В современную эпоху инноваций индустриальная система формата XIX-ХХ веков начинает замещаться новыми принципами социально-технологической организации общества. Вектор трансформаций, затрагивающий все аспекты жизнедеятельности человека, направлен на постиндустриальную систему хозяйствования и интегральный экономический строй многоукладной экономики (соединяющий частную инициативу и активность бизнеса, стратегическую инновационную функцию государства и социальную ориентированность экономики). В энергетике запущен процесс формирования также многоукладной структуры, которая подразумевает синтез централизованного и автономного энергообеспечения, а также интеллектуального управления производством, транспортировкой, хранением, распределением и потреблением всех видов энергоносителей.

Резкий рост кривой НТП обусловил разворачивание третьей технологической революции (первая ТР – изобретение паровой машины, вторая была основана на достижениях в области электричества и химии). При этом индустриальная экономика подошла к пределу возможностей действующих энергетических технологий (энергетическому “порогу”), что стало причиной формирования условия для очередного инновационного энергетического рывка (цепочка прежних энергоинноваций включала освоение таких энергоносителей, как мускульная сила домашних животных – энергия ветра и падающей воды – энергия пара – электрическая энергия – энергия углеводородов – энергия атома) и перехода на следующую технологическую ступень, где важное место отведено возобновляемым источникам энергии (в качестве переменной составляющей мирового энергообеспечения, а на статус базовой претендует атомная энергия).

В то же время в современном обществе обозначилась тенденция к углублению разрыва между объемом потребностей растущего населения Земли и физическими возможностями планеты по обеспечению этих потребностей.

В середине XXI века передовые страны, двигающиеся к постиндустриальному способу производства и 6-му технологическому укладу, прошли первую “точку невозврата” по масштабному внедрению энергоэффективных и энергосберегающих, а также ВИЭ-технологий во всех секторах экономики. При этом руководящей и направляющей силой по расширению спроса на указанные технологии было и остается государство при активной поддержке большинства слоев общества и деловых кругов. В дальнейшем темпы этого процесса будут нарастать, пока снова не накопятся сдерживающие противоречия, которые будут преодолеваться уже на новом уровне развития экономики и общества.

В конце XX века страны СНГ были отброшены назад в развитии и были вынуждены искать пути выживания в новых условиях, поэтому сферы возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергосбережения не являлись для них приоритетными. В наступившем веке внимание государств Содружества к этим секторам усилилось, поскольку они являются необходимым условием для обеспечения дальнейшего экономического роста. В 2000-е годы страны СНГ разработали соответствующие программы и приступили к их реализации.

Необходимо подчеркнуть, что государства Содружества по мировым меркам обладают масштабным потенциалом возобновляемых энергетических ресурсов, а в ряде экономик относительный показатель, характеризующий долю ВИЭ в структуре энергобаланса, находится на таком высоком уровне, который промышленно развитые страны могут достичь лишь к середине текущего столетия.

Азербайджан. Целями страны на перспективу до 2020 г. является достижение 20%-ной доли ВИЭ в расходной части энергобаланса и снижение на 20% выбросов парниковых газов в атмосферу к уровню 1990 г. (аналогично европейской программе “20-20-20”). Необходимо подчеркнуть, что для реализации намеченных показателей ЕС оказывает государству финансовую помощь.

В 2004 г. в Азербайджане была принята государственная программа развития альтернативной энергетики, а в 2009 г. – создано соответствующее Агентство при Министерстве промышленности и энергетики, которое в июне 2012 г. было преобразовано в независимую государственную компанию “Государственное агентство по альтернативным и возобновляемым источникам энергии”.

В сферу обязанностей этой организации входит решение вопросов, связанных с разработкой проектов, закупкой оборудования, строительством ВИЭ-энергетических объектов, эксплуатацией энергетического оборудования и развитием инфраструктуры, необходимых для расширения использования ВИЭ.

Азербайджан стремится к снижению энергетических затрат. В 2007-2012 гг. в электроэнергетике экономия условного топлива стабильно составляла около 1,7 млн. т в год (на ТЭС в основном используется природный газ в объеме около 5 млрд. куб. м в год, потери при генерации оцениваются в 1% суммарной выработки электроэнергии). В итоге к 2012 г. для производства 1 кВт-ч электроэнергии было затрачено в среднем 131,8 г у. т., что на 12% меньше, чем в 2009 г. Предполагается, что в дальнейшем в генерирующем секторе выработка электроэнергии расширится за счет ввода в эксплуатацию объектов ВИЭ, при этом производство электроэнергии может вырасти на 2,6 млрд. кВт-ч в год. Таким образом ВИЭ-электростанции позволят экономить дополнительно до 1 млн. т у. т. первичной энергии в год.

В настоящее время национальная энергосистема имеет значительный потенциал для снижения энергозатрат за счет сокращения потерь. По итогам 2011 г. сетевые потери (ЛЭП) составили 4,59% суммарного объема транспортируемой электроэнергии (в 2010 г. – 4,79%), в распределительных сетях данный показатель был гораздо выше – примерно 16%.

