В солнечной генерации ожидается рост и усиление географической диверсификации. Если в 2016 г. в мире было шесть гигаваттных рынков, то в 2019 г. их будет уже 16. При этом общая доля пяти ведущих рынков снизится с 81,4% до 65%.
В отличие от географической диверсификации в солнечной электроэнергетике, отраслевые производственные цепочки будут продолжать концентрироваться в Азии. Согласно базе данных EnergyTrend, дочерней компании Trendforce, на долю Китая приходилось 69% и 64% мировых мощностей по производству ячеек и модулей соответственно, тогда как на весь азиатский регион (за исключением Индии) – 92% и 85% соответственно.
Анализ спроса и предложения на основных рынках в 2019 году показывает, что Китай, Юго-Восточная Азия, Тайвань и Корея являются регионами избыточного предложения, в то время как Соединенные Штаты, Индия и Европа полагаются на импорт из этих стран/регионов для удовлетворения своих потребностей.
Торговые барьеры
В мире существует и постоянно изменяется довольно сложная система торговых барьеров, касающихся оборудования для солнечной энергетики (элементов и модулей).
В некоторых странах нет торговых барьеров, ограничений на экспорт или импорт. К ним относятся Австралия, Япония и государства Юго-Восточной Азии. Покупатели на этих рынках делают выбор на основе таких критериев, как соотношение цены и качества, бренды и гарантии, качество электроэнергии. Китайские производители первого уровня обладают наибольшим преимуществом в этих аспектах.
В прошлом году Европа отменила пошлины на китайские солнечные модули (правила минимальной цены), что приводит к постепенному вытеснению с европейского рынка модулей из Тайваня, Южной Кореи и других стран Юго-Восточной Азии.
США, напротив, ввели ограничения и таможенные тарифы на поставку солнечных элементов и модулей из ряда стран, в первую очередь Юго-Восточной Азии, КНР, в частности. Соединенные Штаты имеют собственные производственные мощности – 2,5 ГВт для солнечных ячеек и 6,6 ГВт для модулей – и, соответственно, нуждаются в дополнительных 10 ГВт солнечных ячеек и 5,9 ГВт модулей для удовлетворения своей (прогнозируемой) потребности в 12,5 ГВт в 2019 году.
Несмотря на то, что продукция из Турции, Индии и некоторых других стран полностью освобождена от таможенных пошлин, производители этих стран обладают ограниченными производственными возможностями (мощностями), а их продукция имеет неоптимальные ценовые характеристики в отличие от основных азиатских поставщиков. Это означает, что Соединенные Штаты, безусловно, будут импортировать модули и ячейки из Юго-Восточной Азии, Китая в том числе.
Анализ цен на солнечные ячейки в Тайване, материковом Китае и Юго-Восточной Азии показал, что наиболее конкурентоспособными продуктами на рынке США являются ячейки из Юго-Восточной Азии, собранные в модули в Соединенных Штатах. Модули, собранные в Юго-Восточной Азии, и отправленные оттуда в Соединенные Штаты, занимают второе место.
Индия ввела защитный тариф 26 июля 2018 года. Однако это имело лишь кратковременные последствия. Экспорт из Китая снизился в период с августа по октябрь, а в ноябре снова вырос. Причина: низкие цены, которые даже с учетом таможни остаются конкурентоспособными.
Итак, китайская продукция в настоящее время доминирует на мировом рынке благодаря конкурентоспособному соотношению цена-качество.
Тайвань фокусируется на экспорте солнечных элементов, но довольно высокие издержки производства и менее конкурентоспособными ценами ставят под угрозу стабильность его поставок. Для сравнения, производственные мощности в Юго-Восточной Азии имеют преимущество в виде более низких издержек производства и широкого выбора экспортных рынков. Обладая максимальной гибкостью поставок, производители Юго-Восточной Азии могут регулировать потоки поставок в соответствии с реальной ситуацией на рынке, даже в регионах с торговыми барьерами. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)