В декабре 2008 г. в ЕС была принята директива о развитии сферы возобновляемых источников энергии (“Directive 2009/28/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 on the promotion of the use of energy from renewable sources”), в которой была сформулирована задача по достижению 20%-ной доли ВИЭ в энергобалансе Евросоюза. В соответствии с указанным документом каждое государство, входящее в ЕС, к октябрю 2009 г. должно было оценить собственный потенциал ВИЭ, определить внутренний спрос на “чистую” энергию до 2020 г., сформулировать цели и разработать соответствующую национальную программу развития данной сферы. Еврокомиссия полагает, что приоритетными являются проекты, касающиеся электро- и теплоэнергетики как ЕС в целом, так и отдельных регионов, т. е. нескольких стран, имеющих общие границы. Развитие возобновляемой энергетики должно учитывать не только наличие потенциала ВИЭ, но и другие факторы, в том числе плотность населения.
К 2012 г. не менее 30% новых и капитально отремонтированных зданий должны иметь установки, использующие ВИЭ, с целью снижения потребления углеводородных энергоносителей, а к 31 декабря 2014 г. данное требование будет обязательно для всех объектов недвижимости как государственного, так и частного сектора.
Целью использования ВИЭ на транспорте является достижение 10%-ной доли биотоплива в суммарном потреблении моторных топлив. Еврокомиссия подчеркивает, что развитие производства “чистых” видов топлива не должно оказывать негативного влияния на выпуск продуктов питания и странам-членам ЕС необходимо усилить кооперацию в данном сегменте энергетики. В среднесрочной перспективе при использовании биотоплива в других секторах экономики коэффициент полезного действия установок, использующих биомассу, должен составить в частном и коммерческом секторах не менее 85%, в промышленности – не менее 70%.
Доля ВИЭ в энергобалансе стран-членов ЕС, %
2005 г. | 2020 г.* | |
Австрия | 23,3 | 34,0 |
Бельгия | 2,2 | 13,0 |
Болгария | 9,4 | 16,0 |
Великобритания | 1,3 | 15,0 |
Венгрия | 4,3 | 13,0 |
Греция | 6,9 | 18,0 |
Дания | 17,0 | 30,0 |
Ирландия | 3,1 | 16,0 |
Испания | 8,7 | 20,0 |
Италия | 5,2 | 17,0 |
Кипр | 2,9 | 13,0 |
Латвия | 32,6 | 40,0 |
Литва | 15,0 | 23,0 |
Люксембург | 0,9 | 11,0 |
Мальта | 0 | 10,0 |
Нидерланды | 2,4 | 14,0 |
Польша | 7,2 | 15,0 |
Португалия | 20,5 | 31,0 |
Румыния | 17,8 | 24,0 |
Словакия | 6,7 | 14,0 |
Словения | 16,0 | 25,0 |
Финляндия | 28,5 | 38,0 |
Франция | 10,3 | 23,0 |
ФРГ | 5,8 | 18,0 |
Чехия | 6,1 | 13,0 |
Швеция | 39,8 | 49,0 |
Эстония | 18,0 | 25,0 |
* – прогноз. Источник: Еврокомиссия.
В ЕС лидером производства и потребления неуглеводородных ресурсов является Германия, где стабильное расширение мощности установок, использующих ВИЭ, обусловлено государственной поддержкой данного сектора энергетики. Национальным производителям “чистой” электроэнергии предоставляются компенсации и льготы согласно положениям “Das Gesetz fur Vorrang Erneuerbahrer Energien – EEG”.
Чтобы оценить степень поддержки данного сектора, проанализируем некоторые ценовые показатели. В середине 2010 г. на оптовом рынке стоимость электроэнергии находилась на уровне 40-50 евро/МВт-ч. Это означает, что, например, для владельцев солнечных модулей, установленных вблизи здания или на его крыше, мощностью до 30 кВт и поставляющих электроэнергию в общую силовую сеть, компенсация превысила 60% стоимости 1 кВт-ч.
В ФРГ конечные потребители электроэнергии уплачивают специальный сбор (в тариф закладывается соответствующая составляющая). В 2010 г. соответствующий сбор вырос более чем на 20% по сравнению с аналогичным показателем 2009 г., благодаря чему в государственный бюджет поступило 12,7 млрд. евро (в 2009 г. – 10,3 млрд. евро). С января 2011 г. ставка указанного сбора также повысилась на 72% и для конечных потребителей составила 3,53 е. ц./кВт-ч (в 2010 г. – 2,047 е. ц.).
В начале 2000-х годов правительство Испании наметило три основных этапа развития и модернизации национального энергетического хозяйства, в том числе секторов возобновляемой энергетики и энергоэффективности.
