Стратегической целью внешней энергетической политики является укрепление позиций России на внешних энергетических рынках на базе повышения конкурентоспособности российской энергетики, географической и продуктовой диверсификации экспорта и повышения качества экспортных продуктов. Об этом говорится в проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 г., опубликованном Минэнерго 23 января.

Первой важнейшей задачей в этой связи, по мнению авторов документа, является ускоренный выход на рынок АТР, доля которого в российском экспорте нефти и нефтепродуктов возрастет к 2035 г. с 12% до 23% (сырой нефти – 32%), а в экспорте газа – с 6% до 31%. Энергетические рынки Европы и СНГ останутся основными рынками сбыта продукции российского ТЭК, но объемы экспорта после 2015 г. будут снижаться и к концу периода составят 95% от уровня 2010 г., говорится в проекте Стратегии.

Второй задачей названа продуктовая диверсификация экспорта. Как прогнозируется в документе, к 2035 г. доля доминирующих ныне нефти и нефтепродуктов уменьшится в 1,3 раза в энергетическом эквиваленте за счет увеличения в 1,4-1,5 раза доли природного сетевого и особенно сжиженного газа и электроэнергии. В экспорте нефтепродуктов ожидается качественный сдвиг в пользу высококачественных продуктов: экспорт мазута снижается с 57 млн. т в 2010 г. до 20 млн. т в 2035 г., а моторного топлива возрастет с 44 млн. т в 2010 г. до 58 млн. т в 2035 г., причем их качество значительно возрастет в связи с модернизацией нефтепереработки. Объем экспорта СПГ из России к концу первого периода может составить 30 млн. т, а к концу третьего периода – достичь 100 млн. т. Модернизация нефтегазохимии позволит значительно нарастить экспорт ее продукции.

Третья задача внешней энергетической политики – стабильные отношения с традиционными потребителями российских энергоресурсов и формирование столь же устойчивых отношений на новых энергетических рынках. Для преодоления кризиса во взаимоотношениях с европейскими потребителями природного газа (спад спроса, ужесточение конкуренции, трансформация модели ценообразования, неблагоприятное регулирование – Третий энергетический пакет, целевая модель рынка газа и пр., судебные конфликты) необходима адаптация контрактной системы к современным тенденциям развития рынка, с учетом интересов России. Магистральный путь адаптации – увеличение гибкости долгосрочных контрактов без разрушения их базовых принципов, считают авторы документа. На восточном направлении необходимо завершение переговоров с Китаем по поставкам природного газа, развитие энергодиалога и системы взаимоотношений с азиатскими потребителями.

Четвертая задача – интеграция российских компаний в международный энергетический бизнес. “ЭС-2035 предполагает расширение обмена энергетическими активами, в т. ч. обеспечение эффективной международной кооперации в отношении рисковых и сложных проектов в России (в т. ч. шельфовых проектов в арктических условиях). Россия будет добиваться благоприятного и недискриминационного режима деятельности отечественных энергетических и сервисных компаний (а также иностранных компаний с долевым участием российских лиц) на мировых рынках”, – говорится в документе.

Инфраструктурной предпосылкой выхода России на новые энергетические рынки и обеспечения безопасности российского экспорта будет диверсификация экспортных маршрутов, включая в первую очередь строительство газопроводов “Южный поток” и “Сила Сибири”, а также других экспортных проектов, в первую очередь на азиатском направлении, наряду с созданием инфраструктуры для экспорта СПГ, включая развитие Северного морского пути, говорится в проекте Стратегии.

При этом, как отмечается в документе, развитие СМП будет способствовать освоению углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорий России, что сыграет стабилизирующую роль в динамике добычи нефти и газа в стране, компенсируя возможный спад уровня добычи в традиционных нефтегазодобывающих районах. При этом доля шельфа арктических морей в добыче нефти может составить до 5%, а газа – до 10% к 2035 г.

Особым направлением государственной энергетической политики названо формирование общих рынков энергоносителей Евразийского экономического пространства (сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа, угля и электроэнергии) с общими принципами регулирования, обеспечивающими свободное движение энергоносителей, энергетических услуг и технологий, а также инвестиций в энергетический сектор.

“Наконец, стратегической задачей является защита интересов России в формирующейся системе регулирования мировых энергетических рынков, чтобы в ней были не только защищены интересы энергетической безопасности потребителей, но и обеспечены гарантии окупаемости вложений в крупные инфраструктурные и энергетические проекты производителей, а также была обеспечена безопасность транзита энергоресурсов”, – говорится в проекте.

Указанные шаги, считают авторы документа, позволят снизить риск монозависимости российского энергетического сектора от экспорта энергоносителей в Европу, а также увеличить доходность и эффективность международной деятельности российских компаний без существенного увеличения объемов экспорта первичных энергоресурсов.

Реализация целевого сценария Стратегии должно обеспечить достижение следующих основных макроэкономических результатов:

1) сокращение к 2035 г. вклада ТЭК в ВВП в 1,6 – 1,7 раза при снижении энергоемкости ВВП в 2 раза, электроемкости – в 1,7 раза;

2) снижение доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в ВВП почти в 3 раза к 2035 г.;

3) поэтапное увеличение капиталовложений в энергетический сектор (нефтяной комплекс, газовую и угольную промышленность, электроэнергетику, сферы энергоснабжения) с $460 млрд. в 2011-2015 гг. до $793 млрд. в 2031-2035 гг.;

4) одновременное снижение доли ТЭК в общих капиталовложениях в экономику с 25,6% до 17,7%, или в 1,5 раза к 2035 г. (доля капитальных вложений в ТЭК в ВВП снизится с 5,6 до 4,6% ВВП). (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины, СНГ, мира)