Компании России, добывающие нефть в Арктике, где сосредоточено около четверти всех разведанных запасов “черного золота” в стране, столкнулись с серьезными проблемами из-за новых санкций США, сообщает Reuters со ссылкой на знакомые с ситуацией источники в отрасли.
По словам собеседников агентства, “Газпром нефть”, качающая баррели с Новопортовского месторождения и морской платформы “Приразломная”, а также “ЛУКойл”, который разрабатывает Тимано-Печорскими месторождения, в течение нескольких недель могут быть вынуждены остановить добычу из-за невозможности вывезти нефть покупателям.
Под новый раунд нефтяных санкций, один из крупнейших с начала войны, попали, по меньшей мере, 15 танкеров, задействованных в перевозках российской арктической нефти, а также два плавучих хранилища – “Умба” и “Кола”, на которых производилась перегрузка сырья с танкеров-челноков на более крупные суда класса Aframax или Suezmax. “Вариантов быстро заменить (попавшие под санкции танкеры) суда нет, – рассказывает один из источников Reuters. – Ничего такого нельзя купить нигде. Суда были специально построены для этих проектов.
Собеседники агентства отметили, что миллионы баррелей нераспроданной нефти могут скопиться в хранилищах, объем которых крайне ограничен. При этом направить нефть на российские НПЗ фактически невозможно: она изначально предназначалась для экспорта и инфраструктуры для ее закачки в российскую систему трубопроводов просто нет.
С проблемами, как утверждают источники Reuters, могут столкнуться все три сорта арктической нефти: Novy Port с Новопортовского месторождения “Газпром нефти”, где температура может достигать –55 градусов Цельсия, ARCO с морской платформы “Приразломная» и Varandey с Тимано-Печорских месторождений «ЛУКойла».
Это легкая нефть с низким содержанием серы, которую до 2022 года активно закупали НПЗ в северо-западной Европе, а после начала войны и западных санкций стали покупать Индия с Китаем. При этом благодаря премиальному качеству она всегда торговалась выше ценового “потолка” стран G7 ($60 за баррель).
Суммарный объем добычи арктических сортов составляет 300 тысяч баррелей/день, или около 10% всего морского экспорта нефти из России. Индия и Китай уже дали понять, что не готовы принимать нефть с подсанкционных танкеров и начали искать замену российских поставок: индийские НПЗ рассматривают возможность закупки сорта WTI у США, рассказал источник Reuters в одной из индийских нефтеперерабатывающих компаний.
В общей сложности от “прощальных нефтяных санкций” администрации Джо Байдена может пострадать российский нефтяной экспорт на 800 тыс. баррелей в день, или 15% всего нефтяного экспорта (включая морской и трубопроводный), оценивали ранее аналитики “Альфа-банка”. “В самом худшем сценарии Россия может потерять $25 миллиардов экспортной выручки” ежегодно, предупреждает аналитик “Финама” Максим Пухов. (Enkorr)