На первой стадии (2004-2008 гг.) аккумулировались новые технологии, и был начат процесс изменения действующего законодательства в рамках общеевропейских тенденций. На втором этапе (с 2009 г.) последующие шаги должны закрепить достигнутый успех, а на третьем (после 2020 г.) – обеспечить поэтапное снижение потребления углеводородных энергоносителей, однако к концу 2000-х годов и в начале второго десятилетия нового века серьезными препятствиями на пути к намеченным целям стали глобальный финансово-экономический кризис, а затем и проблемы объединенной Европы, что неблагоприятно отразилось в первую очередь на таких сегментах ВИЭ, как ветроэнергетика и солнечная энергетика.
Тем не менее в 2010 г. суммарная установленная мощность энергетического оборудования увеличилась на 4,4% по сравнению с аналогичным показателем 2009 г. При анализе структуры данного показателя следует учитывать особенности национальной статистики, поскольку как в секторе электрогенерации, так и в производстве тепловой энергии традиционные энергоносители (нефть, газ, уголь, энергия воды – крупные ГЭС) учитываются в разделе “Нормальный режим” (“Regimen ordinario”), а возобновляемые источники энергии – в разделе “Специальный режим” (“Regimen especial”) вне зависимости от типа производимой энергии (электрическая или тепловая). Обращает на себя внимание тот факт, что, согласно общей тенденции модернизации и развития энергетического рынка ЕС, а также в связи с негативными явлениями в мировой экономике в 2010 г. темпы прироста традиционных энергетических мощностей были примерно в два раза ниже, чем сектора ВИЭ – 3,3% и 6,7% соответственно.
Структура суммарной установленной мощности энергетического оборудования Испании
2009 г. | 2010 г. | |
Всего, ГВт | 99,4 | 103,8 |
Нормальный режим | 66,8 | 69,0 |
Энергия воды (ГЭС) | 16,7 | 16,7 |
Атомная энергия | 7,7 | 7,7 |
Уголь | 11,9 | 11,9 |
Мазут/газ | 6,9 | 5,9 |
Сектор теплоснабжения | 23,6 | 26,8 |
Специальный режим | 32,6 | 34,8 |
Энергия ветра | 19,1 | 20,7 |
Энергия солнца | … | 4,2 |
Прочие ВИЭ | 13,5 | 9,9 |
Источники: “AEE”, “Gtai”.
Основные показатели ветроэнергетики Испании
I | II | |
1999 г. | 1,4 | 2,7 |
2000 г. | 2,4 | 4,7 |
2001 г. | 2,5 | 6,9 |
2002 г. | 5,0 | 9,3 |
2003 г. | 6,2 | 11,7 |
2004 г. | 8,5 | 15,7 |
2005 г. | 10,0 | 20,5 |
2006 г. | 11,6 | 22,7 |
2007 г. | 15,1 | 27,2 |
2008 г. | 16,7 | 31,1 |
2009 г. | 19,5 | 36,2 |
2010 г. | 20,7 | 42,7 |
Примечание. I – суммарная установленная мощность ветроэнергетических установок, ГВт; II – производство электроэнергии, ТВт-ч. Источники: “AEE”, “Gtai”.
Развитие сектора солнечной энергетики регламентировано целым рядом законов (661/2007, 1578/2008, 1565/2010 и 14/2010). В стране действует также соответствующий отраслевой союз (“Union Espanola Fotovoltaica”, “UNEF”), который отстаивает и продвигает интересы данной сферы.
В целом расширение суммарной установленной мощности ветрогенераторов и солнечных батарей связано с правительственным курсом на повышение энергоэффективности народного хозяйства и снижение потребления традиционных энергоносителей. В частности, государственное агентство по энергетике (“Instituto para la Diversificacion y el Ahorro de la Energia”, “IDAE”) намерено способствовать реализации обширной программы под названием “Cogeneration” по повышению энергоэффективности в секторе теплоснабжения путем внедрения новых технологий и соответствующей модернизации оборудования, направленных на оптимизацию процессов рекуперации и утилизации тепловой энергии.
В ЕС Испания занимает второе место по СУМ фотогальванических установок и выработке электроэнергии с использованием солнечных батарей и третье место – по удельному производству электроэнергии на базе ФГУ.
