Старая добрая «лампочка Ильича» в последние годы становится непозволительной роскошью, и потребители все чаще вынуждены присматриваться к новым технологиям. Термин «энергосберегающие лампы» возник относительно недавно, но уже успел укорениться в нашем сознании.

Пиар и услуги наружной рекламы сделали свое дело – «лампочка Ильича» резко превратилась, так сказать, в «лампочку Медведева». Новый источник света отличается от своего «прадедушки» более высокой ценой, разнообразием внешнего вида и чаще всего ведет свою родословную из Поднебесной.

По заверениям производителей, т. н. «компактные люминесцентные лампы» (КЛЛ), способны в разы снизить затраты на электроэнергию. Но так ли кардинально ново это изобретение? Ведь, по сути, большинство энергосберегающих ламп являются прямыми родственниками известных нам со школьных классов и производственных корпусов «ламп дневного света», и как помнится, в советское время по всем существовавшим на тот момент санитарным нормам, их не разрешалось устанавливать в жилых помещениях.

Да уж, времена меняются, но тот самый «неповторимый, сверхустойчивый» вкус лжи, свисающей с ушей, остается… Многие люминесцентные источники света таят в себе кроме несомненных преимуществ, еще и не столь очевидные на первый взгляд опасности.

Свет и цвет

Ощущения от света энергосберегающих ламп могут быть самыми разнообразными. Все зависит от человека и его восприимчивости. Некоторые люди могут часами проводить время рядом с люминесцентным светильником и не ощущать никакого дискомфорта; а другие уже через пару минут ощущают чувство рези в глазах и их усталость, либо не могут свыкнуться с тем, что цвет столь знакомых домашних вещей неожиданно становится резким и безжизненно-неестественным.

Наши глаза нас не обманывают, – дело в том, что в отличие от с детства знакомых нам теплых и желтовато-солнечных ламп накаливания, которые излучают при работе свет непрерывного спектра (такой же спектр излучает солнце или зажжённая свеча), люминесцентные лампы дают свет, в котором недостает многих оттенков. Если представить световой спектр в виде горизонтальной линии из трех цветов, красного зеленого и синего, то лампа накаливания будет давать плавное перетекание из одного цвета в другой, а линия спектра энергосберегающей лампы будет пестреть цветовыми провалами. Поэтому комната, освещенная люминесцентой лампой, напоминает фотографию, которая отображается на не слишком качественном ЖК-мониторе, нагло и безбожно перевирающем цвета.

Естественно, глаза не могут слишком долго терпеть такое «издевательство» и рано или поздно подают сигнал в мозг в виде общей усталости зрительного аппарата и чувства неприятия подобного освещения. По сей день даже самые дорогие и качественные люминесцентные лампы не способны догнать по комфортности испускаемого света для глаз простые лампы накаливания. Они подчас дают неестественный, по-настоящему «искусственный» свет. Хотя если бы недостатки этих ламп на этом исчерпывались, то КЛЛ действительно стоило бы признать одним из самых эффективных и безобидных источников освещения. Но все не так просто, и «подводные камни» на этом не заканчиваются.

Мерцающая ртуть

Кроме неравномерного спектра, люминесцентные лампы мерцают при работе. Мерцание вызвано частотой тока в сети – 50 Гц. КЛЛ удваивают эту частоту, и мигают со скоростью 100 вспышек в секунду. Лампы накаливания также пульсируют, питаясь от сети переменного тока, но за счет инерции остывания нити накала эти вспышки для глаз практически незаметны.

Эффект мерцания пагубно влияет на мозг, и, как следствие, ведет к повышенной утомляемости. Появляется напряжение в глазах, усталость, трудность сосредоточения на сложной работе, головная боль. При этом не зависит, находится ли человек перед источником такого «моргающего» света кратковременно, около 15-30 минут, или длительно. К тому же мерцание, приводит к т. н. стробоскопическому эффекту, – он характеризуется тем, что различные быстровращающиеся предметы выглядят совершенно неподвижными. Это грозит различными травмами и увечьями; именно из-за подобного не столь очевидного эффекта в советское время освещение станков и различных механизмов осуществлялось только с использованием ламп накаливания.

Справедливости ради стоит сказать, что уже давно существуют люминесцентные светильники, и, в свою очередь КЛЛ, лишенные данного недостатка. Это достигается использованием специальной электронной пускорегулирующей аппаратуры, с помощью которой осуществляется зажигание лампы и поддержание ее работы в нужном режиме. Такой электронный блок находится внутри любой КЛЛ – белый патрон, внутрь которого входят белые светящиеся трубки и есть то самое устройство. Но отсутствие мерцания возможно только при идеально собранной схеме такого электронного блока, а вот с этим у ламп, собранных на безымянных заводах «дядюшки Ляо», часто возникают проблемы. Достаточно, к примеру, уменьшить емкость или просто поставить некачественный конденсатор внутрь пускорегулирующего блока, который может выйти из строя буквально через пару дней после запуска лампы в работу, как столь опасное и утомительное для глаз мерцание проявится в свете некачественной энергосберегающей лампы. Оно не столь очевидно, да и не каждый решится выкинуть из-за такого «незначительного» недостатка через месяц работы практически новую лампу, за которую были заплачены немалые деньги.

