В мае Фонд государственного имущества намерен наряду с правильной распродажей энергетики начать и не менее адресную продажу газопоставляющих компаний (гор- и облгазов). Причем, согласно планам приватизаторов, весь процесс должен занять всего три месяца, в течение каждого из которых будет продаваться по 16 компаний.

Государственная собственность, судя по всему, уйдет в правильном направлении и очень недорого.

Между тем речь идет о контроле над газораспределительной системой, обеспечивающей ежегодную доставку потребителям десятков миллиардов кубометров природного газа.

По факту предполагается залповый “слив” пакетов уже давно акционерных обществ по газоснабжению и газификации. Хотя все они созданы на базе некогда государственного имущества. Еще в декабре 2011 г. глава ФГИ Александр Рябченко в комментарии РБК вполне здраво отмечал: “Было бы ошибкой сделать скопление конкурсов одновременно. Мы будем проводить их последовательно”. Однако в случае с облгазами его явно переубедили.

Может быть, дело в том, что Фонд госимущества твердо уверен, что “у нас есть заинтересованные инвесторы”. Тогда совсем другое дело.

Приоритетными покупателями эксперты считают структуры Дмитрия Фирташа. Как не без иронии отметил еще в конце прошлого года председатель ФГИ Александр Рябченко, “для нас было бы неприятным сюрпризом узнать, что его компании не собираются покупать”.

В настоящее время структуры Фирташа контролируют около двух десятков облгазов (16 из них уже имеют расчетные счета в принадлежащем ему банке). И Д.Фирташ явно не прочь увеличить их число. Тем более что приватизация намечается по очень щадящим (покупателей) ценам.

Балансовая цена облгазов, по оценкам того же Фонда госимущества, составляла около 9 млрд. грн. (о восстановительной стоимости вообще промолчим), но такого порядка цифр никто не ожидает.

Глава ФГИ отметил: “Большинство этих акций не котируются на фондовых рынках, к большому нашему сожалению. Поэтому у нас нет и наиболее объективного показателя их рыночной стоимости”. Тем более в период кризиса.

Собственно, и в лучшие времена облгазы (по пять-шесть штук) переходили из рук в руки за несколько десятков миллионов долларов. В среднем облгаз не тянул и на десять миллионов “условных единиц”. Причем речь шла о сделках между бизнесменами, к тому же на пике рынка.

Сейчас все будет явно дешевле. Наши приватизаторы традиционно славились чем угодно, только не дорогими продажами. Тем более что продаваться будут не контрольные пакеты облгазов. Они интересны для перераспределения собственности, но малопривлекательны для стратегического инвестора “со стороны”.

Наверняка появятся и “отсекалки” в конкурсных условиях, такие, как наличие опыта работы и отсутствие доли госсобственности. Предполагается даже инвестиционная составляющая: Фонд госимущества будет включать пункт об участии покупателя в программе по установлению газовых счетчиков.

Правда, вряд ли частника-владельца облгаза обяжут устанавливать счетчики газа в одиночку – максимум “в пределах корпоративных прав”, то есть в нашем случае – до 26%.

Справедливости ради следует отметить, что ситуация с установкой счетчиков (приборов учета расхода газа в быту) действительно непростая. Примерно 20% всего объема газа, потребляемого населением, используется без счетчиков. Из 13,5 млн. газопотребителей счетчики есть только у 8,5 млн. (63%).

“Нафтогаз Украины” в последние годы явно тормозит программу. Если в середине минувшего десятилетия ежегодно устанавливалось более 500 тыс. приборов учета (и анонсировались планы выхода на ежегодный миллион), то сейчас эта цифра снизилась примерно вдвое.

Суммарно такая программа до 2018 г. тянула почти на 3 млрд. грн. (по 408 млн. грн. в год). При этом ориентировочная стоимость установки счетчика (без НДС) в частном доме оценивалась в 918 грн., в многоквартирном – 528 грн. Вот часть забот по установке счетчиков с помощью ФГИ и намереваются возложить на инвесторов. Впрочем, ничем особо страшным им это не грозит – все “дополнительные расходы” потом заложат в тариф на газ для того же населения.

В настоящее время идет процесс передачи продаваемых пакетов акций облгазов от НАК “Нафтогаз Украины” Фонду госимущества. Собственно, он должен был закончиться еще в ноябре прошлого года, но, по версии ФГИ, на начало марта передано чуть более половины общего количества пакетов акций. Но для старта продаж и этого вполне достаточно. Тем более что ФГИ уже заявлял, что сроки продаж, как и очередность, могут корректироваться.

