Дания упорно не хочет давать однозначное согласие на то, чтобы “Северный поток-2” прошел через ее территориальные воды. Но и однозначно отказывать не хочет. Так что решение регулярно откладывается “по экологическим причинам”.
Каждый видит по-своему
Вечером 27 марта новостные ленты начали выдавать противоречивую информацию о решении Дании относительно газопровода “Северный поток-2”. Сперва гендиректор компании-оператора Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг в своем письме правлению компании сообщил, что Дания не дает согласия на прохождение газопровода к северу от острова и стремится получить оценку по южному маршруту. В этой связи директор оператора российского газопровода заявил о возможном откладывании сроков строительства проекта в связи с позицией Дании.
Другие СМИ сослались на министра иностранных дел Дании Андерса Самуэльсена, который еще 6 марта заявил, что российская агрессия против Украины уменьшает шансы того, что Дания позволит немецко-российскому газопроводу “Северный поток-2” проходить через ее территориальные воды.
Наконец, глава “Нафтогаза” Андрей Коболев в своем Facebook заявил: “Газпром” получил очередной отказ в Дании по маршруту “Северного потока-2″. Это, конечно же, проект не убивает. Пока что. Тем не менее надо снова искать новый путь. А Балтийское море не такое уж и большое, и желающих что-то проложить или закопать хватает”.
Официальное заявление компании Nord Stream 2, однако, это опровергало. Из него следует, что Датское энергетическое агентство (DEA) пока не вынесло свое решение по заявкам на строительство газопровода “Северный поток-2”, поэтому обе заявки остаются в силе. Датский регулятор запросил у оператора проекта дополнительную экологическую оценку основного маршрута прохождения газопровода к югу от острова Борнхольм. Было предложено включить и сам Борнхольм в экологическую оценку.
Тем не менее Маттиас Варниг в своем комментарии высказался более откровенно: “К сожалению, решение DEA не соответствует нашему мнению и является кристально ясным”. Он отметил, что Nord Stream 2 AG может обжаловать это решение до 24 апреля, причем процедура может занять несколько месяцев, после чего может быть подана новая апелляция. “Все вместе это может длиться годы”, – посетовал Варниг.
Кроме того, в компании Nord Stream 2 признали, что Дания также может спросить мнение Польши по поводу строительства газопровода. А позиция поляков хорошо известна: Варшава категорически против “Северного потока-2”. Настолько, что посол Польши в Украине Бартош Цихоцкий даже поприветствовал решение DEA, заявив в своем Twitter: “Хорошие новости для Украины и стран трех морей: генеральный директор Nord Stream 2 признал совместные усилия Польши и Дании, способные отсрочить завершение газопровода на годы”.
Наконец, свое видение ситуации изложило Посольство Украины в Дании. По его информации, Дания предложила консорциуму по строительству газопровода “Северный поток-2” рассмотреть совершенно новый маршрут его прохождения – через континентальный шельф к югу от датского острова Борнхольм.
Посольство ссылается на слова пресс-секретаря Датского энергетического агентства Торе Фальбе-Хансена о том, что указанное решение – результат обязанности определить путь газопровода, который меньше вредит прохождению морских судов и окружающей среде. При рассмотрении третьего пути Дания проведет консультации с другими странами в соответствии с Конвенцией Эспо, что может занять несколько месяцев.
Экология как повод
Наконец, свое видение ситуации изложило Посольство Украины в Дании. По его информации, Дания предложила консорциуму по строительству газопровода “Северный поток-2” рассмотреть совершенно новый маршрут его прохождения – через континентальный шельф к югу от датского острова Борнхольм.
Посольство ссылается на слова пресс-секретаря Датского энергетического агентства Торе Фальбе-Хансена о том, что указанное решение – результат обязанности определить путь газопровода, который меньше вредит прохождению морских судов и окружающей среде. При рассмотрении третьего пути Дания проведет консультации с другими странами в соответствии с Конвенцией Эспо, что может занять несколько месяцев.
