В настоящее время в РФ роль биржевой торговли в продаже нефтепродуктов сравнительно невелика – около 7%. В 2011 г. на внутреннем рынке по биржевым каналам было реализовано примерно 20% произведенного в стране авиационного керосина, около 9% автобензина и дизтоплива и 3% топочного мазута. Состоявшийся в конце января 2012 г. в Москве 3-й Международный форум “Биржевой и внебиржевой рынок нефти и нефтепродуктов РФ” имел целью высветить роль биржевых механизмов в торговле данной группой товаров в России, наблюдаемых тенденций в этом товарообмене и значение биржевой торговли в повышении прозрачности рынка. В решении последней из указанных проблем силами Федеральной антимонопольной службы (ФАС) был отмечен заметный прогресс.
На форуме специалисты и аналитики сосредоточились на рассмотрении биржевой торговли нефтепродуктами (в основном в сегменте внутренней торговли) и усилий государственных органов по соблюдению участниками рынка антимонопольного законодательства. Были проанализированы также размеры и тенденции биржевых оборотов нефтепродуктов и их характеристика.
Согласно данным “НГВ”, в 2011 г. из совокупного оборота нефтепродуктов на имеющихся трех биржевых площадках примерно 82% приходилось на СПбМТСБ, при этом объем биржевой торговли нефтепродуктами вырос на 66% к уровню 2010 г. и составил 13,24 млн. т вследствие увеличения более чем вдвое торговли дизтопливом – до 6,1 млн. т, роста на 36% торговли автобензином – до 3,1 млн. т, а также увеличения поставок авиационного керосина и топочного мазута – до 1,8 и 1,9 млн. т соответственно.
Некоторые показатели торгов нефтепродуктами на биржах РФ в 2011 г.
Объем торгов, млн. т | Изменение к 2010 г., млн. т | Количество сделок, тыс. ед. | Изменение количества сделок к 2010 г., тыс. ед. | |
Всего | 13,24 | 4,96 | 16,58 | 4,42 |
СПбМТСБ | 11,58 | 6,67 | 12,57 | 3,87 |
НП МБНК | 1,41 | 1,76 | 3,11 | 8,8 |
СПб | 0,25 | 0,06 | 0,9 | 0,51 |
Источник: “НГВ Биржевой рынок”, 12 января 2012 г.
Вместе с тем число биржевых сделок снизилось с 21 тыс. в 2010 г. до 16,6 тыс. в 2011 г. Это означало более чем двукратное увеличение среднего объема сделки, что рассматривается экспертами как рост “биржевого” оборота в рамках межфирменных связей.
Одобряя биржевую торговлю в качестве рыночного механизма, государственные органы в лице ФАС в течение последних 4 лет активно применяли меры по противодействию нарушению закона о конкуренции на рынке нефтепродуктов. Начиная с осени 2008 г. антимонопольное ведомство инициировало три волны антимонопольных дел против нефтяных компаний.
Глава ФАС И. Артемьев сообщил на форуме, что в 2008-2011 гг. крупнейшим нефтяным компаниям за ценовые сговоры с целью “вытеснения независимой розницы” были выставлены штрафы по 70 эпизодам в общей сложности на 32 млрд. руб., однако после судебных разбирательств фактически было перечислено в бюджет 15 млрд. руб.
В частности, в конце 2008 г. – начале 2009 г. в обмен на частичное признание своей вины штрафные санкции “Лукойлу” были снижены с 6,5 млрд. до 0,66 млрд. руб., “ТНК ВР” – с 4,2 млрд. до 1,17 млрд. руб., “Роснефти” – с 5,28 млрд. до 2,0 млрд. руб. В то же время компания “Газпромнефть”, долго отстаивавшая свою позицию в судебных инстанциях, заплатила штраф в первоначально начисленном размере в 4,7 млрд. руб.
Руководитель ФАС подчеркнул, что законодательные нормы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, а также за согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (ценовой сговор), предусматривают наказание в виде штрафа в размере от 1% до 15% суммы выручки от реализации товара. До сих пор ФАС начисляла нефтяникам штрафы по минимальной шкале – 1% от выручки. Из слов руководителя ведомства можно заключить, что в дальнейшем ФАС может применять и более высокие ставки штрафов, согласно норме закона, что может привести к их увеличению на порядок.
Наиболее крупные базисы поставки нефтепродуктов (более 3,5 тыс. т) на рынке РФ в 2010-2011 гг., тыс. т
2011 г. | 2010 г. | |
«КИНЕФ» | 2028,52 | 591,09 |
Омский НПЗ | 1100,34 | 651,30 |
«Славнефть-ЯНОС» | 1025,71 | 800,40 |
Ангарская НКХ | 1020,06 | 1145,62 |
Самарская гр. ПНЗ | 1005,99 | 886,74 |
Рязанская НПК | 751,04 | 529,24 |
Ачинский НПЗ | 676,80 | 823,79 |
Московский НПЗ | 647,58 | 175,53 |
Уфимская гр. НПЗ | 556,18 | 217,50 |
«ЛПДС-Сокур» | 507,74 | 33,40 |
«Лукойл-УНП» | 457,62 | 193,06 |
НБ «Усть-Кут» | 390,30 | 36,50 |
«Лукойл-ВНП» | 375,36 | 64,02 |
«Лукойл-ННОС» | 330,00 | 211,54 |
«Лукойл-ПНОС» | 303,12 | 65,18 |
Саратовский ПНЗ | 282,70 | 189,96 |
Комсомольский НПЗ | 220,50 | 285,36 |
Хаб Владимир | 212,58 | … |
АП Шереметьево | 133,74 | 263,11 |
НБ «Находка-Крабовая» | 96,00 | … |
«ЛИНИК» (ст. Марцево) | 92,16 | … |
«Орскнефтеоргсинтез» | 90,90 | 31,98 |
Хаб Батайск | 80,34 | … |
АП Домодедово | 72,94 | 114,28 |
«ЛИНИК» (ст. Брянск-Льговский) | 70,56 | 35,64 |
ТАИФ НК | 68,71 | 42,54 |
ЛПДС «Салават» | 53,60 | … |
«Газпром нефтехим «Салават» | 53,58 | 15,84 |
Сургутское УПГ | 47,38 | … |
Хабаровский ПНЗ | 35,70 | 77,82 |
Источник: “НГВ Биржевой рынок”, 12 января 2012 г.
Антимонопольное ведомство считает, что на внутреннем рынке РФ для расчета стоимости нефти и нефтепродуктов необходимо использовать три базовых индекса рыночных цен: сопоставимые цены зарубежных рынков, биржевые котировки и внебиржевые цены. Кроме того, было сообщено, что ФАС предложила правительству России рассмотреть возможность коренного реформирования структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) вплоть до разделения их на добывающие, перерабатывающие и сбытовые предприятия. В качестве “мягкого” переходного варианта ФАС намерена предложить ВИНК разделить учет по указанным видам бизнеса. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)