Правительство страны предполагает, что в дальнейшем принятые меры позволят расширить экспорт электроэнергии до 8-10 млрд. кВт-ч в год.

Армения. Правительство государства разработало национальную “Программу по энергосбережению и внедрению ВИЭ” (“National Program on Energy Saving and Renewable Energy of Republic of Armenia”, 2007 г., на англ. яз.) и соответствующий план ее реализации “The Action Plan of the Government of Republic of Armenia Aimed at the Implementation of the National Program on Energy Saving and Renewable Energy of Republic of Armenia” (на арм. яз.).

В указанной “Программе” определены приоритетные сферы, в которых эти меры будут внедряться в первую очередь: производство и распределение электрической и тепловой энергии; водоснабжение; освещение; горнодобывающая промышленность; химическая промышленность; информационно-коммуникационный сектор; продовольственный сектор.

В “Программе” приведена структура потенциала энергосбережения по основным секторам энергопотребления:

Сектор потребления энергии Потенциал
тыс. т н. э.
Секторы экономики, исключая транспорт и теплогенерацию 164,45
Транспорт 7,01
Недвижимость 401,00
Ереванская ТЭС 235,82
Разданская ТЭС 198,45

Источник: “National Program on Energy Saving and Renewable Energy of Republic of Armenia”, стр. 34.

Программа “National Program on Energy Saving and Renewable Energy of Republic of Armenia” предполагает расширение использования ВИЭ (гидроэнергии, биомассы, энергии солнца и ветра).

Беларусь. Правительство страны разработало подробную “Стратегию развития энергетического потенциала Республики Беларусь” (утверждена постановлением Совета министров Республики Беларусь №1180 от 09.08.2010), основной целью которой является “инновационное и опережающее развитие отраслей ТЭК, обеспечивающее производство конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов при безусловном надежном и эффективном энергообеспечении всех отраслей экономики и населения”.

Согласно документу к 2015 г. снижение энергоемкости ВВП к уровню 2005 г. должно составить не менее 50% (к 2020 г.  – 60%), при этом достижение поставленной цели должно быть обеспечено за счет:

совершенствования организационно-экономической политики энергосбережения;

повышения коэффициента полезного использования энергоносителей на всех стадиях производства (преобразования), транспортировки и потребления;

увеличения в топливном балансе республики доли местных ТЭР, вторичных энергоресурсов, возобновляемых источников энергии.

В секторе возобновляемой энергетики предусмотрено использование следующих видов энергоносителей:

биомассы (дрова, отходы древесины, быстрорастущая древесина, отходы растениеводства, в том числе путем производства жидкого и газообразного биотоплива);

энергии воды (ГЭС различной мощности);

энергии ветра (на территории республики выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом более 1600 МВт);

энергии солнца (с учетом климатических условий основными направлениями использования данного ресурса станут гелиоводонагреватели и различные гелиоустановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и других бытовых целей; энергетический потенциал использования солнечной энергии оценивается в 10 тыс. т у. т. в год);

энергии коммунальных отходов (потенциальная энергия равноценна 470 тыс. т у. т. в год);

геотермальной энергии, в том числе низкопотенциального тепла земли.

Молдова. В конце 2012 г. в стране была принята “Энергетическая стратегия Молдовы на 2012-2030 гг.”. Документ предполагает, что государство должно закрепить статус надежной транзитной страны и обеспечить возможность транспортировки электроэнергии во всех направлениях, а также максимально использовать внутренний потенциал для выработки собственной электрической энергии.

В газовой сфере планируется укрепить связи и обозначить новые альтернативы поставки природного газа.

2012-2020 гг. обозначены в документе как переходный этап, в течение которого планируется постепенно внедрять первые (и менее затратные) меры по повышению эффективности и использованию возобновляемых источников энергии.

В числе главных целей “Энергетической стратегии Молдовы до 2030 г.” названы следующие:

обеспечение энергетической безопасности страны;

создание конкурентных рынков и их интеграция в региональный и европейский рынки;

обеспечение устойчивости окружающей среды и борьба с изменениями климата.

Планируется, что поставленные задачи будут выполнены за счет реализации мер по внедрению эффективных технологий, модернизации энергетической инфраструктуры, более активного использования возобновляемых источников энергии, а также интеграции в европейский энергорынок.

В частности, к 2020 г. для обеспечения взаимоподключения электроэнергетических и газовых систем Молдовы и соседних стран поставлена задача построить 139 км высоковольтных ЛЭП и 40 км газопроводов, а в расходной части энергобаланса увеличить долю ВИЭ к 2015 г. до 10%, к 2020 г. – до 20% и к 2030 г. – до 25%.

Предполагается, что на транспорте доля биотоплива в общем объеме используемого моторного топлива составит к 2015 г. 4%, к 2020 г. – 10%.

В электроэнергетике к 2020 г. суммарная мощность генерирующих объектов может вырасти на 800 МВт, к 2030 г. – еще на 200 МВт, при этом доля ВИЭ должна составить к 2020 г. 10%, к 2030 г. 15%.

