Что нужно сделать сейчас, чтобы начать строительство децентрализованной биоэнергетики?

Ольга Евстигнеева, менеджер по адвокации евроинтеграционных реформ, советник главы Госэнергоэффективности, аспирант по климатической экономике:

Около 90% централизованной угольной генерации уничтожено в результате массированных ракетных атак России в Украине за последние несколько недель. Последний мощный удар, уничтоживший одну из крупнейших угольных ТЭС – Трипольскую – показал, что Россия не отказалась от своих планов уничтожить всю угольную генерацию Украины в ближайшее время. Группа ДТЭК отчитывается, что по сей день потеряла до 70% генерирующих мощностей.

Таким образом, на следующий отопительный сезон некоторые крупные города Украины могут остаться частично как без электричества так и без отопления.

Восстановление большого угольного поколения может продолжаться до нескольких лет. Но принципиальный вопрос на сегодняшний день – вообще ли нужно восстанавливать централизованную угольную генерацию, или создавать распределенную децентрализованную генерацию на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в том числе на биомассе?

В первом случае мы рискуем вечно чинить то, что россияне будут систематически уничтожать, да и по миру оборудование советского образца для таких блоков уже заканчивается. А также – никоим образом не способствовать устойчивости и развитию энергосистемы.

А во втором случае есть возможность сделать энергосистему более устойчивой к вражеским ударам (уничтожить сотни небольших рассеянных объектов генерации сложнее, запустить циркулярную экономику на основе использования биомассы, создать новые рабочие места на селе и поддержать национального производителя, что будет иметь много косвенных экономических и экологических эффектов).

Считаем, что за период 6-12 месяцев вполне возможно поставить задачу ввести в эксплуатацию 1-1.5 ГВт распределенной генерации на основе ВИЭ, что соответствует примерно 30% уничтоженной генерации ТЭС/ГЭС.

Это 200 рассеянных объектов мощностью 0.5-10 МВт (эл) каждый и 1-1.5 ГВт мощности аккумуляторов и накопителей (BESS) емкостью 2-20 МВт (эл) каждый.

Общие инвестиции для такого масштаба составят до 1,5-1,7 млрд. евро. Это даст дополнительные возможности генерации и балансировки энергосистемы в ситуации острого дефицита маневровой генерации (уничтоженных ГЭС/ТЭС).

Для внедрения децентрализованной генерации на замену уничтоженной угольной есть возможность безотлагательно привлечь существующие украинские и международные компании, много лет работающие в Украине в секторе ВИЭ (более 100 компаний).

Для быстрой реализации этой задачи считаем необходимым привлечь кредитные линии международных финансовых институций, потенциальными существующими источниками финансирования могут быть Ukraine Energy Support Fund (Energy Community), Ukraine-Germany Energy Partnership Assistance .

Централизованная или децентрализованная теплогенерация?

Из-за уничтожения крупных газовых ТЭЦ и уже осуществленных ракетных ударов РФ по газовой инфраструктуре и подземным хранилищам газа (ПХГ) к следующему отопительному сезону есть реальный риск отсутствия отопления в крупных городах. Это может быть еще большей проблемой, чем частичное отсутствие электричества.

Если временно упростить процедуры государственного согласования проектов котельных (утверждение проектной документации, ОВД, землеотвод, условия подключения, выдача лицензии на производство тепловую энергию, утверждение тарифа и т.п.), то уже через 6-8 месяцев реально ввести в эксплуатацию до 500 МВт распределенной тепловой генерации для отопления на биомассе и природном газе.

Это 200 рассеянных объектов на основе модульных котельных мощностью 0.5-5 МВт из расчета покрытия 50% пиковой тепловой нагрузки определенных зон теплоснабжения.

Такие котельные обязательно должны оборудоваться баками-аккумуляторами тепловой энергии, которые при отсутствии поставки топлива на котельную могут покрыть до 50% пиковой тепловой нагрузки до 3-5 суток.

Кроме упомянутого эффекта децентрализации теплогенерации, есть прямая экономия расхода топлива от внедрения котельных на биомассе. Так, 1 Гкал тепловой энергии из газа обойдется примерно в 4000 грн., тогда как 1 Гкал из щепы – примерно в 1500 грн.

Реальная экономия на тарифе на тепловую энергию для потребителя может составлять 10-50% (в зависимости от цены на газ). В Украине существуют десятки компаний, производящих оборудование для генерации тепла из биомассы.

Если закупить оборудование котельной, работающей на древесной биомассе или агробиомассе у национального производителя, 4 МВт обойдется примерно в 800 тыс. евро. Такая котельная замещает около 1 млн. куб. м газа в год и покрывает потребность около 20 тыс. человек. Это инвестиции в национальную экономику, которые остаются в Украине.

Что следует сделать?