Суммарная установленная мощность фотогальванических установок в ЕС, МВт
2009 г. | 2010 г. | |||||
в общей силовой сети | автономные ФГУ | всего | в общей силовой сети | автономные ФГУ | всего | |
Всего | 16159,8 | 144,6 | 16304,4 | 29173,2 | 154,4 | 29327,7 |
ФРГ | 9914,0 | 45,0 | 9959,0 | 17320,0 | 50,0 | 17370,0 |
Испания | 3418,0 | 20,1 | 3438,1 | 3787,0 | 21,1 | 3808,1 |
Италия | 1144,0 | 13,4 | 1157,4 | 3465,0 | 13,5 | 3478,5 |
Чехия | 462,9 | 0,4 | 463,3 | 1952,7 | 0,4 | 1953,1 |
Франция | 306,0 | 29,2 | 335,2 | 1025,0 | 29,3 | 1054,3 |
Бельгия | 574,0 | 0 | 574,0 | 787,4 | 0,1 | 787,5 |
Греция | 48,2 | 6,8 | 55,0 | 198,5 | 6,9 | 205,4 |
Словакия | 0,1 | 0,03 | 0,2 | 143,7 | 0,1 | 143,8 |
Португалия | 99,2 | 3,0 | 102,2 | 127,7 | 3,1 | 130,9 |
Австрия | 48,9 | 3,6 | 52,6 | 99,0 | 3,6 | 102,6 |
Нидерланды | 62,5 | 5,0 | 67,5 | 91,9 | 5,0 | 96,9 |
Великобритания | 27,8 | 1,7 | 29,6 | 72,8 | 2,0 | 74,8 |
Словения | 8,9 | 0,1 | 9,0 | 36,2 | 0,1 | 36,3 |
Люксембург | 26,4 | 0 | 26,4 | 27,3 | 0,0 | 27,2 |
Болгария | 5,7 | 0,04 | 5,7 | 17,2 | 0,04 | 17,2 |
Швеция | 3,6 | 5,2 | 8,8 | 4,6 | 5,5 | 10,1 |
Финляндия | 0,2 | 7,5 | 7,7 | 0,2 | 9,5 | 9,7 |
Дания | 4,0 | 0,5 | 4,6 | 6,3 | 0,7 | 7,1 |
Кипр | 2,7 | 0,6 | 3,3 | 5,6 | 0,7 | 6,2 |
Румыния | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 1,3 | 0,6 | 1,9 |
Польша | 0,3 | 1,1 | 1,4 | 0,5 | 1,3 | 1,8 |
Венгрия | 0,5 | 0,2 | 0,7 | 1,5 | 0,3 | 1,8 |
Мальта | 1,5 | 0 | 1,5 | 1,7 | 0 | 1,7 |
Ирландия | 0,1 | 0,5 | 0,6 | 0,1 | 0,5 | 0,6 |
Литва | 0 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,1 | 0,1 |
Эстония | 0 | 0,1 | 0,1 | 0 | 0,1 | 0,1 |
Латвия | 0 | 0,005 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Источник: “Eurobserv’er”, April, 2011.
Производство электроэнергии на базе ФГУ в ЕС, ГВт-ч
2009 г. | 2010 г. | |
Всего | 14376,0 | 22451,0 |
ФРГ | 6578,0 | 12000,0 |
Испания | 5962,0 | 6302,0 |
Италия | 677,0 | 1600,0 |
Бельгия | 487,9 | 669,3 |
Чехия | 88,8 | 615,6 |
Франция | 215,0 | 600,0 |
Португалия | 160,0 | 213,3 |
Греция | 62,4 | 138,4 |
Словакия | 0,2 | 80,0 |
Нидерланды | 46,0 | 70,0 |
Великобритания | 26,5 | 41,8 |
Австрия | 21,0 | 26,0 |
Бельгия | 3,3 | 24,0 |
Люксембург | 20,3 | 21,0 |
Словения | 4,2 | 15,0 |
Швеция | 7,1 | 9,4 |
Финляндия | 6,0 | 6,9 |
Дания | 3,7 | 5,7 |
Кипр | 2,9 | 5,6 |
Мальта | 1,1 | 2,6 |
Польша | 1,2 | 1,8 |
Румыния | 0,8 | 1,7 |
Венгрия | 0,8 | 1,0 |
Ирландия | 0,4 | 0,4 |
Литва | 0,0 | 0,1 |
Эстония | 0,0 | 0,1 |
Латвия | 0,0 | 0,0 |
Источник: “Solar thermal and concentrated solar barometer”, № 5, 2011.
Удельное производство электроэнергии на базе ФГУ в ЕС, кВт-ч на человека
Всего | 58,5 |
ФРГ | 212,3 |
Чехия | 185,9 |
Испания | 82,8 |
Бельгия | 72,6 |
Италия | 57,6 |
Люксембург | 54,3 |
Словакия | 26,5 |
Греция | 18,2 |
Словения | 17,8 |
Франция | 16,3 |
Португалия | 12,3 |
Австрия | 12,2 |
Кипр | 7,8 |
Нидерланды | 5,8 |
Мальта | 4,0 |
Болгария | 2,3 |
Финляндия | 1,8 |
Дания | 1,3 |
Великобритания | 1,2 |
Швеция | 1,1 |
Венгрия | 0,2 |
Ирландия | 0,1 |
Румыния | 0,1 |
Эстония | 0,1 |
Польша | 0,0 |
Литва | 0,0 |
Латвия | 0,0 |
Источник: “Solar thermal and concentrated solar barometer”, №5, 2011.
