Россия намерена воспользоваться опытом сланцевых компаний США, чтобы быстро увеличить добычу нефти и удержать свою долю на мировом рынке после того, как спрос на сырье восстановится после пандемии коронавируса. Об этом сообщает Reuters.
По крайней мере, два государственных банка РФ – Сбербанк и ВЭБ – планируют одолжить нефтяным компаниям около 400 млрд. руб. ($6 млрд.) под практически нулевые процентные ставки. Эти средства будут использованы для бурения примерно 3 тыс. незаконченных скважин, сообщили агентству официальные лица, участвующие в разработке этой схемы.
Как только цены на нефть восстановятся, незавершенные скважины можно будет ввести в эксплуатацию быстрее, чем начинать бурения с нуля. Это позволит России вернуть свою добычу к уровням, достигнутым до того, как она согласилась вместе с другими ведущими производителями резко сократить поставки сырья из-за последствий пандемии COVID-19.
Эта тактика позаимствована Россией у американских производителей сланцевой нефти, которые стремятся бурить, но не заканчивать скважины в периоды низких цен на нефть вместо того, чтобы полностью заморозить свою деятельность. Благодаря такому походу сланцевики США могут быстро завершить бурение неоконченных скважин и нарастить нефтедобычу, когда спрос на сырье возрастет.
Пожелавший остаться неназванным геолог, консультирующий российские нефтяные компании, рассказал Reuters, что новые скважины увеличат добычу нефти в РФ не менее чем на 200 тыс. барр./сут. (б/с). Если же предположения российских геологов о больших запасах нефти окажутся верными, новые скважины могут увеличить добычу на 2 млн. б/с.
На прошлой неделе министр энергетики РФ Александр Новак назвал сумму, которую необходимо инвестировать в антикризисную программу бурения. Однако он не озвучил подробности того, как именно будет работать эта схема, сколько будет пробурено скважин и насколько может увеличиться добыча нефти.
Заместитель министра энергетики Павел Сорокин, бывший нефтегазовый аналитик в американском банке Morgan Stanley и один из архитекторов нового плана, отказался комментировать количество скважин и их ожидаемый дебет.
По данным Минэнерго, в прошлом году Россия добывала в среднем 11,3 млн. барр. нефти в сутки из 180 тыс. скважин. Новак заявил на прошлой неделе, что в рамках ОПЕК+ об ограничении мировых поставок сырой нефти добыча черного золота в стране упала на 2 млн. б/с.
В рамках исполнения сделки ОПЕК+ Россия закрыла в основном старые или наименее продуктивные скважины, которые вряд ли будут восстановлены после истечения срока сделки ОПЕК+ в апреле 2022 г. Поэтому правительство РФ помогает местным нефтяным компаниям обеспечить быструю замену утраченных активов.
“Такая поддержка … позволит нам создать необходимое количество незавершенных скважин, готовых к запуску, когда нам потребуется увеличить добычу”, – сказал Сорокин.
Россия разработала различные меры стимулирования, чтобы справиться с последствиями COVID-19. Как ожидается, расходы на них в течение следующих двух лет достигнут 5 трлн. руб. Но остается неясным, будет ли осуществляться запланированная поддержка нефтяных компаний из этих фондов.
Аналитики предупреждают, что Саудовская Аравия и Соединенные Штаты могут возобновить приостановленную добычу нефти быстрее, чем Россия, и Москва настороженно относится к тому, чтобы не потерять свою долю после возвращения рынка к нормальному состоянию.
Холодная погода является главной причиной того, что добыча нефти в России дороже и требует больше времени для перезапуска скважин, чем в Саудовской Аравии, сказала Дарья Сурова, аналитик консалтинговой компании Rystad Energy.
По словам Сергея Клубкова, директора по исследованиям компании Vygon Consulting, российская нефть имеет тенденцию к залеганию на большей глубине и в более толстых слоях. При этом тяжелое буровое оборудование можно перемещать на сибирские месторождения только зимой, когда замерзают болота и реки.
Уровень инвестиций, объявленный Москвой, будет достаточным для бурения примерно 3 тыс. эксплуатационных скважин различных типов, считает Клубков из Vygon. Он проводит соответствующие исследования для российских министерств энергетики и природных ресурсов.
Согласно проекту, план бурения, который еще должен быть завершен министерствами энергетики и финансов, будет включать в себя банковские кредиты, а также налоговые льготы и льготные процентные ставки.
Сорокин рассказал агентству Reuters, что министерства завершают разработку схемы, согласно которой нефтяные компании РФ будут платить проценты по кредитам только сверх основной процентной ставки центрального банка, которая составляет 4,5%. Поэтому кредиты, вероятно, будут практически беспроцентными.
Анатолий Попов, заместитель председателя правления Сбербанка – крупнейшего в России кредитора, сообщил Reuters, что он ведет переговоры с министерством энергетики о схеме и деталях, которые еще предстоит доработать.
Государственный банк развития ВЭБ подтвердил агентству Reuters, что он также участвовал в переговорах в Москве о своей возможной роли в более широком пакете стимулов для выхода из коронавирусного кризиса, не уточняя деталей.
Согласно проекту плана российской стратегии восстановления после пандемии до конца 2021 г., по мнению Reuters, нефтяные компании могут также получить налоговые льготы по кредитам.
Впрочем, один из представителей российской нефтяной промышленности задал риторический вопрос: восстановится ли когда-нибудь мировой спрос на нефть до уровня, который оправдает затраты на бурение новых скважин?
“Будут ли они нам когда-нибудь нужны?” – вопрошает российский нефтяник.
Часть российских нефтяных скважин не удастся восстановить после снятия ограничений ОПЕК+. “Не исключаю, что какие-то скважины в будущем не будут восстанавливаться, а будут инвестироваться средства в новые скважины”, – сказал министр энергетики РФ. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)