Здесь мы приводим основной, но не исчерпывающий перечень неотложных шагов для того, которые можно сделать в пределах нескольких недель, чтобы создать условия развития биоэнергетики.

  1. Самая объемная задача, которую следует решить – это отсутствие биржи биотоплива и биомассы. О ее создании говорят, по меньшей мере, с 2018 г. Законопроект депутата Юрия Камельчук №8052 от 19.09.2022 по развитию электронной торговли альтернативными видами топлива обозначен как евроинтеграционный и находится в комитете Андрея Геруса.

Как рассказал Георгий Гелетуха, председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины, законопроект в целом нормальный, кроме названия, потому что должен касаться только твердых биотоплив – дрова, древесная щепа, пеллеты из древесины и шелуха подсолнечника, солома, стебли кукурузы и подсолнечника, топлива. Поэтому после косметических изменений в проект закона он может смело отправляться в Парламент.

  1. Более того, введение биржи биомассы само по себе позволяет выполнение части европейской Директивы RED III по критериям устойчивости выработки и транспортировки сырья (поскольку биржа, кроме прочего, требует соблюдения требований по качеству биомассы, осуществлению регулярного мониторинга, гарантий поставки, происхождения и цепи поставки), а поскольку мы стремимся стать членами ЕС и навсегда сойти с орбиты России – для нас очень важно приближать законодательство к европейским нормам.

Создание биржи – это вопрос времени, если на этом сосредоточить усилия проектов международной технической помощи – эта задача кажется выполнимой.

  1. До сих пор не введена нулевая ставка налога на углерод для биотопливных установок. Законопроект №9596 от 09.08.2023 г. не проголосован, как и законопроект №9597 от 09.08.2023 г. по созданию реестра установок биотоплива для ГФС, инициатором которого является премьер-министр Денис Шмыгаль – находятся на рассмотрении в комитете у Данила Гетманцева. Пока нет точных данных о перечне установок и если такой реестр создать – для них будет стимул там зарегистрироваться.
  2. Договоры о разгрузке, которые операторы установок на биотопливе должны заключать с Укрэнерго, тоже являются проблемой и их следует отменить не только до конца военного положения, а вообще. Есть обращение к депутату Андрею Жупанину от Биоэнергетической Ассоциации Украины, чтобы инициировать внесение изменений в Закон Украины “Об электрической энергии”.
  3. Конечно, вопросы тарифов и отсутствия субсидий природного газа сложнее, но учитывая, что в результате обстрелов цены на электроэнергию будут расти – вполне логично начать подготовку введения таргетированных субсидий вместе с Минсоцполитики и доработать порядок определения уязвимых потребителей согласно европейским нормам.

Также важно сегодня сосредоточить усилия на:

– Развитие инфраструктуры (интерконнекторов) для увеличения перетоков э/э из стран ENTSO-e. Предоставить финансовую возможность системному оператору, упростить процедуры для быстрого присоединения новых проектов ВИЭ и систем BESS к электросети.

– Немедленно отменить все существующие акцизы и сборы на жидкое биотопливо (биодизель/биоэтанол), привлечь местный бизнес и предоставить ему финансовую возможность для запуска существующих законсервированных заводов по производству жидкого биотоплива в центральных и западных регионах Украины.

Это позволит за 6-12 месяцев запустить 10-20 заводов биоэтанола/биодизеля с общей мощностью по продуктам 0.5-1 млн. тонн. Одновременно с этим установить дополнительно 200 отдельных объектов распределенной генерации электроэнергии на основе дизель- и бензин-генераторов на жидком биотопливе (например, на территории существующих котельных) общей мощностью 100 МВт (эл), единичной мощностью 50-1000 кВт (эл).

Направить производимое жидкое биотопливо на эти объекты, излишек – для индивидуального использования населением. Приоритет – частично питать критическую инфраструктуру в городах, где уничтожена электрогенерация.

Учитывая, что международные финансовые учреждения не будут поддерживать проекты на основе ископаемого топлива, тем более, на углях очень важно использовать их финансовый ресурс в объекты ВИЭ на биомассе.

В этой сфере ЕБРР с партнерами начинает в Украине проект подготовки ТЭО перевода украинских ТЭЦ на низкоуглеродные источники энергии.

Именно эти шаги можно предпринять в ближайшие недели, чем побуждать возникновение новых котельных на биомассе и объектов распределенной генерации на основе ВИЭ и накопителей еще до начала следующего отопительного сезона.

Надеемся, что именно они будут рассмотрены на энергетической ставке Верховного командующего со всеми ответственными сторонами, чтобы эффективно противодействовать врагу и обеспечить функционирование экономики.

Соавтор – Алексей Эпик, эксперт по изменению климата GIZ. (Epravda.com.ua)

Добавить комментарий