Казахстан. В стране проводится взвешенная плановая политика, направленная на сохранение темпов экономического развития, которое, по мнению руководства государства, невозможно без внедрения самых современных и низкоуглеродных технологий. В “Стратегии “Казахстан-2050. Новый политический курс состоявшегося государства” в числе 10 основных вызовов современному человечеству 5-м пунктом указана глобальная энергетическая безопасность. При этом в документе подчеркивается, что “развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и “зеленые” энергетические технологии и уже к 2050 г. их применение позволит генерировать до 50% всей потребляемой энергии. Очевидно, что постепенно подходит к концу эпоха углеводородной экономики. Наступает новая эра, в которой человеческая жизнедеятельность будет основываться не только и не столько на нефти и газе, сколько на возобновляемых источниках энергии”.

В “Стратегии” также сказано, что “ее главной целью является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике”.

Таким образом, на современном этапе национальная  энергетическая стратегия не рассматривается отдельно от процесса модернизации страны, а встроена в общегосударственную стратегию индустриально-инновационного развития Казахстана и увязана в комплекс мер по формированию экономики сервисно-технологической направленности, дальнейшего развития государственных институтов и общества.

В стране вопросы, касающиеся сферы ВИЭ, энергоэффективности и энергосбережения, находятся под контролем Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан, созданного еще в 2004 г.

Согласно данным указанного министерства, для территории Казахстана наиболее перспективными являются следующие виды возобновляемых источников энергии:

ветроэнергетика; энергия воды (малые ГЭС – менее 25 МВт); энергия солнца (фотогальванические установки и солнечные коллекторы).

При этом их суммарный потенциал весьма значителен и оценивается более чем в 1 трлн. кВт-ч в год.

Для развития возобновляемой энергетики в стране создана необходимая нормативно-правовая среда, которая, на наш взгляд, на пространстве СНГ является наиболее совершенной и благоприятной.

Во-первых, это базовые документы:

1. Конституция Республики Казахстан.

2. Закон Республики Казахстан “О поддержке использования возобновляемых источников энергии” от 4 июля 2004 г.

3. Закон Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии”.

Во-вторых, это основные программы развития:

1. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан.

2. Отраслевая программа развития электроэнергетики на 2010 – 2014 годы.

В-третьих, это ряд подзаконных нормативных правовых актов:

1. План размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии.

2. Правила осуществления мониторинга за использованием возобновляемых источников энергии.

3. Правила покупки электрической энергии у квалифицированных энергопроизводящих организаций.

4. Правила определения ближайшей точки подключения к электрическим или тепловым сетям и подключения объектов по использованию возобновляемых источников энергии.

5. Правила, сроки согласования и утверждения технико-экономических обоснований и проектов строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии.

Кроме того, в рамках проекта “Казахстан – инициатива развития рынка ветровой энергии” в стране был разработан информационный справочник “О порядке подготовки, согласования, утверждения и реализации проектов строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан”, предназначенный для обстоятельного информирования потенциальных инвесторов и специалистов данного сектора.

Все указанные документы преследуют такие базовые цели, как:

расширение выработки энергии на базе ВИЭ;

поддержка и создание комфортных условий для потенциальных инвесторов при реализации ВИЭ-проектов;

повышение прозрачности ВИЭ-рынка и снижение бюрократических барьеров для его участников.

Национальная законодательная база предусматривает следующие основные меры по развитию рынка возобновляемых источников энергии:

резервирование и приоритет при предоставлении земельных участков для строительства объектов возобновляемых источников энергии;

обязательства энергопередающих организаций по покупке электроэнергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии;

освобождение возобновляемых источников энергии от платы за транспорт электроэнергии по сетям;

поддержка при подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии к сетям энергопередающей организации;

предоставление физическим и юридическим лицам, осуществляющим проектирование, строительство и эксплуатацию объектов по использованию возобновляемых источников энергии, инвестиционных преференций в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях.

Кроме того, для энергетических ВИЭ-объектов нормативная база регламентирует порядок внедрения фиксированных тарифов, которые подлежат утверждению правительством на определенный гарантированный период, что позволит инвесторам снизить риски по возврату вложенных средств. Руководство Казахстана понимает, что сфера ВИЭ требует высоких капитальных затрат и без определенных гарантий привлечь инвесторов в данную область будет затруднительно.

Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан проводится непрерывный мониторинг рынка ВИЭ. В I полугодии 2012 г. в стране выработка электрической энергии объектами ВИЭ составила 200,72 млн. кВт-ч, что на 3,72 млн. кВт-ч (на 1,89%)  больше, чем за аналогичный период 2011 г., при этом доля ВИЭ в суммарном производстве электроэнергии составила 0,74%.

В рамках “Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан” к 2014 г. выработка электроэнергии на базе ВИЭ может достичь 1 млрд. кВт-ч в год.

Необходимо отметить, что в национальной структуре потребления первичных энергоресурсов преобладают уголь и газ, в 2008 г. на их долю приходилось 44,6% и 37,5% соответственно; для нефти данный показатель составил 16,8%, энергии воды (ГЭС) – 1,2%.

