По оценкам экспертов, итоги визита в Китай российской делегации во главе с премьер-министром В. Путиным превзошли все ожидания. Выход на китайский нефтегазовый рынок позволит России не только диверсифицировать поставки своего газа, но и усилить экономическое и политическое влияние в энергетическом мировом сообществе, добавляют аналитики.

РФ и КНР договорились о поставках российского природного газа в Китай, обсудили возможность поставок сжиженного природного газа (СПГ). Стороны решили расширить сотрудничество в области добычи нефти и ее переработки, в том числе совместно построить нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Китае. Кроме того, РФ предложила поставлять нефтепродукты в КНР по железной дороге.

Главное достижение переговоров – поставки природного газа. Этот вопрос не находил решения в течение нескольких лет. Достигнутое весной 2006 г. соглашение РФ и КНР парафировали только осенью текущего года, поскольку не могли договориться о стоимости газа. Накануне визита В. Путина в Китай “Газпром” и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (“CNPC”) подписали рамочное соглашение об основных условиях поставок природного газа из России в Китай. Соглашение было подписано в присутствии В. Путина и председателя Госсовета КНР Вэнь Цзябао.

По словам главы “Газпрома” А. Миллера, “ценообразование в отношении поставок газа в Китай будет соответствовать принципам международной торговли”. Он не раскрыл подробностей этой “интересной статьи соглашения”, отметив, что в документ об условиях поставок газа включена формула цены, однако окончательно этот вопрос будет решен при подписании контракта.

Глава “Газпрома” сообщил, что поставки газа в Китай будут осуществляться из ресурсной базы Западной Сибири, а также из Восточной Сибири, Дальнего Востока и с шельфа Сахалина. По словам А. Миллера, западносибирский вариант может быть реализован в короткие сроки, поскольку “Газпром” обладает достаточной ресурсной базой, подготовленными запасами и развитой инфраструктурой.

Что касается восточного направления, то здесь, отметил А. Миллер, необходимы дополнительные мощности по газопереработке, поэтому Россия и Китай изучат возможность создания газохимического и газоперерабатывающего производства, а также вопросы совместного маркетинга на рынке третьих стран и в КНР.

Объем поставок газа в Китай по западному и восточному маршрутам может составить суммарно 70 млрд. куб. м (окончательные объемы поставок будут определены в контракте).

По информации вице-премьера РФ И. Сечина, поставки российского природного газа в Китай могут начаться в 2014- 2015 гг., а соответствующий контракт стороны рассчитывают подписать в июне 2012 г. По словам вице-премьера, также была подписана “дорожная карта” по развитию сотрудничества в газовой сфере, в которой определены все сроки.

В соответствии с этим документом, к началу 2012 г. должны быть согласованы подходы по формуле цены на поставляемый в Китай газ. “Физически поставки начнутся, как только будет определена потребность рынка и построена соответствующая инфраструктура”, – сказал он. И. Сечин добавил, что быстрее могут быть начаты поставки газа из Западной Сибири, в том числе с Ямала, а для того чтобы начать поставки из Восточной Сибири, нужно предварительно решить ряд вопросов в сфере газопереработки и газохимии.

Поставки планируется осуществлять с Чаяндинского месторождения, а также, возможно, с Ковыктинского, добавил вице-премьер. Однако лицензия на Ковыктинское месторождение пока не переоформлена на “Газпром” и находится на балансе ТНК  ВР, поэтому начало промышленного освоения месторождения пока откладывается.

“Роснефть” и “СNPC” подписали меморандум о расширении сотрудничества в “upstream” и “downstream”. По словам И. Сечина, “Роснефть” договорилась с “CNPC” о реализации совместного проекта строительства НПЗ и сети автозаправочных станций (АЗС) в Китае. Площадка для строительства завода выбрана, а создаваемое совместное предприятие будет иметь возможность сбыта своей продукции через сеть, включающую от 300 до 500 АЗС. Для отгрузки в КНР нефтепродуктов, по словам И. Сечина, можно использовать железнодорожные мощности, которые сейчас задействованы для поставок российской нефти в Китай. В настоящее время строится ответвление от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), по которому впоследствии будет поступать российская нефть в КНР.

Действие пятилетнего контракта о поставках нефти по железной дороге закончилось в 2010 г., и высвободившиеся мощности железнодорожного транспорта можно использовать для поставок нефтепродуктов в Китай “с некоторых НПЗ”, сказал И. Сечин. По его словам, Россия сделала такое предложение КНР, а китайская сторона “это предложение восприняла с интересом”.

