги? На основании чего? Но для начала объясните, что означают понятия “небаланс”, “номинация”, “аллокация”.
– Согласно Кодексу ГТС, принятому в конце 2015 года, АО “Укртрансгаз” как оператор ГТС предоставляет услуги транспортировки (в том числе балансировки) на основании типового договора транспортировки природного газа, заключаемого со всеми заказчиками услуг транспортировки (с поставщиками газа как для населения, так и юридическим лицам, а также с промышленными предприятиями, получающими газ непосредственно из ГТС, операторами газораспределительных сетей и т.п.).
Услуги транспортировки предоставляются путем подачи номинаций (заявок) на точках входа/выхода ГТС, по которым со временем осуществляется аллокация фактически транспортированных объемов.
Ежемесячно оператор ГТС проводит аллокации (сверки) фактических объемов газа (основываясь на данных узлов учета газа), полученных на точках выхода, исходя из данных операторов газораспределительных сетей, и точках входа – по данным операторов смежных систем, газодобывающих предприятий или ПХГ.
Фактические объемы транспортировки могут значительно отличаться от объемов, указанных заказчиками услуг транспортировки в номинациях. В соответствии с Кодексом ГТС, избежание небаланса и урегулирование небаланса – ответственность заказчика услуги транспортировки и операторов газораспределительных систем. Оператор ГТС не может регулировать или прекращать потребление газа в точках выхода из ГТС к операторам газораспределительных систем (за исключением прямых потребителей).
Обязанность оператора ГТС – осуществлять балансировку системы. Он предоставляет услугу балансировки согласно условиям типового договора транспортировки (постановление НКРЭКУ №2497). Объем балансировки рассчитывается как разница между объемами газа, поданного на точках входа и отобранного на точках выхода в/из ГТС, исходя из фактических данных по объемам транспортировки газа согласно аллокации.
У долгов за услуги балансировки операторов газораспределительных сетей (ГРС) есть две причины возникновения. Они являются или результатом несанкционированного отбора газа оператором ГРС, или происходит несанкционированный отбор предприятиями ТКЭ из газораспределительных сетей. В обоих случаях отсутствуют подтвержденные номинации на поставки газа от НАК “Нафтогаз Украины” или других поставщиков.
Значительную часть объемов отобранного газа операторы ГРС относят на потребление предприятиями ТКЭ как поставленного от НАК “Нафтогаз Украины”. Но при отнесении таких номинаций на “Нафтогаз” операторы ГРС не могут подтвердить оператору ГТС, что процедура отнесения номинации выполнена определенным законом способом. Отсутствует информация о заключении этими предприятиями ТКЭ договоров с НАК. Наличие таких договоров “Нафтогаз” отрицает.
Для того чтобы НАК “Нафтогаз Украины” имела основания подтвердить номинации по регулируемому тарифу как “поставщик со специальными обязанностями”, необходимо, чтобы со стороны предприятий ГРС, ТКЭ были соблюдены следующие условия (в соответствии с постановлением КМУ №187 от 22 апреля 2017 года):
– заключен договор между предприятием и “Нафтогазом”;
– у предприятия отсутствует задолженность перед НАК, или
– предприятие погасило 90% своей задолженности, или
– предприятие реструктуризировало текущую задолженность перед НАК.
Таким образом, поставки “Нафтогазом” природного газа (предоставление номинаций) производителям тепловой энергии осуществляются в случае выполнения как минимум двух условий: 1) заключение договора с компанией на поставку природного газа и 2) обеспечение хотя бы одной из опций расчета. Если же предприятие ТКЭ не выполнило этих условий, НАК не имеет правовых оснований для предоставления номинаций на такие предприятия. Соответственно, энергогенерирующая компания обязана самостоятельно прекратить потребление природного газа согласно требованиям законодательства (п. 2 ст. 13 Закона “О рынке природного газа”; п. 20 раздела II Правил поставки природного газа, а также разд. 7 условий заключенных с НАК договоров поставки природного газа).
Незаконность таких действий операторов газораспределительных систем по отнесению на НАК “Нафтогаз Украины” объемов несанкционированного отбора природного газа из газотранспортной системы, то есть отбора природного газа без подтвержденных номинаций, подтверждается решениями судов в деле №910/10225/16, в частности постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 15 февраля 2017 года и постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 6 июля 2017 года.