В настоящее время в Казахстане развитие сфер энергосбережения и энергоэффективности является приоритетной задачей, которая позволит решить комплекс энергетических, экологических и экономических проблем. Базовыми нормативными документами в данной сфере являются законы “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности”, “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности”, а также “Комплексный план повышения энергоэффективности РК на 2012-2015 гг.”.

В данном секторе целью государства к 2015 г. является снижение на 10% энергоемкости ВВП (к уровню 2000 г.) и на 25% – к 2020 г.

Киргизия. Основа современной системы энергоснабжения государства сформировалась еще во времена СССР, когда она входила в региональную (центральноазиатскую) систему, где доминирующим энергоносителем являлась энергия воды (ГЭС Киргизии и Таджикистана), а в качестве дополнительных источников энергии использовалось ископаемое топливо, ввозимое из Казахстана, Туркмении и Узбекистана. В то же время водные ресурсы широко применялись для орошения земель. После распада СССР страна 20 лет находилась в режиме “выживания” и сократила подачу воды в ирригационную систему с целью обеспечения устойчивости функционирования национальных ГЭС.

Уязвимость текущей ситуации в секторе энергетики вызвана тем обстоятельством, что базовые генерирующие источники (крупнейшие 5 ГЭС, на долю которых приходится 90% суммарной установленной мощности энергетического оборудования) сосредоточены в центральных и южных регионах, а основные потребители (около 60%) – на севере страны. При этом электроэнергия транспортируется частично по территории Киргизии, а остальной переток закольцован через Узбекистан, Казахстан и Таджикистан, что в определенной мере снижает надежность энергообеспечения и является экономическим бременем для государства. Ряд национальных ГЭС, построенных в предгорных районах, подвержен рискам, связанным с повышенной сейсмичностью, а также эрозией почв. Кроме того, функционирование киргизских ГЭС может оказывать негативное влияние на водообеспечение Казахстана и Узбекистана, расположенных ниже по течению р. Сырдарья. Для решения этих и других энергетических проблем стране необходимы крупные инвестиции, поэтому, ввиду сложности общеэкономической ситуации, национальная энергосистема функционирует в условиях жесткого лимита финансовых ресурсов.

В энергетике Киргизии ведущим сектором является гидроэнергетика, на долю которой приходится примерно 52% суммарного производства энергии (также отрасль обеспечивает 2% ВВП). По величине потенциала гидроресурсов (142 млрд. кВт-ч) Киргизия занимает 3-е место среди стран СНГ после России и Таджикистана. По состоянию на 2012 г. данный ресурс (крупных ГЭС) был задействован не более чем на 10%, а гидропотенциал малых рек – примерно на 3%.

Дальнейшее освоение данного вида ВИЭ, снижение потерь при транспортировке электроэнергии, а также развитие силовых сетей являются одними из основных пунктов программы развития энергетики государства.

Решив основные задачи в энергетическом секторе, Киргизия может стать экспортером “чистой” электроэнергии в другие страны СНГ, а также Пакистан, Индию и Афганистан.

Россия. Страна в значительной мере недоиспользует масштабный потенциал энергосбережения, который сопоставим с объемом прироста внутреннего производства всех первичных энергетических ресурсов. Правительство РФ понимает, что уже в среднесрочной перспективе может образоваться дефицит первичных энергетических ресурсов, что станет существенным фактором, сдерживающим рост экономики.

По оценке Министерства энергетики РФ, при достижении уровня стран ЕС по техническим характеристикам энергосберегающего и энергоэффективного оборудования Россия ежегодно сможет экономить до 35% первичной энергии, однако в РФ имеются следующие основные барьеры, сдерживающие развитие этих сфер:

недостаток мотивации; недостаток информации; недостаток опыта финансирования проектов; недостаток организации и координации; недостаток квалифицированных специалистов.

Дальнейшее развитие экономики России не может осуществляться лишь за счет наращивания добычи ископаемого топлива и строительства новых объектов генерации. Наряду с этим необходимо внедрение гораздо менее затратных технологий, обеспечивающих эффективность использования энергетических ресурсов.

В сфере энергосбережения систематическая работа началась лишь в 2009 г. с принятием Закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (№261-ФЗ).

В 2010 г. была разработана государственная программа “Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.” (“ГПЭЭ – 2020”), в рамках которой созданы 9 подпрограмм энергосбережения по отраслям, однако для их реализации необходимо привлечь значительные инвестиции и создать соответствующую правовую среду. В ближайшее время Министерство энергетики РФ предполагает создать государственную энергосервисную компанию, которая может выступить инициатором новых проектов, связанных с модернизацией промышленного комплекса. В России наибольшим потенциалом энергосбережения обладает ТЭК, где возможно двукратное сокращение энергозатрат.