Небольшие пакеты предлагается выставить на биржевые торги. По словам Александра Рябченко, “сейчас мы обсуждаем, начиная с какой величины пакеты будут продаваться на конкурсах”. Ранее предполагалось, что на биржу пойдут пакеты менее 10% (их 20).

Согласно еще январскому приказу ФГИ, в мае должны были выставить на продажу блокирующие пакеты вполне ключевых “Запорожье-“, “Днепропетровск-“, “Луганск-“, “Полтава-“, “Сумы-“, “Николаев-” и “Херсонгаза”. Продается чуть меньше блокирующего пакет акций в “Крымгазе” (23,99%). Небольшие, но интересные пакеты пойдут на продажу в “Киевоблгазе” и “Одессагазе”.

Так что к осени на рынке будет уже другая расстановка сил. Формально у “Нафтогаза” остаются блокирующие пакеты в 36 облгазах. Но если “Нафтогаз” не мог толком управлять контрольными пакетами, то в новой конфигурации акционеров его присутствие будет почти формальным.

А вот для потребителей изменится многое. И хотя резко повысить цены на газ никому не дадут, гайки будут постепенно закручивать. Ужесточатся требования к платежной дисциплине, что в общем-то неплохо. Но вполне могут появиться свои фирмочки с навязыванием дополнительных “информационных” услуг. Да и низкие тарифы на газ для населения – это совсем не навечно.

А пока государство собирается распределять собственность, тихо и незаметно идет процесс оформления другой сделки в этой сфере. На майскую продажу пойдут и “газовые” пакеты, купленные в 2006 г. Виктором Вексельбергом: 9,9% “Харьковгоргаза” могут попасть на биржу, а 17,7% “Харьковгаза” – на конкурс.

Но очень похоже, что там сейчас другие хозяева. В середине прошлого года появилась информация, что принадлежащий Вексельбергу с партнерами “КЭС-холдинг” продает свои газораспределительные активы как в России, так и в Украине.

У нас речь шла о “Харьковгоргазе”, “Харьковгазе”, “Криворожгазе”, “Днепргазе” и “Донецкгоргазе”. Оборот этой пятерки – около $360 млн. в год. Через их сети поставляется 2,6 млрд. куб. м газа и транспортируется около 9 млрд. куб. м. Их потребители – 1,8 млн. человек и 16,5 тыс. предприятий. Покупателем стала структура “Газпрома” – ОАО “Газпром газораспределение”.

Российская часть сделки сейчас активно продвигается, “газпромовские” менеджеры уже зашли в большинство “газэксовских” компаний. Согласно заявлению “КЭС-холдинга”, сейчас часть активов вышла из управления “Газэкса”, но деталей уточнять не стали. По данным российских источников, сделка по покупке части активов “Газэкса” состоялась еще 23 августа 2011 г.

Уже в этом году Вексельберг встречался с главой “Газпрома” Алексеем Миллером в рамках проекта объединения энергоактивов. Речь шла в первую очередь об электроэнергетике. Но, как дипломатично отметили стороны, “обсуждались другие направления сотрудничества”.

С украинской частью сделки все более туманно. Официально ее практически не комментируют. У нас эти активы были объединены под брэндом “Газэкс-Украина” (“дочка” российского “Газэкса”, принадлежащего, в свою очередь, КЭС).

В. Вексельберг уже заявлял, что “облгазы для КЭС… не в портфеле наших приоритетов”. В декабре прошлого года было ликвидировано ООО “КЭС-Украина” (когда-то оно как раз и покупало украинские облгазы).

По словам причастного российского юриста, сделка по переходу акций к газпромовским структурам “еще в процессе”. Причина: “Антимонопольный комитет Украины, ссылаясь на нерешенные вопросы в газоснабжении Украины, приостановил регистрацию сделки купли-продажи акций”. В проекте отчета АМК за прошлый год эти данные пока не видны. Антимонопольный комитет у нас вообще предельно тактичен.

Так что очень похоже, мы имеем дело с уходом одного игрока и негромким заходом на наш рынок куда более мощного участника – “Газпром” давно интересовался прямым доступом к газопотребителям Украины. Вопрос – успеют ли россияне поучаствовать в новой приватизации газораспределительных компаний? По украинским законам, компании, имеющие более 25% госсобственности, к конкурсам не допускаются. Но они могут работать через биржу. Да и оформить сделку купли-продажи можно по-разному (есть очень разные схемы).

Однако ключевыми игроками на этом этапе все рано будут отечественные покупатели. Как отметили в ФГИ, это и Фирташ, и “другие люди”.

Так что рынок ожидают новые времена. Со старыми и новыми игроками, но все с теми же правилами. (Зеркало недели. Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)