Верховная Рада приняла закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии”. За принятие соответствующего законопроекта №8449-д во втором чтении проголосовал 241 народный депутат.
Как отмечается в выводах профильного парламентского Комитета, ко второму чтению была уточнена терминология законопроекта, организационно-правовые аспекты участия в аукционах на электронной торговой системе Prozorro, условия упрощенной процедуры установления “зеленого” тарифа (без получения лицензии на производство электрической энергии), средства защиты иностранных инвестиций и т. д.
Законом установлено, что аукционы по распределению квоты государственной поддержки объектов альтернативной энергетики вводятся с 1 января 2020 г., тогда как ранее профильный парламентский комитет предлагал ввести их с 1 июля 2019 г.
Кроме того, законопроектом предложено определить, что такие аукционы с 2020 г. будут проводиться только для проектов ветровых электростанций (ВЭС) мощностью более 20 МВт и проектов по другим видам ВИЭ мощностью более 10 МВт.
С 2021 г. этот показатель будет снижен для других ВИЭ до 5 МВт, а с 2023 г. аукционы станут обязательными для всех проектов ВЭС мощностью более 3 МВт (за исключением одной ветротурбины) и проектов по другим видам ВИЭ мощностью более 1 МВт.
При этом существующая система поддержки “зелеными” тарифами будет действовать до 2030 г. и будет распространяться на производителей, которым уже ранее установлен “зеленый” тариф, а также на компании, которые успеют до 1 января 2020 г. построить и ввести в эксплуатацию объекты электроэнергетики (независимо от установленной мощности объекта и вида ВИЭ).
Также действующие тарифы закреплены для компаний, которые до 31 декабря 2019 г. подпишут предварительный договор купли-продажи электрической энергии по “зеленому” тарифу с ГП “Энергорынок”, построят и введут соответствующие объекты в эксплуатацию в течение двух лет (для СЭС) и трех лет (для других видов ВИЭ).
При этом в пояснительной записке к документу авторы законопроекта признают, что нынешний высокий уровень “зеленого” тарифа в Украине, особенно тарифа для солнечных электростанций (СЭС) создает избыточную ценовую нагрузку для потребителей электрической энергии, которая будет в дальнейшем стремительно расти с вводом в эксплуатацию новых электростанций.
Так, в 2017 г. объем отпущенной производителями по “зеленому” тарифу электрической энергии составил 1,5% в общем объеме, но по доле оплаты они заняли 7,5%, а на конец 2018 г. – 8,2%.
При этом в Украине наблюдается аналогичная мировых тенденция к уменьшению капитальных затрат по проектам строительства СЭС, ВЭС, что обусловлено постепенным удешевлением оборудования. Так по данным отчета IRENA, средневзвешенная стоимость электрической энергии, произведенной из энергии солнца, уменьшилась в течение 2010-2017 гг. на 73% до $0,1 за кВт/ч.
Наибольшие мощности по производству “зеленой” энергии анонсировала ввести в следующем году компания “ДТЭК” Рината Ахметова.
По данным рейтингового агентства Fitch Ratings, ДТЭК рассчитывает вложить около 750 млн. евро на строительство ветровых и солнечных электростанций в 2018-2019 гг. мощностью около 740 МВт с целью получить более высокий тариф на электроэнергию. По меньшей мере, часть средств на реализацию этих проектов в сумме 210 млн. евро DTEK Renewables B.V. получила в виде займа от материнской компании DTEK B.V. При этом в 2020 г. ДТЭК значительных инвестиций в ВИЭ не планирует.
“Ввод в эксплуатацию активов до конца 2019 г. имеет решающее значение для права на более высокие утвержденные тарифы, которые упадут примерно на 11% в 2020 г. Это может привести к снижению EBITDA и более медленному сокращению доли заемных средств”, – отмечали эксперты Fitch.
В связи с этим агентство указывало, что любая значительная задержка или невыполнение проектов будет отрицательно влиять на рейтинг DTEK Renewables B.V.
Fitch также указывает, что “зеленый тариф” в Украине создает привлекательную норму прибыли для энергетических компаний. Так, сейчас тарифы установлены до 2019 г. на уровне 10,2 евроцента за кВт/ч для ветра и 15 евро за кВт/ч для солнечной энергии по сравнению с тарифами на оптовом рынке электроэнергии в диапазоне 4,6-4,8 евроцента за кВт/ч.
DTEK Renewables B.V. – холдинговая компания, которая консолидирует активы ДТЭК в возобновляемой энергетике. Согласно информации на сайте ДТЭК, в портфель проектов компании входят действующие Ботиевская ВЭС (200 МВт) и Трифановская СЭС (10 МВт). На стадии строительства находятся еще два объекта – Никопольская СЭС (200 МВт) и первая очередь Приморской ВЭС (100 МВт). Компания планирует увеличить портфель проектов почти в пять раз к 2020 г. – до 1 ГВт.
Кроме того, норвежская NBT в апреле 2018 г. купила ООО “Сивашэнергопром” (оперирует ветропарком мощностью около 3 МВт в Херсонской области) и намерена построить на сопредельных территориях ВЭС установленной мощностью 250-330 МВт. Для этого компания привлекает кредит на 150 млн. евро у ЕБРР.
Также компании Ukraine Power Resources и Yuzhne Energy намерены построить ветряные электростанции (ВЭС) установленной мощностью 120 и 72 МВт соответственно в Лиманском районе Одесской области ценочной стоимостью 270 млн. евро.
Ранее Европейский банк реконструкции и развития заявил, что прекращает финансирование проектов в Украине по солнечной энергетике до внедрения в Украине аукционов, которые позволят снизить тарифы на энергию, производимую ВИЭ.
ЕБРР неоднократно призывал Украину к внедрению механизма аукционов как более прогрессивной модели стимулировании создания генерации, использующей возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
По оценке ЕБРР, запуск аукционов в конечном итоге может привести к снижению нагрузки ВИЭ на тарифы. (БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)