В РФ технический ресурс ВИЭ превышает 24 млрд. т у. т., и по этому показателю Россия занимает лидирующую позицию среди стран СНГ. В 2008 г. в структуре производства электроэнергии доля ВИЭ приблизилась к 1%, а с учетом крупных ГЭС (25 МВт и более) – около 17%. В теплогенерации с использованием ВИЭ было выработано примерно 3% суммарного производства тепла. С 2007 г. нормативная база ВИЭ начала активное развитие и к концу 2000-х годов в сфере ВИЭ были сформулированы основные направления государственной политики и установлены следующие целевые показатели:

1. В производстве электроэнергии обеспечить расширение доли ВИЭ (без учета крупных ГЭС) к 2015 г. до 2,5%, к 2020 г. – до 4,5% (с учетом крупных ГЭС – до 19-20%).

2. В секторе теплогенерации к 2020 г. увеличить долю ВИЭ до 4,5%.

Таджикистан. Страна входит в десятку стран (8-е место), обладающих наиболее крупным потенциалом гидроэнергии и запасом воды. В Центральной Азии (ЦА) Таджикистан контролирует около 55% водных ресурсов региона (из 115,6 куб. км бассейна Аральского моря в стране сконцентрировано 64 куб. км) и это естественным образом определяет высокий статус этого природного ресурса для экономики страны.

До распада СССР в Таджикистане было построено 15 ГЭС суммарной установленной мощностью около 5 ГВт (в настоящее время по техническим причинам данный показатель находится вблизи отметки 3,5 ГВт). Данные гидроузлы используются не только для выработки электроэнергии, но и в ирригационных целях.

В регионе существуют противоречия, связанные с подходом к использованию трансграничных водных ресурсов. Таджикистан и Киргизия заинтересованы в максимальном производстве электроэнергии (особенно в зимний период), а Узбекистан, Казахстан и Туркмения – в более полном использовании речного стока (в летние месяцы). Со своей стороны, Таджикистан, пытаясь обеспечить соседним экономикам приемлемый уровень комфорта, использует в своих целях лишь 14,58 куб. км бассейна Аральского моря, то есть 12,5% территориально принадлежащего ему объема, поэтому предлагает рассматривать свои соответствующие действия как услугу, которая подлежит оплате. В настоящее время такая схема отношений начала формироваться.

Таким образом, в среднесрочной перспективе важной целью Таджикистана является выработка способов и механизмов взаимодействия между республиками ЦА в сфере взаимного использования водно-энергетических ресурсов трансграничных речных бассейнов Аральского моря, а также создания общего рынка электроэнергии. Это позволит Таджикистану не только повысить эффективность работы комплекса ГЭС с целью устойчивого обеспечения внутреннего спроса, но и экспортировать излишки электроэнергии.

Гидропотенциал Таджикистана, МВт

  Технический потенциал Валовой потенциал крупных рек Валовой потенциал притоков
Согдийская группа районов 1590,0 1544,0 1303,0
Районы республиканского подчинения и Хатлонской области 17709 22744 3974,0
ГБАО 5884 6990,0 2555,0

Источник: Министерство энергетики и промышленности Республики Таджикистан.

В национальной структуре выработки электроэнергии на долю ГЭС приходится примерно 98%, ТЭЦ – 2%; среднегодовое производство находится на уровне 16,5 млрд. кВт-ч. В осенне-зимний период, ввиду специфики энергопроизводства, возникает дефицит в 4-4,5 млрд. кВт-ч, что вынуждает правительство страны вводить режим ограничения потребления, а в летний период, наоборот, образуются излишки электроэнергии.

Электроэнергетика Таджикистана уже многие годы несет финансовые потери и находится в очень непростых условиях, которые пока не позволяют поддерживать на должном техническом уровне ряд энергетических объектов и снизить технологические потери. К основным проблемам отрасли относятся:

низкий уровень собираемости денежных средств за поставленную электроэнергию;

низкие тарифы;

неэффективность и изношенность оборудования;

отсутствие в стране запасов углеводородов;

высокие цены на импортное ископаемое топливо;

нехватка квалифицированных кадров.

Тем не менее в сложный для государства период отрасль обеспечивает дешевой электроэнергией все социально значимые объекты и население страны. Однако необходимость повышения энергобезопасности страны, модернизации электроэнергетики и экономики в целом, а также неуклонный рост внутреннего энергопотребления требуют скорейшего преодоления сложившейся ситуации.

В 2009 г. был издан указ президента “О дополнительных мерах по энергосбережению”, а в 2011 г. на его основе была разработана “Программа по эффективному использованию гидроэнергетических ресурсов и энергосбережению на 2012-2016 гг.”, в которой кроме прочих указаны такие направления развития отрасли, как:

широкое использование возобновляемых и альтернативных источников энергии;

осуществление мероприятий по модернизации систем учета электроэнергии и переход на использование энергосберегающего оборудования;

снижение технологических и коммерческих потерь энергии.

