Украинское правительство пытается любыми способами снизить зависимость от дорогого российского газа и провозглашает курс на политику энергетической независимости и эффективности. Одним из перспективных направлений этой политики называют добычу сланцевого газа на территории Украины.

Летом прошлого года министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что ведущие компании мира проявляют значительный интерес к добыче сланцевого газа в нашей стране и намерены принять участие в аукционах по выделению площадей для разработки месторождений. А недавно стало известно, что Украина в течение 2011 г. договорилась о сотрудничестве с 21 компанией в сфере добычи углеводородов, в частности сланцевого газа и угольного метана. Министр пояснил, что эти компании придут в Украину со своими ведущими технологиями, более того, с некоторыми из них уже подписаны договоры о сотрудничестве.

Мировая практика

Первопроходцем-добытчиком сланцевого газа в мире являются США, где его разведанные запасы составляют 24 трлн. куб. м, из них технически извлекаемы – 3,6 трлн. куб. м. Америка начала бурить первые скважины еще в 1980 годах на территории штата Техас. СССР в то время даже не рассматривал сланцевый газ как конкурента природному из-за высокой себестоимости его добычи. И за 30 лет эти усилия принесли свои плоды: значительный рост добычи сланцевого газа за последние три года очень помог Штатам во время кризиса 2009 г., когда благодаря ему стране удалось сократить импорт сжиженного природного газа. А уже в середине января 2012 г. стоимость газа на рынке США упала до минимума последнего десятилетия.

Сейчас перспективы добычи сланцевого газа активно рассматривают Европа, Китай и Индия. Последняя еще в 2010 г. начала бурение первой сланцевой скважины, Китай планирует начать добычу сланцевого газа к концу 2015 г. Такие же планы и у Польши, которая, по подсчетам государственного управления энергетической информации США, владеет самыми крупными месторождениями сланцевого газа в Европе – 5,3 млрд. куб. м. Таким образом, дружественная нам страна не только пытается снизить топливную зависимость от России, которая обеспечивает около двух третей ежегодного потребления Польши, но и к 2035 г. собирается стать одним из сильнейших энергетических государств Европы. Не отстают от Польши и другие страны Восточной Европы и Балканского полуострова. Так, Румыния и Сербия уже начали геологоразведку, а Литва собирается объявить конкурс на поиск и добычу сланцевого газа в этом году.

Однако в вопросе сланцевого газа есть в прямом смысле свои “подводные камни” – загрязнение экологии. Буквально две недели назад под давлением акций протеста населения правительство Болгарии запретило разработку сланцевого газа путем фрекинга и отозвало лицензию на поиск сланцевого газа у американской нефтяной компании Chevron, выданную в июне 2011 г. Технология фрекинга заключается во впрыскивании под большим давлением в сланцевые пласты воды, смешанной с песком и химикатами. Подача давления приводит к разрыву породы и образованию трещин. Противники метода считают, что фрекинг загрязняет грунтовые воды и даже вызывает землетрясения. Первой в июле прошлого года фрекинг запретила Франция, а Великобритания приостановила глубокую разработку грунта в районе города Блэкпул после небольших колебаний почвы весной 2011 г.

Украинские запасы

Но вернемся к Украине. По данным американских специалистов, Украина располагает запасами сланцевого газа в объеме около 1,176 трлн. куб. м. А минувшей осенью глава Минэнергоугля Ю. Бойко, ссылаясь на оценки западных компаний и агентств, назвал цифру в 5 трлн. куб. м. Наибольшие залежи сланцев в нашей стране находятся в одном бассейне с Польшей – на протяжении всей украинской части Карпат. На территории Львовской области обнаружено пять месторождений, пригодных для разработки открытым способом, Ивано-Франковской – шесть, Закарпатской – два, Черновицкой области – одно месторождение.

Однако основными месторождениями сланцевого газа являются Юзовская (7,886 тыс. кв. км) на территории Харьковской и Донецкой областей и Олесская площади (6,324 тыс. кв. км) на территории Львовской и Ивано-Франковской областей. По данным Государственной службы геологии и недр Украины, минимальные запасы Юзовской площади составляют около 2 трлн. куб. м газа. При этом независимые зарубежные геологические группы оценили максимальные запасы площади в 8-10 трлн. куб. м газа. Запасы Олесской площади поменьше. По оценке Госгеонедр – от 800 млрд. куб. м до 1,5 трлн куб. м газа, а по прогнозам независимых геологов – до 5 трлн. куб. м газа.

Глава Госгеонедр Эдуард Ставицкий рассказал изданию “Дело”, что для запуска в работу в разведку Олесской площади в течение 1,5-2 лет необходимо вложить$150-200 млн., а в Юзовскую еще больше – около $250-300 млн. И это только разведка. А потом строительство коммуникаций, подготовка площадей к эксплуатации, установка производственных скважин, защита запасов и запуск промышленной разработки. Однако, по его словам, с Юзовской площади Украина сможет добывать 8-10 млрд. куб. м, а с Олесской – 2-3 млрд. куб. м газа в год. И выйти на такой темп добычи можно за 5-7 лет.