Экология как повод
Прошло уже два года с момента получения Данией от России первой заявки на прохождение газопровода через ее территориальные воды. Поскольку ответ от датской стороны затягивался, консорциум по строительству газопровода “Северный поток-2” в августе 2018-го подал заявку на прохождение газопровода через континентальный шельф Дании к северу от Борнхольма. В этом случае Дания не может просто отказать, однако имеет возможность аргументировать свои сомнения соображениями свободы мореплавания и необходимостью получить гарантии отсутствии вреда окружающей среде.
В свою очередь, южный маршрут через территориальные воды Дании подпадает под действие закона, который позволяет Копенгагену оценить просьбу о строительстве “Северного потока-2” с точки зрения внешней политики и политики безопасности.
Проблема в том, что просто взять и выдать отрицательное заключение Дании очень сложно, потому что она выдала разрешение на “Северный поток-1”. Теперь менеджерам того же DEA будет очень сложно объяснять, чем первый газопровод отличается от “Северного потока-2”. В Москве настаивают, что это аналогичный проект, который проходит по тому же маршруту.
В любом случае требование Дании провести дополнительную экологическую экспертизу проекта может затянуть строительство газопровода еще как минимум на год, и то без гарантии положительного решения в дальнейшем. Альтернатива для “Газпрома” – вообще отказаться от отношений с Копенгагеном и строить “Северный поток-2” в обход Дании. Но это означает не только затягивание сроков еще как минимум на год, но и крупные дополнительные расходы.
Оба варианта явно не устраивают Кремль, который ожидает ввода газопровода в эксплуатацию с 1 января следующего года. Причем ожидает с таким нетерпением, что “Газпром” уже поторопился анонсировать полное “избавление от украинского транзита” с 1 января 2020 г. Однако после нового демарша Дании очевидно, что “Газпром” точно не успеет достроить “Северный поток-2” до конца 2019-го.
Если свою позицию неприятия “Северного потока-2” датчане подкрепят еще и отрицательным отношением Польши к проекту, то “Газпрому” останется лишь принимать соболезнования. Надавить на Варшаву, даже “задобрив” Берлин, Париж и Брюссель, у Москвы не получится: Польша с удовольствием фрондирует своей независимостью от мнения старой Европы и демонстративно дружит с Вашингтоном. А американцы ну совершенно не склонны принимать “Северный поток-2” как новую геополитическую реальность. И охотно поддержат (политически и экономически) тех европейцев, которые будут сопротивляться российскому газовому проекту.
Есть еще один момент. В Дании не говорят ни да, ни нет, потому что готовы торговаться с Россией: она может пойти на уступки по различным северо-полярным вопросам (Дания – это не только небольшой полуостров в Северном и Балтийском морях, но и огромная Гренландия). В обмен на, соответственно, лояльность Дании по отношению к “Северному потоку-2”.
Напоследок напомним про еще один аспект всей этой истории. Именно американские компании рассматриваются как главные потенциальные инвесторы, которым Украина может после 2019 г. продать 49% своей ГТС. (Точнее, компании-оператора, которая получит ее на баланс.) Но чтобы эти инвестиции вообще имели смысл, украинская ГТС должна быть загружена, то есть перекачивать газ из РФ в Европу. Так что планы Киева и Вашингтона тут совпадают: противодействовать “Северному потоку-2” всеми доступными способами.
Газопровод “Северный поток-2” пройдет по Балтийскому морю, соединив российских поставщиков (пока это только “Газпром”) с потребителями природного газа в Европе. Его протяженность составит более 1,2 тыс. км, пропускная способность – 55 млрд. куб. м газа в год. По проекту предполагалось, что две ветки газопровода будут построены до конца 2019 г.
“Северный поток-2” пойдет в обход транзитных государств – Украины, Беларуси, Польши и других восточноевропейских стран, через исключительные экономические зоны и территориальные воды России, Финляндии, Швеции и Германии (Дания остается под вопросом). Проект оценивается в 9,5 млрд. евро. Его реализует “Газпром” в альянсе с европейскими компаниями Engie, Uniper, OMV, Shell, Wintershall. Они обязались профинансировать “Северный поток-2” суммарно на 50%, то есть на 950 млн. евро каждый. “Газпром” же заплатит вторую половину средств – 4,75 млрд. евро. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)