Туркмения. В настоящее время в стране внутренний спрос на электроэнергию полностью обеспечивается за счет использования собственных мощностей, которые являются даже избыточными. В электроэнергетике основным энергоносителем является местный газ, а в качестве резервного топлива используются темные и светлые нефтепродукты собственного производства. Государственная электроэнергетическая корпорация “Туркменэнерго” (управляется национальным Министерством энергетики и промышленности) состоит из нескольких разноплановых организаций, обеспечивающих функционирование системы производства, транспортировки и распределения электрической и тепловой энергии: 9 государственных электростанций суммарной установленной мощностью около 4 ГВт (большинство из них построено еще до распада СССР), 6 производственных объединений, сетевой компании, системы управления городским освещением Ашхабада, производственного объединения “Туркменэнергоабатлайыш” (ремонт тепломеханического и электротехнического оборудования), Госэнергонадзора, предприятия “Энергоэнджам” и компании, управляющей ЖКХ.

В 2000-е годы в стране энергопотребление неуклонно росло (только в 2009-2012 гг. данный показатель увеличился на 40%) и в этот период для повышения устойчивости энергообеспечения было принято решение о строительстве 5 новых ТЭЦ. К началу второго десятилетия наступившего века три ТЭЦ, укомплектованных газовыми турбинами “General Electric” суммарной мощностью 1,6 ГВт, были введены в эксплуатацию. Еще несколько действующих ТЭЦ были модернизированы также при  участии указанной американской компании.

В итоге страна приступила к экспорту электроэнергии, которая в настоящее время поставляется в Иран, Турцию и Афганистан. В 2007-2009 гг. в осенне-зимние периоды данный энергоноситель поставлялся в Таджикистан в объеме примерно 1 млрд. кВт-ч в год. В целом ежегодно Туркмения поставляет на региональный рынок более 2 млрд. кВт-ч электроэнергии в год, то есть 13-17% суммарной выработки.

С целью повышения энергоэффективности экономики государство проводит активную политику, в том числе на международной арене, направленную на снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, сокращение выбросов “парниковых” газов, повышение управляемости предприятий электроэнергетики, а также сокращение энергопотребления в конечных секторах.

В 2010 г. была принята соответствующая пятилетняя программа “Улучшение энергоэффективности в жилых зданиях Туркменистана” (бюджет – $46 млн.), которая реализуется при поддержке ООН (в рамках “Программы развития ООН”) и “Глобального экологического фонда”. Данный проект направлен на решение двух основных задач:

внедрение энергоэффективных мер при проектировании и строительстве;

оптимизация энергопотребления и расширение использования ВИЭ.

В 2012-2013 гг. в стране была разработана “Национальная стратегия Туркменистана по изменению климата”, согласно которой в дальнейшем будет создан “План действий”, содержащий меры как по противодействию изменению климата, так и адаптации секторов экономики страны к соответствующим изменениям. Предполагается, что “План” коснется всех отраслей экономики, однако акцент будет сделан на ее ключевые сегменты (промышленность, транспорт и ЖКХ), а приоритетными направлениями станут следующие:

внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

развитие сферы ВИЭ;

технологическая модернизация с целью обеспечения будущего развития и конкурентоспособности экономики.

Для успешной реализации поставленных задач правительством намечены меры по созданию режима наибольшего благоприятствования, который в том числе предполагает:

разработку национального закона об энергосбережении;

совершенствование нормативной базы;

создание специального государственного органа, ответственного за сектор энергосбережения;

разработку национальной программы по энергосбережению;

разработку стратегии развития возобновляемой энергетики;

предоставление налоговых преференций для инвесторов в сектор ВИЭ;

освобождение организаций от импортных пошлин на ВИЭ-оборудование.

Таким образом, Туркмения встала на путь создания энергоэффективной и более экологичной экономики, при этом в круг ее стратегических партнеров входят международные организации и крупные иностранные компании.

Узбекистан. В наступившем веке социальная сфера и экономика страны неуклонно развиваются. И в среднесрочной перспективе, по мнению правительства, потребуется существенный пересмотр промышленной политики и национальных ориентиров развития ввиду высоких темпов трансформации общества (ожидается формирование 40%-ной прослойки среднего класса), которая меняет поведенческие стереотипы, структуру внутреннего спроса и предложения. Кроме того, по оценке национального Центра экономических исследований (“CER”), в долгосрочной перспективе (до 2050 г.) Узбекистан может столкнуться с серьезными вызовами. К середине текущего столетия могут быть окончательно выработаны газовые месторождения, возникнуть перебои в поставках воды (ввиду неуклонного наращивания потребления водных ресурсов), по экологическим причинам площадь пахотных земель может сократиться на 20-25% к текущему уровню.

С целью недопущения развития ситуации по пессимистическому сценарию специалисты “CER” полагают, что экономика государства должна идти по пути “чистого” развития, которое будет основано на использовании экологичных энергоэффективных “ноу-хау”. В тепловой и электроэнергетике предлагается расширить мощность энергетического оборудования на базе ВИЭ (в первую очередь – энергии солнца), а также использующего биомассу и бытовые отходы, на транспорте – акцентировать внимание на гибридном, электрическом приводах и расширить использование газа, в сельском хозяйстве и сфере водных ресурсов – активно внедрять энергоэффективные технологии, направленные на оптимизацию потребления воды, снижение объема вредных веществ, используемых при выращивании сельскохозяйственных культур.

