С принятием закона о “зеленых” тарифах малая гидроэнергетика получила второе дыхание. Однако настоящему прорыву перспективной для Украины отрасли мешают недоработанное законодательство и недостаток поддержки со стороны государства.
Первым серьезным и реальным стимулом к использованию возобновляемых источников стал Закон о так называемом “зеленом” тарифе, принятый в 2009 г. С тех пор Украина может похвастаться одними из самых выгодных в Европе тарифами на выработку электроэнергии из возобновляемых источников. Число “зеленых” проектов постепенно растет, в том числе, и в малой гидроэнергетике. Сегодня по “зеленому” тарифу работает уже 61 малая ГЭС.
Несмотря на то, что количество проектов по строительству и реконструкции малых ГЭС растет, существует ряд сложностей, в частности, с реализацией на практике самого Закона о “зеленых” тарифах. Согласно ему, с 1 января 2012 г. доля оборудования, материалов, услуг и монтажных работ украинского происхождения должна составлять не менее 30% от общей стоимости строительства “зеленой” электростанции, а с 1 января 2014 г. она увеличивается до 50%. Тем самым Украина сильно сужает свой рынок малой гидроэнергетики для доступа европейских производителей. Их оборудование (как и работы по его установке) стоит сравнительно дорого, и не всегда может “вписаться” в установленные законом рамки, – говорит директор компании “Гидроэнергетика” Александра Косенко.
Таким образом, Закон освобождает нишу, которую, как полагали его авторы, должно занять украинское оборудование. Но для малых ГЭС также используется российское, цена которого примерно на одном уровне с украинским, а качество выше, и относительная дешевизна позволяет вписаться в рамки, установленные Законом. Для этой же цели может применяться и дешевое китайское оборудование, которое пока не представлено в Украине. Т.е., ограничение доли иностранного участия в общей стоимости малых ГЭС не только не защищает украинское оборудование, как это предполагалось изначально, но и создает условия для его конкуренции с китайским и российским.
Европейское оборудование оправдывает свою дороговизну эффективностью и долговечностью. Турбины, которые сегодня делают в ЕС, не так чувствительны к перепадам расхода воды, как украинские или китайские. Европейцы изготавливают турбину только индивидуально под конкретное место и его характеристики, что дает возможность использовать потенциал реки на полную мощность. Украинские же заводы пока еще не отказались от производства стандартных турбин, а сама технология их строительства продолжает оставаться на уровне 70-х годов. Кроме того, они не проводят предпродажные испытания оборудования в комплексе с генератором, что давало бы возможность гарантировать её КПД, в то время как европейские производители продают установку мини-ГЭС только после проверки, отмечают эксперты.
По аналогичной причине могут возникнуть сложности с финансированием. ЕБРР кредитует “зеленые” проекты через ряд украинских банков, проводя совместно с ними оценку кредитных рисков. Для проектов, в которых используется качественное (т.е. дорогое) и не очень качественное (т.е. дешевое) оборудование, эти риски существенно отличаются. В последнем случае банку приходится закладывать в процентную ставке по кредиту более высокие риски, что влечет удорожание кредита. Высокая процентная ставка (для гидроэнергетики ставка в 12-15% и выше считается высокой), в свою очередь, делает проект менее привлекательным для потенциальных инвесторов. Впрочем, ЕБРР и так не спешит финансировать отечественную гидроэнергетику. Причина тому – утеря украинской школы проектирования малых ГЭС. Сегодня наши проектанты не имеют должного опыта и не в силах создать проекты, соответствующие европейским стандартам и требованиям ЕБРР, – отмечает А. Косенко.
Среди других проблем, тормозящих развитие малой гидроэнергетики Украины – множество бюрократических препон при получении разрешительных документов (на их получение обычно уходит два-три года), несогласованность законодательных актов между собой и отсутствие материальной поддержки со стороны государства. Все малые ГЭС, построенные в течение последних нескольких лет, были профинансированы за средства частных инвесторов.
Энергогенерирующие возможности малых рек Украины используются сегодня менее чем на 5%. Реальный потенциал малой гидроэнергетики в стране огромен. По данным Института возобновляемой энергетики НАН Украины, экономически целесообразный первоочередной годовой потенциал в этой отрасли составляет порядка 3,75 млрд. кВтч в год, что эквивалентно замещению 1,4 млн. т условного топлива. Малые ГЭС обладают меньшей себестоимостью выработки электроэнергии, чем “традиционные” атомные и тепловые станции, и считаются более эффективными по сравнению с ветро- и солнечными электростанциями по соотношению вложенных средств к количеству полученной электроэнергии.
Строительство и реконструкция малых ГЭС позволит не только получить экологически чистую электроэнергию, но и обеспечить электричеством энергодефицитные районы, где отсутствуют мощные источники тока. Развитие малой гидроэнергетики способствует децентрализации общей энергетической системы, что позволяет стабильно обеспечивать труднодоступные села электричеством. Энергия, выработанная малыми ГЭС, используется ближайшими потребителями, соответственно, снижаются траты на ее транспортировку, и повышается надежность энергообеспечения. Кроме того, ГЭС могут выполнять и другие задачи, к примеру, защищать прилегающие территории от сезонных паводков.
Конечно, малая гидроэнергетика способна развиваться практически без материальной поддержки со стороны государства – за счет внешних и внутренних инвестиций. Но для этого, в первую очередь, нужно создать более привлекательные условия для потенциальных инвесторов, в частности, повысить “зеленый” тариф для малых ГЭС. Для сравнения, проектам по гидроэнергетики НКРЭ установила тариф в размере 841,4 грн. за 1 МВт-ч, в то время как для солнечной энергетики он равен 5068,1 грн. за 1 МВт-ч. Кроме того, необходимо пересмотреть законодательство, касающееся ограничения доли иностранного оборудования, материалов и компонентов для производства “зеленой” электроэнергии в общей стоимости проекта. Кроме того, Украине нуждается в разработке нормативно-технической базы для малой гидроэнергетики. (Ugmk.info/Энергетика Украины, СНГ, мира)