Эти две площади Кабмин хочет сдать в аренду на 50 лет и требует, чтобы в Юзовскую площадь вложили не менее 1,6 млрд. грн., а в Олесскую – 1,3 млрд. грн. Но пока британо-голландская компания Shell оценивает инвестиции, необходимые для начального этапа разработки сланцевого газа на Юзовской газовой площади, в 800 млн. грн. Напомним, что в сентябре Shell и ГК “Укргаздобыча” подписали новый договор о совместной деятельности по добыче нефти и газа на 6 лицензионных участках в Днепровско-Донецкой впадине.

По словам Э. Ставицкого, в Украине есть еще два потенциальных месторождения. Первое – достаточно большая площадь в Приднепровской впадине – 15 тыс. кв. км, она охватывает территории Днепропетровской, Полтавской и Донецкой областей. По этой площади ведется предварительный протокол намерений с американской компанией ExxonMobil (год назад с компанией был подписан меморандум о сотрудничестве в сфере разведки запасов нетрадиционных углеводородов в Украине). И второе – на территории Харьковской, Сумской, Полтавской и Черниговской областей, общей площадью в 5-6 тыс. кв. км. На этом участке работы ведет Государственная служба геологии и недр Украины. Кроме компаний Shell и ExxonMobil, Украина ведет переговоры с американской Halliburton, итальянской Eni и французской Total.

Реальные перспективы

Сам Нафтогаз оптимистично настроен на добычу сланцевого газа, или, по крайней мере, создает видимость такого настроя. Заместитель председателя НАК “Нафтогаз Украины” Вадим Чупрун обещает, что к 2015 г. Украина выйдет на промышленную добычу сланцевого газа. При этом первые бурения, которые позволят определить ресурсы, Украина начнет уже в текущем году. “Если мы используем весь наш ресурсный потенциал, это будет около 4-5 млрд. куб. м сланцевого газа в год. Наша цель к 2020 г. выйти на этот объем сланцевого газа в общем балансе страны”, – сказал он.

Стоит отметить, что это не такие уж и радужные перспективы, учитывая то, что в прошлом году Украина импортировала 45 млрд. куб. м газа. А к 2020 г. потребность нашей страны в газе вряд ли уменьшится.

Эксперты МинПрома смотрят на этот вопрос с более реалистичной точки зрения. Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич напомнил, что добыча сланцевого газа – затратный вид бизнеса, так как нужно бурить десятки или сотни скважин. При этом сейчас средняя стоимость скважины для Укргаздобычи составляет $5 млн., а по стандартам этого бизнеса за границей одна скважина оценивается в 2-3 раза дороже. Поэтому инвестиции в разведку запасов и добычу сланцевого газа будут исчисляться в миллиардах долларов.

Д. Марунич сообщил, что стоимость сланцевого газа в Украине будет равна примерно $350/тыс. куб. м. Очевидно, что он сможет конкурировать с импортируемым российским, только если сохранится высокая цена последнего. А сейчас, как известно, Украина платит России $416/тыс. куб. м с учетом $100 скидки. Однако 2015 г. далеко, и за это время Украина сможет договориться с Газпромом и изменить контракт, тем самым сделав сланцевый газ неконкурентоспособным.

В то же время заместитель директора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев считает идею добычи сланцевого газа в Украине фантастической. Первым аргументом “против” он называет тот факт, что Украине придется загрязнить половину территории Карпат для того, чтобы теоретически добывать заявленные объемы газа. “Потому что для этого необходимо 80 млн. т песка, 10 млн. куб. м воды., которой в природных источниках Карпат, Прикарпатья и Закарпатья нет. Кроме того, для того, чтобы завезти туда песок, необходимо 10 млн. ходок большегрузных авто – во что тогда превратятся местные дороги, если они там есть”, – подчеркнул он.

Более того, по его словам, Украине не хватает ни специалистов, ни технологий, ни оборудования. Также Г. Рябцев допускает, что и самого газа в сланце на территории Украины может не оказаться, ведь глубокие исследования еще не проводились, а предварительные оценки могут быть только на словах. То есть не исключено, что разговоры о добыче сланцевого газа могут оказаться просто кампанией, направленной на то, чтобы отвлечь внимание общественности от проблем с энергоносителями в Украине. А именно – нежелания государства вкладывать деньги в модернизацию отрасли.

С другой стороны, существует надежда, что Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины включит сланцевый газ в нацпроекты. И тогда идея его добычи потеряет мифический оттенок и приобретет наконец реальные перспективы. (МинПром/Энергетика и энергоресурсы Украины, СНГ, мира)