В 2011 г. “CER” подготовил доклад о возможностях развития национальной сферы ВИЭ, в котором отмечается, что в настоящее время технический потенциал возобновляемых ресурсов составляет примерно 183 млн. т н. э., что в 3 раза больше, чем внутреннее производство первичной энергии.

Потенциал ВИЭ в Узбекистане в 2007 г., млн. т н. э.

  Валовой Технический Освоенный
Всего* 50993,8 182,3 0,7
Гидроэнергия 9,2 2,3 0,7
  Крупных рек 8,0 1,8 0,6
  Малых рек 1,2 0,5 0,2
Солнечная энергия 50973,0 176,8
Биомасса 0,5
Геотермальная энергия 0,2 0 0
Петротермальная энергия 6700000,0 0 0

* – без учета петротермальных ресурсов, использование которых пока невозможно ввиду отсутствия соответствующих технологий.

Источник: “Заключительный отчет ПРООН”, Ташкент, 2007 г.

Еще со времен СССР Узбекистан обладает развитой энергетической инфраструктурой. Особенностями национальной энергосистемы являются не только высокая суммарная установленная мощность генерирующего оборудования (более 12 ГВт, то есть около половины аналогичного показателя для ОЭС ЦА), но и выгодное географическое положение, поскольку она находится в центре региональной энергетической системы. Таким образом, Узбекистан в значительной мере контролирует процессы, происходящие на энергетическом рынке Центральной Азии.

В энергетике государства преобладают тепловые электростанции, с использованием которых вырабатывается около 90% всей производимой электроэнергии. При этом в структуре первичных энергоресурсов, применяемых на ТЭЦ для выработки электрической и тепловой энергии, основная роль отведена газу (94%), а на долю угля и мазута приходится 4% и 2% соответственно. В краткосрочной перспективе данный показатель для угля предполагается расширить до 11-12%. В стране имеются ГЭС (1,4 ГВт), объединенные в каскады и работающие по водотоку. Протяженность общей силовой сети превышает 242 км, что позволяет обеспечить высокий уровень охвата внутренних потребителей.

Главным отраслевым органом управления электроэнергетики и угольной промышленности является государственно-акционерная компания “Узбекэнерго”, в состав которой входят 54 предприятия и организации, в том числе 41 открытое акционерное общество, 11 унитарных предприятий и 2 общества с ограниченной ответственностью.

В настоящее время модернизация энергетического хозяйства осуществляется согласно “Программе приоритетного развития отрасли в 2011-2015 гг.”, которая позволит обеспечить:

ввод 2,7 ГВт генерирующих мощностей;

повышение эффективности энергопроизводства, экономию природного газа в объеме 1,3 млрд. куб. м;

сокращение потерь энергии при ее передаче на 100 млн. кВт-ч в год;

увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе с 3,6% до 10-11% в 2015 г.

совершенствование системы учета электроэнергии у бытовых потребителей с установкой 4,5 млн. электронных приборов учета;

сокращение потерь электроэнергии в конечном секторе в объеме 1,8 млрд. кВт-ч;

создание дополнительных 570 рабочих мест;

повышение надежности и качества электроснабжения потребителей.

Правительством Узбекистана рассматриваются также предложения о создании совместных предприятий по разработке и внедрению энергосберегающих и энергоэффективных технологий, производству систем учета электроэнергии, электроэнергетического оборудования (в том числе на базе ВИЭ).

В нефтегазовой отрасли одним из главных экономических приоритетов является внедрение эффективных технологий, направленных на максимальное извлечение ценных компонентов из сырьевых ресурсов путем углубления их “передела” и повышения добавленной стоимости. Узбекистан намерен вовлечь в деловой оборот также местные нетрадиционные углеводородные источники сырья и в первую очередь – горючие сланцы (наиболее перспективный проект – разработка месторождения Сангрунтау в Навоийской обл.).

Таким образом, страна находится в русле общемировых тенденций по трансформации экономического хозяйства, предусматривающих в том числе внедрение энергоэффективных и “чистых” технологий.

Украина. Энергоемкость экономики страны в несколько раз превышает аналогичный показатель соседних государств Европы со схожими климатическими условиями, при этом изношенность национального энергетического оборудования составляет около 60%. Кроме того, проблемой является и высокий уровень потерь, возникающих при транспортировке энергии. Правительство Украины намерено предпринять шаги по повышению конкурентоспособности государства на международных рынках и модернизации экономики. “Программа экономических реформ Украины до 2014 г.” первоочередной целью ставит повышение энергоэффективности энергетического комплекса.

Программным документом развития энергетики является “Энергетическая стратегия Украины до 2030 г.” (обновленный вариант). В ней сформулированы следующие основные задачи по реформированию отрасли:

1. Формирование  устойчивой системы управления энергетическим комплексом и повышение конкуренции на внутреннем рынке энергоресурсов и соответствующих услуг.

2. Постепенная либерализация внутреннего энергетического рынка.