Кроме необоснованного отнесения объемов на НАК “Нафтогаз Украины”, отбор значительного объема газа осуществляется операторами ГРС без предоставления номинации. То есть происходит несанкционированный отбор газа операторами ГРС.
Согласно судебной практике Высшего хозяйственного суда Украины, если в информации (отчетах) оператора ГРС о распределении фактического объема природного газа по поставщикам указано об отборе из ГТС природного газа в объемах, не предусмотренных подтвержденными номинациями, у такого оператора ГРС возникает небаланс. Указанная позиция изложена в постановлениях Высшего хозяйственного суда Украины в делах №922/1688/16, 904/4505/16, 922/1689/16, 903/629/16 и других.
Таким образом, операторы ГРС допускают значительные отборы объемов газа из системы несанкционированно и не исполняют свои обязанности согласно кодексам ГТС и ГРС. Проблема поставок газа ТКЭ искусственно искажается операторами ГРС с целью закамуфлировать объемы газа, отобранные и не оплаченные ими. Несанкционированный отбор этих объемов к проблеме поставки газа ТКЭ никакого отношения не имеет.
– На основании чего и каким именно образом рассчитывается стоимость услуг балансировки?
– Важно понять, что расчет стоимости услуг балансировки согласно кодексу имеет логику штрафа. Но кодекс позволяет оператору ГРС или другим заказчикам услуг урегулировать небаланс в договорном порядке, избежав этого штрафа. Коэффициент, применяемый согласно положениям кодекса, должен заставить участников рынка не допускать небалансов в будущем.
Как упоминалось выше, оператор ГТС предоставляет услугу балансировки согласно:
– постановлению НКРЭКУ от 30 сентября 2015 года №2493 “Об утверждении Кодекса ГТС”;
– постановлению НКРЭКУ от 30 сентября 2015 года №2497 “Об утверждении типового договора транспортировки природного газа”.
Расчет стоимости услуг балансировки, предоставленных заказчику услуг транспортировки за месяц, проводится оператором ГТС после окончания газового (отчетного) месяца на основании данных о месячном небалансе заказчика услуг транспортировки, который не был им урегулирован.
Положениями Кодекса ГТС (п. 5 гл. 1 разд. I) определены основные термины, в том числе значение понятия “небаланс” – это разница между объемами природного газа, предоставленными заказчиком услуг транспортировки для транспортировки на точке входа и отобранными заказчиком услуг транспортировки из газотранспортной системы на точке выхода, что определяется по процедуре аллокации.
Превышение объемов фактически отобранного природного газа из ГТС над объемами переданного природного газа является отрицательным небалансом, а превышение объемов переданного природного газа над объемами фактически отобранного природного газа – положительным небалансом.
В случае положительного значения месячного небаланса заказчик услуг транспортировки до 12-го числа следующего месяца:
– осуществляет продажу природного газа в размере небаланса другим заказчикам услуг транспортировки;
– проводит закачивание газа в объеме месячного небаланса природного газа или его остатков путем представления оператору газохранилища балансирующей номинации за этот газовый месяц.
В случае отрицательного значения небаланса заказчик услуг транспортировки до 12-го числа следующего месяца:
– проводит покупку природного газа у других заказчиков услуг транспортировки;
– осуществляет отбор природного газа путем представления оператору газохранилища балансирующей номинации для урегулирования остаточного небаланса за этот газовый месяц.
Отрицательный месячный небаланс, возникший у заказчика услуг транспортировки и не урегулированный им в срок до 12-го числа следующего месяца, урегулируется оператором ГТС за счет предоставления природного газа заказчику услуг транспортировки в рамках услуги балансировки для покрытия им неурегулированного объема природного газа.
Стоимость услуг балансировки за газовый месяц определяется на основании данных об отрицательном месячном небалансе заказчика по формуле:
Стоимость услуг балансировки = БЦГ х К х QБГ,
где БЦГ – базовая цена газа;
QБГ – объем отрицательного месячного небаланса заказчика услуг транспортировки;
К – коэффициент компенсации, равный 1,2. Если же размер небаланса составляет до 5% от объема природного газа, отобранного из газотранспортной системы, применяется коэффициент 1.
Согласно кодексу, оператор ГТС ежемесячно определяет базовую цену газа, состоящую из цены закупки природного газа оператором ГТС, затрат на транспортировку и хранение, в срок до 10-го числа месяца, следующего за газовым, и размещает ее на своем веб-сайте: http://utg.ua/utg/business-info/price-tariffs.html.