Договоренности в нефтяной сфере являются частью “пакета соглашений”, подписанного в феврале 2009 г., когда обсуждалась возможность строительства нефтехимического комплекса в Китае. Президент “Роснефти” С. Богданчиков в сентябре объявил, что компания уже подготовила технико-экономическое обоснование НПЗ и направила его на госэкспертизу обеим странам. РФ и Китай договорились о долгосрочных поставках российской нефти (Россия в течение 20 лет будет поставлять в Китай по 15 млн. т нефти в год) в обмен на предоставление кредита для “Роснефти” и “Транснефти”, часть которого в $25 млрд. ($15 млрд. – для “Роснефти”, $10 млрд. – для “Транснефти”) обе компании уже получили.

И. Сечин сообщил, что, кроме нефтегазовой сферы, Россия и Китай обсуждают возможность совместного строительства электростанций, прежде всего работающих на угле. Он добавил, что в связи с этим Россия наращивает поставки угля в Китай, и в текущем году их объем достигнет $1 млрд. Он также отметил, что уже начаты поставки электроэнергии из РФ в северные районы Китая, и сотрудничество двух стран в сфере электроэнергетики в целом развивается неплохо.

В этой связи вице-премьер сообщил, что “Атомстройэкспорт” и Китайская корпорация по атомной энергетике подписали протокол об участии российской компании в строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС в Китае. Первый и второй блок этой станции Россия сдала в эксплуатацию КНР в сентябре. Также достигнуто соглашение о совместной работе по проекту реактора “БН800”. Строительство второй очереди предполагает сооружение двух энергоблоков мощностью 1,6 тыс. МВт каждый.

Тяньваньская АЭС построена по усовершенствованному российскому проекту и является самой безопасной среди действующих в КНР станций. В сентябре 2009 г. “Атомстройэкспорт” (проектировщик и застройщик проекта) и Цзянсуская ядерная энергетическая корпорация (“JNPC”) подписали соответствующие протоколы переговоров по вопросам окончательной приемки 1-го и 2-го блоков станции мощностью 1060 МВт. Соглашение о строительстве Тяньваньской АЭС было подписано в 1997 г. Первая очередь АЭС включает два энергоблока.

По мнению экспертов, работа над строительством Тяньваньской АЭС в целом выгодна для России, учитывая предполагаемые высокие темпы развития атомной отрасли в КНР.

Эксперты неоднозначно оценили достигнутые соглашения в газовой сфере. Большинство аналитиков сомневаются, что “Газпрому” удастся в короткие сроки решить вопрос транспортировки природного газа в Китай, поскольку газопровода пока нет даже в проекте. Старший аналитик ИФК “Метрополь” А. Назаров отмечает, что в Восточной Сибири, откуда должна поступать половина газа, нет ни необходимой добывающей инфраструктуры, ни первичных газоперерабатывающих мощностей. “Кроме того, нужно строить газопровод, по протяженности аналогичный нефтепроводу ВСТО. А это очень дорогая и долгосрочная постройка”, – заметил он.

По словам ведущего аналитика ФК “Уралсиб” В. Мишнякова, практически весь газ из Западной Сибири в настоящее время направляется в европейские страны, “и в связи с поставками газа в Китай можно ожидать пересмотра долгосрочных контрактов с Европой”. По мнению эксперта, это положительный момент, заключающийся в диверсификации поставок российского газа.

В рамках визита подписано соглашение о создании суперверфи во Владивостоке с использованием совместных инвестиций России и китайско-сингапурской компании. Общий объем инвестиций в проект составит $200 млн. Наиболее важным является проект создания 20-тысячетонного крана, который оптимизирует возможности строительства нефтегазовых площадок, в том числе на море.

Как сообщил вице-премьер РФ А. Жуков, в ходе российско-китайского экономического форума, прошедшего в рамках визита, были подписаны соглашения и контракты на $3,5 млрд., в том числе кредитное соглашение между “ВЭБ” и Госбанком развития Китая на $500 млн. и базовое кредитное соглашение между “ВТБ” и Сельскохозяйственным банком Китая о предоставлении кредитной линии в $500 млн.

Кроме того, были подписаны следующие соглашения: о строительстве завода в Липецкой области (объем инвестиций – $180 млн.), предоставлении кредита на строительство цементного завода в Пензенской области ($52,34 млн.), между АФК “Система”, “Bank of China” и “ZTE Corporation” – о финансировании совместных проектов ($200 млн.), строительстве цементных заводов в Иркутской области ($97 млн.) и Дагестане ($300 млн.), завода по производству энергосберегающих ламп в Белгородской и Кировской областях (по $40 млн.), моста через Волгу в Ярославле ($300 млн.), международного торгово-выставочного центра в Екатеринбурге ($630 млн.), стекольного завода в Удмуртии (115 млн. евро), о проекте совместного освоения железорудного месторождения в населенном пункте Кимкан в Еврейской автономной области ($380 млн.) и др. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)