3. Внедрение новых стандартов, технологий и систем контроля для снижения энергетических потерь и повышения энергоэффективности отрасли.

4. Наращивание производства ископаемого топлива и расширение применения ВИЭ.

5. Диверсификация импорта энергетических товаров.

6. Оптимизация внутренней ценовой политики.

7. Выработка мер по привлечению высокотехнологичных иностранных инвестиций.

8. Реформа нормативно-правовой базы с целью более полного соответствия международному и европейскому законодательству и обеспечения развития национального ТЭК.

Решение поставленных задач к 2030 г. может способствовать расширению производства газа (до 40-45 млрд. куб. м  в год) и угля (до 70 млн. т в год), а также увеличению эффективности использования первичных энергоресурсов (на 30-35% к текущему уровню) и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Топливно-энергетический баланс Украины (согласно базовому сценарию развития) на 2015-2030 гг.

  2010 г. 2015 г.* 2020 г.* 2025 г.* 2030 г.*
Потребление первичной энергии, млн. т н. э. 231,8 226,8 251,8 264,7 286,6
Производство первичной энергии, млн. т н. э. 131,9 142,6 165,6 186,3 223,7
Добыча ископаемого топлива, млн. т н. э. 71,9 77,5 87,3 102,6 131,8
Уголь, млн. т н. э. 43,0 49,3 56,4 64,6 73,9
Нефть, млн. т 5,1 4,0 3,4 3,4 6,4
Природный газ, млрд. куб. м в год 23,8 24,2 27,5 34,6 51,5
Выработка первичной энергии на базе неуглеводородных источников энергии, млн. т н. э. 39,0 41,8 51,0 54,6 57,8
АЭС, млрд. кВт-ч в год 89 96 116 126 133
Крупные ГЭС, млрд. кВт-ч в год 13 15 20 21 21
Малые ГЭС, млрд. кВт-ч в год 0 1 4 7 13
Производство тепловой энергии на АЭС, млн. т н. э. 0,1 0,6 1,8 4,7 8

* – прогноз.

Источник: “Оновлення Енергетичной стратегии Украини на период до 2030 р.”, стр. 9.

Сравнительные показатели  электроемкости ВВП отдельных стран, кВт-ч/$

  1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Некоторые страны СНГ            
Армения 4,35 3,88 3,66 3,28 3,09 3,13
Беларусь 2,36 1,63 1,85 1,54 2,18 2,51
Казахстан 4,01 2,80 2,35 2,20 2,82 2,81
Киргизия 8,24 7,87 7,13 7,07 10,56
Молдова 0,83 0,83 0,78 0,71 0,94 0,70
Россия 2,55 2,02 1,95 2,98 4,37 3,38
Украина 5,24 4,11 3,55 4,13 5,59
Страны ОЭСР            
Великобритания 0,30 0,29 0,26 0,25 0,25 0,23
Германия 0,22 0,23 0,26 0,26 0,26 0,27
Италия 0,22 0,20 0,22 0,22
Канада 0,96 0,94 0,91 0,92 0,88 0,82
Респ. Корея 0,42 0,44 0,52 0,75 0,66 0,58
США 0,45 0,44 0,45 0,44 0,42 0,30
Турция 0,51 0,52 0,54 0,54 0,59 0,56
Франция 0,32 0,33 0,36 0,35 0,36 0,38
Япония 0,19 0,21 0,24 0,27 0,24 0,22
Развивающиеся экономики            
Китай 1,44 1,32 1,26 1,17 1,21 1,22

Источники: материалы сборников “Межгосударственного статистического комитета СНГ 2000-2002”, статистические сборники Международного валютного фонда “International Financial Statistics 2002”.

Выводы:

1. Во всех странах СНГ имеется масштабный потенциал для развития сфер энергоэффективности и ВИЭ.

2. Страны Содружества понимают необходимость скорейшего и планомерного внедрения мер по модернизации энергетического хозяйства, повышению энергоэффективности во всех секторах экономики, расширению использования ВИЭ и имеют соответствующие программные документы.

3. Ведущие западные страны принимают активное участие в формировании регионального рынка энергоэффективных природосберегающих технологий. Они стремятся к “втягиванию” стран СНГ в орбиту своего влияния и укреплению собственных позиций в долгосрочной перспективе.

4. В рамках СНГ перед государствами открыты широкие возможности по наращиванию взаимодействия в этих высокотехнологичных секторах, формированию новых “точек роста” экономик всех участников Содружества и укреплению интеграции.

5. В долгосрочной перспективе, используя географический фактор, в азиатском регионе возможно создание общей интеллектуальной экологичной энергетической сети, объединяющей национальные сети, с использованием новейших технологий производства, передачи, хранения и распределения электрической энергии, выработанной на базе ископаемого топлива и неуглеводородных источников. Более тесная кооперация позволит повысить управляемость энергетического сектора и надежность энергообеспечения, сгладить имеющиеся противоречия (в том числе в сфере водных ресурсов) и увеличить экспортный энергетический потенциал всего региона. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)