Оператор ГТС до 14-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет заказчику услуг транспортировки односторонний акт о предоставлении услуг балансировки, счет на оплату, отчет по точкам входа/выхода. Заказчик услуг транспортировки должен осуществить оплату в срок, не превышающий пяти банковских дней со дня получения им указанных документов.
Важно понять, что с 2016 года АО “Укртрансгаз” осуществляет закупки газа на технологические потребности, включающие в себя газ для осуществления услуг балансировки, на открытых торгах в системе ProZorro. Газ, используемый для балансировки потребностей ТКЭ, отбирается из общей системы. Цена газа, который наполняет эту систему и поставляется за счет рыночных закупок, не имеет никакого отношения к цене поставки газа по специальным обязательствам. НАК “Нафтогаз Украины” не поставляет газ для балансировки системы для потребностей ТКЭ по специальной цене. Такой механизм согласно кодексу не предусмотрен.
– Какова общая сумма долгов по небалансам? Какие компании имеют такой долг и сколько именно? Каким образом “Укртрансгаз” пытался решить этот вопрос и предупредить возникновение небалансов газа в будущем?
– В соответствии с требованиями кодекса операторы газораспределительных сетей могут осуществлять отбор природного газа только при наличии заключенных договоров его поставки. В случае отсутствия таких договоров операторы газораспределительных систем обязаны прекратить несанкционированный отбор природного газа из ГТС.
Но за это время операторы ГРС, предприятия ТКЭ, компании-поставщики и другие предприятия-потребители накопили огромную задолженность перед “Укртрансгазом” за услугу балансировки – 25,5 млрд. грн. (по состоянию на 1 мая 2018 года). Важно подчеркнуть, что наибольшая сумма долга – 16,5 млрд. грн. (65%) – накоплена операторами газораспределительных сетей группы “Региональная газовая компания” (РГК). Другие операторы ГРС или сократили задолженность за услуги балансировки, или темпы роста их задолженности значительно ниже, чем у группы РГК.
В регионах, где ГРС не контролируются РГК, наблюдается значительно лучшая дисциплина потребителей, в том числе предприятий ТКЭ.
Начиная с января 2018 года “Укртрансгаз” ежемесячно на своем официальном сайте публикует информацию о состоянии расчетов за предоставленные услуги по транспортировке и балансировке..
“Рекордсменом” по динамике увеличения задолженности в апреле является ПАО “Харьковгоргаз”, входящий в группу РГК, – рост на 491 млн. грн.
Среди крупнейших должников также ПАО “Криворожгаз” – 3,0 млрд. грн., ПАО “Днепропетровскгаз” – 1,9 млрд., ПАО “Киевоблгаз” – 1,4 млрд., ПАО “Львовгаз” – 715 млн., ПАО “Харьковгаз” – 634 млн. грн.
– Сколько “Укртрансгаз” предоставил услуг как оператор ГТС за последние годы? Во сколько обошлись такие услуги?
– В 2016 году “Укртрансгаз” предоставил услуг общей стоимостью 43,7 млрд. грн., в 2017-м – на 66,3 млрд., за первые четыре месяца 2018 года – на 25,6 млрд. грн.
За услугу балансировки было начислено за 2016 год 5,4 млрд. грн. (12%), за 2017 год – 19,5 млрд. (29%), за четыре месяца 2018-го – 11,8 млрд. грн. (46%).
С момента возложения функции балансировки на “Укртрансгаз” задолженность за предоставленную услугу выросла до 25,5 млрд. грн. при общей сумме начислений за услугу балансировки в течение этого периода – 36,7 млрд., то есть уровень расчетов за услугу балансировки составляет всего 30%.
– Есть ли сомнительные долги, сколько таких долгов у компании “Укртрансгаз” на сегодняшний день (это же касается долгов “неопределенного собственника”)?
– Согласно учетной политике компании, под задолженность, не оплаченную своевременно, формируются соответствующие резервы. Но формирование резервов не влияет на способность компании взимать полную сумму задолженности в судебном порядке. Судебная практика подтверждает позицию АО “Укртрансгаз”.
Существует задолженность операторов ГРС и потребителей, которые отказываются(-лись) заключать с “Укртрансгазом” договоры на транспортировку природного газа. В отчете независимого аудитора такие долги были классифицированы как долги неопределенного собственника, они составляют около 2,3 млрд. грн. Сюда относятся эпизоды с “Мариупольгазом”, который до 1 апреля 2017 года отказывался заключать договор на транспортировку с оператором ГТС, а также с “Донецкоблгазом” и “Луганскоблгазом”, которые не могли в полной мере контролировать расход газа в своих сетях в 2014-2015 годах (зона АТО).