Практически все люминесцентные светильники испускают ультрафиолетовое излучение. Данный недостаток связан с самой конструкцией таких ламп: КЛЛ представляет собой трубку, наполненную смесью инертного газа и паров ртути. При прохождении электричества газ, заполняющий колбу, начинает светиться невидимым для глаза ультрафиолетом. В свою очередь, УФ-излучение заставляет светиться флюоресцирующий состав – люминофор, нанесенный на стенки трубки. Именно светящийся белый люминофор и дает львиную долю испускаемого лампой видимого света. Но, к сожалению, не все УФ-излучение преобразуется, небольшая его часть проходит через слой люминофора в неизмененном виде вкупе с видимым светом; а при старении и разрушении люминофорного слоя процент проходящего сквозь него УФ-излучения увеличивается.

УФ-излучение – известный канцероген. При длительном воздействии на кожу оно способно вызвать разрушение коллагена и эластина, что ведет к преждевременному старению и огрубению кожи, а также на порядок увеличивает вероятность активного роста раковых клеток.

У людей с чувствительной кожей УФ-излучение КЛЛ может вызывать сыпь, экземы, псориаз и отеки. Вспомните, что порой, вынимая сгоревшую лампу из светильника, мы замечаем: белая пластмасса прямо под извилистыми трубками за время долгой работы стала желтой. Это следствие воздействия УФ-лучей. А теперь представьте, что было бы с кожей, если бы она длительно пребывала на таком близком расстоянии от лампы! Медики советуют находиться не ближе 40-50 см от КЛЛ, а также использовать защитное стекло в светильнике или на самой лампе. Также электронный пускорегулирующий блок КЛМ «фонит» электромагнитным излучением; некоторые особо чувствительные к ЭМИ люди, могут испытывать вялость, мигрень и головокружение вблизи от светильника, и часто даже не догадываются, что является причиной их плохого самочувствия.

Наконец, дополнительная проблема связана с окончанием срока службы люминесцентных ламп. Лампы подлежат специальной утилизации. Содержащиеся в них пары ртути являются крайне ядовитыми – первый класс опасности, наравне с цианидами или полонием. ПДК ртути для жилых помещений составляет всего 0,3 мкг/м3, а в одной лампе ртути содержится 2-5 мг. Случайно разбив КЛЛ, вы рискуете локально «заразить» территорию своей комнаты сильнейшим ядом, и довести содержание ртути в ней до 100-160 ПДК! Такие концентрации «меркурианской смерти» способны нанести сильнейший вред организму человека.

Трудный выбор

Как же максимально обезопасить себя и свое здоровье, и стоят ли пресловутые сэкономленные киловатты тех рисков, что связаны с эксплуатацией КЛЛ? К сожалению, полностью отказаться от использования КЛЛ для многих из нас, при существующих тарифах на электроэнергию, представляется нелегким делом. Но перед покупкой необходимо детально рассмотреть все критерии, следуя которым возможно будет приобрести и использовать максимально безопасные в быту энергосберегающие лампы. Вот самые главные из них.

1. Бренд. При выборе лампы следует внимательнейшим образом смотреть на ее производителя. Фирм, выпускающих действительно качественные энергосберегающие лампы, которые полностью соответствуют заявленным на упаковке характеристикам, не так уж и много. Пальму первенства по качеству и разнообразию предложений держат фирмы Osram и Philips. Есть и некоторые китайские компании, выпускающие качественные источники света – Camelion, Ecola, Navigator и др. Вообще, цена при покупке КЛМ часто играет на руку, так как чем дороже стоит лампа и чем известнее бренд, тем больше шансов что она проработает долго и качественно.

2. Условия эксплуатации. КЛЛ хоть и рассчитаны на длительную эксплуатацию, иногда до 5 раз дольше, чем лампы накаливания, они боятся частых включений и выключений. Поэтому, чтобы лампа проработала как можно дольше, в идеале она должна выключаться как можно реже – такой не очевидный, на первый взгляд, парадокс.

3. Люминисцентные лампы и дети. Многие специалисты настойчиво рекомендуют вообще отказаться от использования таких ламп в детских комнатах. До 13-14 лет психика и зрительная система ребенка только формируются. Между тем часто такие, довольно удобные в обращении настольные светильники, родители покупают именно для школьников. Их главная опасность все те же пресловутые пульсации. Без наличия специальной аппаратуры, что называется на глазок, их наличие можно проверить при покупке следующим образом: помахайте карандашом в свете лампы, если карандаш «распадается» при движении на промежуточные позиции, то налицо высокий уровень пульсаций. Есть и другой способ – включить любой вентилятор и осветить его проверяемой лампой. Если виден стробоскопический эффект, то есть крутящиеся лопасти выглядят на удивление неподвижно, светильник ни в коем случае брать не стоит.

Вместо резюме

«Движение» и «успех» – так переводится с латыни значение слова «progressus». Можно долго решать успех ли рождается от движения, или движение от успеха, но спорить трудно: современное развитие науки и техники напоминает несущийся на всех парах локомотив. Этот тяжелый и многотонный состав научной мысли еще никому не удалось остановить или пустить в обрыв, лишь иногда, и то на время, он случается просто замедляет свою скорость.

Но, как видим, локомотив прогресса не всегда едет только по новым маршрутам; иногда он делает круг по старым рельсам, изменив лишь свой номер и цвет. Так произошло и с давно известными люминесцентными источниками освещения – сейчас они превратились в компактные лампочки, которые можно вкрутить в любой старый патрон. Но как бы хороша не была экономия, бездумно жертвовать здоровьем ради сиюминутной выгоды не стоит. (km.ru/Энергетика Украины. СНГ, мира)