В ноябре 2011 г. правительство страны представило для дальнейшего обсуждения в парламенте очередную редакцию плана развития сектора ВИЭ (“Plan de Energias Renovables”, “PER”), а также целевые показатели его реализации (“Planificacion Energetica Indicativa”, “PEI”).
Следует отметить, что впервые соответствующий программный документ (“Acuerdo Politico para la Recuperacion del Crecimiento Economico y la Creacion de Empleo”) был создан в 2010 г. и предусматривал к 2020 г. увеличение установленной мощности силового оборудования на базе ВИЭ до 74,5 ГВт, однако в “PER-2011” данный показатель был снижен на 14,5% (до 63,8 ГВт).
Новые рамочные условия для энергоисточников на базе ВИЭ, подключенных к общей энергетической сети, с января 2013 г. предполагают поэтапное снижение времени их обязательного функционирования с 2,2-2,5 тыс. часов в год до 1,5 тыс., введение ежегодных квот на новые мощности фотогальванических устройств, а также постепенный отказ от директивного ценообразования и переход к рыночным механизмам формирования цены на электроэнергию.
План “PER-2011” акцентирует внимание на расширении использования энергии солнца, ветра и биомассы, а также геотермальной энергии. При этом в долгосрочной перспективе, согласно намеченному базовому сценарию, в экономике страны предполагается расширение потребления газа на фоне снижения использования нефти и стабилизации доли угля в национальном энергобалансе.
Энергобаланс Испании, %
2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | 2020 г.* | |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
Нефть | 52 | 49 | 47 | 36 |
Уголь | 17 | 15 | 6 | 7 |
Атомная энергия | 13 | 10 | 12 | 10 |
Газ | 12 | 20 | 23 | 27 |
Энергия ветра и солнца, геотермальная энергия | 1 | 1 | 4 | 10 |
Биомасса, отходы | 3 | 4 | 5 | 8 |
* – прогноз. Источники: “PER”, “MITYC”.
Что касается целевых показателей развития возобновляемой энергетики, то к 2020 г. предусматривается рост установленной мощности оборудования в сегменте солнечной энергетики – на 23% (до 15,7 ГВт, в 2011 г. – примерно 12 ГВт), ветроэнергетики – до 35 ГВт, в том числе 5 ГВт ВЭУ морского базирования (в 2011 г. – 750 МВт).
Структура установленных мощностей оборудования на базе ВИЭ в Испании, ГВт
2010 г. | 2020 г.* | |
Всего | 39,2 | 63,8 |
Энергия воды | 13,2 | 13,9 |
Менее 1 МВт | 0,2 | 0,3 |
1-10 МВт | 1,7 | 2,0 |
Более 10 MВт | 11,3 | 11,7 |
Геотермальная энергия | 0 | 0,05 |
Солнечная энергия | 4,1 | 12,1 |
Фотогальванические устройства | 3,8 | 7,3 |
Солнечные коллекторы | 0,6 | 4,8 |
Энергия ветра | 20,7 | 35,8 |
ВЭУ, расположенные на суше | 20,7 | 35,0 |
ВЭУ морского базирования | 0 | 0,8 |
Биомасса, отходы | 0,8 | 2,0 |
Энергия морских волн | 0 | 0,1 |
* – прогноз. Источники: “PER”, “MITYC”.
Согласно намеченным целям, к 2020 г. государство может увеличить долю ВИЭ в энергобалансе до 20% (в 2011 г. – около 13%), при этом в структуре энергопотребления к основным видам ВИЭ будут относиться два вида ресурсов (доля в суммарном потреблении первичной энергии, %): энергия ветра – 6,3, твердая и жидкая биомасса (в том числе биотопливо) – 8,5.
Достижение установленных ориентиров может позволить стране модернизировать экономику, снизить зависимость от импорта энергоносителей и самостоятельно обеспечить до 30% внутреннего спроса на первичную энергию, однако стоимость “PER” является достаточно высокой и оценивается в 24-29 млрд. евро.
По мнению представителей национальной ассоциации ветроэнергетики (“Asociacion Empresarial Eolica”, “AEE”), пересмотр в 2011 г. показателей развития сферы ВИЭ в сторону уменьшения может привести к снижению темпов развития отрасли примерно на 40% и негативно отразится на инвестиционной привлекательности сферы ВИЭ в целом. В дальнейшем эти процессы могут оказать неблагоприятное влияние на инновационное развитие страны и ее конкурентоспособность в глобальном мире, поскольку они затронут также машиностроение и другие отрасли экономики, а также стать причиной увеличения числа безработных (примерно на 15 тыс. человек). (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)