– Как изменилась за последние пять лет ситуация с дебиторами? Как “Укртрансгаз” сотрудничал с ними, чтобы получить выплаты по долгам? Что в компании сделано, чтобы решить проблему с долгами?
– “Укртрансгаз” проводит системную претенциозно-исковую работу по взысканию задолженности с должников согласно действующему законодательству.
Сейчас в судах на рассмотрении находятся 52 дела о принудительном взыскании задолженности с операторов ГРС. Судебная практика по некоторым делам, где состоялись слушания, в целом поддерживает позицию АО “Укртрансгаз”. В принудительном порядке уже взыскана часть задолженности операторов ГРС за услуги балансировки.
Вследствие всех указанных выше действий операторов газораспределительных сетей “Укртрансгаз” как оператор газотранспортной системы понесет прямые убытки в виде объемов природного газа, несанкционированно отобранных из ГТС и не оплаченных операторами ГРС. Вышеупомянутые обстоятельства изложены в обращении АО “Укртрансгаз” в Генеральную прокуратуру Украины от 6 сентября 2017 года и являются предметом расследования в уголовном производстве №42017000000002887. По обращению компании Главным следственным управлением ГПУ осуществляются досудебные расследования по факту завладения и растраты должностными лицами операторов ГРС, по предварительному сговору и путем злоупотребления служебным положением, средств АО “Укртрансгаз” в особо крупных размерах.
– К Кодексу ГТС так много вопросов, что “Укртрансгаз” и “Нафтогаз Украины” готовы подать новую редакцию. Так ли это? Какие ключевые вопросы “Укртрансгаз” хотел бы изменить?
– АО “Укртрансгаз” во исполнение требований части 1 статьи 33 Закона Украины “О рынке природного газа” разработало проект Кодекса газотранспортной системы, которым вводится суточная балансировка на рынке природного газа, и 28 сентября 2017 года письмом под №1001ВИХ-17-4750 направило его для рассмотрения и утверждения НКРЭКУ в установленном порядке.
Но НКРЭКУ постановлением от 27 декабря 2017 года №1437 утвердила изменения в Кодекс ГТС о введении суточной балансировки на рынке природного газа, отличающиеся от предлагаемых “Укртрансгазом”. С момента принятия постановления №1437 “Укртрансгаз” неоднократно информировал НКРЭКУ о выявленных проблемных аспектах введения суточной балансировки.
Кодекс в редакции, утвержденной НКРЭКУ, не достигает основной цели реформы – прекращения или хотя бы значительного сокращения объемов несанкционированного отбора газа.
Проблемные вопросы существующей версии Кодекса ГТС, требующие, на наш взгляд, экстренного решения:
– разработать механизм прекращения несанкционированного отбора газа;
– изменить условия финансового обеспечения, поскольку согласно положениям принятой НКРЭКУ редакции Кодекса ГТС заказчик услуг может свободно выполнять фиктивные операции по продаже газа, использовать газ, принадлежащий оператору ГТС, неограниченно создавать ежедневный небаланс;
– изменить ситуацию, при которой оператор ГТС обязан платить заказчику за нейтральность балансировки даже в случае отсутствия фактической оплаты таким заказчиком суточного баланса и возникновения убытков у оператора ГТС от деятельности по балансировке;
– обязать осуществлять оплаты заказчиками за услуги транспортировки непосредственно оператору ГТС, а не опосредованно, через операторов ГРС;
– ввести механизм обеспечения крупных потребителей, чтобы у них могло быть несколько поставщиков в один расчетный период через механизм заключения аллокационного соглашения между поставщиком и потребителем;
– предусмотреть положения, которыми определялись бы прозрачные критерии для выбора оператором ГТС торговых платформ.
***
Очевидно одно, что перекладыванием ответственности за небалансы проблему не решить. “Укртрансгаз” винит в небалансах в основном операторов газораспределительной системы (облгазы). Те, в свою очередь, виновными называют “Нафтогаз” и “Укртрансгаз”. Аргументы обеих сторон изложены достаточно подробно. Самое время регулятору и правительству рассмотреть эту проблему и разрубить этот гордиев узел, пока он не довел до абсурда начатые реформы на газовом рынке страны. (Алла Еременко, редактор отдела экономической безопасности ZN.UA, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)