Необходимость повышения энергетической независимости Украины заставляет правительство регулярно вспоминать об альтернативных источниках энергии. На днях министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк заявил, что избыток производства сахарной свеклы, возникший в связи с ограничением экспорта украинского сахара на рынок Таможенного союза, может быть использован для производства биотоплива. Эксперты допускают такую возможность, но интересуются, откуда власти возьмут средства на миллионные субсидии для развития рынка.
По словам министра, при эффективной переработке сахарной свеклы и кукурузы аграрная отрасль Украины сможет обеспечить половину внутренней потребности в светлых нефтепродуктах. “Мы практически на 100% зависим от импортных светлых нефтепродуктов, ежегодно закупая их в объеме более 11 млн. т. В это же время наша аграрная отрасль может дать 5 млн. т светлых нефтепродуктов. Сегодня мы вместе с Министерством топлива и энергетики завершаем работу над законопроектом об обязательном использовании светлых нефтепродуктов и определенных льгот и мотиваторов для развития этого направления”, – рассказал Н. Присяжнюк.
Такие цифры звучат более чем громко. Так, по оценкам президента Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Украины Виталия Давия, в Украине пока производится всего 500 т биотоплива, что составляет всего 0,01% от объема потребления светлых нефтепродуктов.
Существует жидкое биотопливо (для двигателей внутреннего сгорания, например этанол, метанол, биодизель), твердое (дрова, брикеты, топливные гранулы, щепа, солома, лузга) и газообразное (биогаз, водород). Преимущества жидкого биотоплива лежат на поверхности: экономия средств, связанная со снижением расхода топлива; увеличение ресурса работы двигателя; снижение расхода моторного масла; продление срока эксплуатации свечей зажигания; экологичность.
Крупные страны уже давно заняты поисками альтернативных источников топлива. В 2007 г. в условиях резкого повышения цен на нефть в США был принят закон об Энергетической независимости и безопасности, согласно которому производство этанола в стране к 2022 г. должно составить 36 млн. галлонов, или 30% на рынке. Европа строит не менее глобальные планы: к 2020 г. доля биотоплива в потребляемом объеме транспортного горючего должна дойти до 10%. Сейчас в странах ЕС на биотопливо приходится около 5% от объема потребления светлых нефтепродуктов.
Мировым рекордсменом по использованию биотоплива является Бразилия – доля потребляемого биотоплива в стране достигла 40%. При этом власти считают возможным удвоить его выпуск до 2015 г. В Бразилии этанол получают из сахарного тростника и генетически модифицированной кукурузы.
Но радужные надежды мировых лидеров пресек подкосил кризис 2008 г., на фоне которого цены на нефть начали стремительно падать. Чтобы предотвратить падение стоимости нефти ниже $100, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) объявила о намерении сократить добычу в 2009 г. Следовательно, потребность в биотопливе значительно сократилась, на время оно стало “лишним элементом”. Сейчас цена на нефть стремительно повышается, только в марте она выросла до $126/барр. – и идея расширения производства биотоплива снова актуальна.
Год назад правительство Украины утвердило изменения в государственную целевую экономическую программу по энергоэффективности на 2010-2015 гг. Главная цель внесения изменений в программу – содействие развитию производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. Планируется, что с 2015 г. доля “чистой” энергии в энергетическом балансе Украины должна быть не менее 10%. Согласно программе объем финансирования реализации соответствующих проектов из государственного бюджета в 2012-2015 гг. составит 13,81 млрд. грн. Кроме того, недавно стало известно, что Евросоюз предоставит Украине свыше 1,5 млн. евро на реализацию 10 проектов по энергоэффективности.
Ранее значительным шагом для развития производства биотоплива в Украине стал принятый в мае 2008 г. закон “О стимулировании развития производства биологических топлив”. В этом законе впервые за всю историю независимой Украины написано, что биотопливо может производить любой субъект предпринимательской деятельности. Ранее подобные виды топлива мог производить только государственный монополист “Укрспирт”.
В апреле 2008 г. в Черновцах начала работу специализированая биотопливная автозаправочная станция, первая в Украине и странах Восточной Европы. В 2006 г. производство топлива было налажено на Лохвицком спиртзаводе в Полтавской области, однако просуществовало оно всего лишь год. Вторая волна возрождения отрасли началась в октябре прошлого года – компания “БиоХим групп” запустила в Донецке частный завод по производству спиртосодержащих бензинов марок А-98а, А-95а и А-92а. Проектная мощность предприятия составляет 20 т в сутки.
Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич считает, производство биотоплива из сахарной свеклы в Украине вполне реально, только для этого придется переориентировать часть посевов с производства сахара на производство топлива. В то же время он подчеркнул, что названная министром агрополитики цифра в 5 млн. т – это половина украинского потребления нефтепродуктов, “Поэтому Присяжнюк, наверное, больше говорил о теории, чем о практике”, – добавил эксперт.
Д. Марунич напомнил, что несколько лет назад в Украине уже была попытка реализовать проект на АЗС биотоплива отечественного производства, но она провалилась. И прежде всего, из-за сомнительного качества данного продукта и несоответствия его двигателям современных автомобилей. В целом, по словам эксперта, развитию рынка жидкого биотоплива в Украине препятствуют отсутствие инвестиций, недостаточное качество производимой продукции, а также нефтяное лобби.
Директор Научно-технического центра “Биомасса” Георгий Гелетуха допускает, что из сахарной свеклы в Украине можно выработать 5 млн. т биоэтанола. Вопрос – в его себестоимости. Все оценки стоимости производства биоэтанола показывают, что он получится дороже нынешнего бензина. Поэтому во всем мире разрабатываются специальные программы дотирования биоэтанола. Как правило, это делается через дополнительный налог на бензин или дизельное топливо. То есть на жидкие нефтяные топлива накладывается большой специальный акцизный налог, тогда как биотопливо, соответственно, получает нулевое налогообложение, и таким образом появляется рентабельность производства. Но такой отработанный механизм поддержки биотоплив в Украине не сработает – правительство не пойдет на подобный шаг и потребители не выдержат большого налога.
Г. Гелетуха отмечает, что пока в нашем государстве нет никакого действующего механизма по поддержке производителей биотоплива: “Нет даже четкого обязательства ни в одном из законов, что мы должны иметь какое-то определенное количество биотоплив к такому-то году. Закон по поддержке жидких биотоплив постоянно вносится в основном депутатом Калетником и периодически проходит первое чтение, потом отклоняется и отправляется на доработку – такая ситуация тянется уже несколько лет”. По словам эксперта, это показывает только то, что правительство и парламент не готовы пока дать серьезные субсидии под производство жидких биотоплив.
В это же время правительство разрабатывает новые идеи по производству биотоплив. В прошлом году Государственное агентство по управлению зоной отчуждения совместно с Wageningen University and Research Centre (Нидерланды) и бельгийско-украинским предприятием по выращиванию и использованию биомассы PhytoFuels Investments договорились провести исследование о целесообразности выращивания на сельхозугодиях Чернобыльской зоны отчуждения биомассы для ее дальнейшего использования в качестве биотоплива на объектах альтернативной энергетики. По словам главы Агентства Николая Проскуры, реализация проекта позволит ускорить проведение мероприятий по реабилитации земель Чернобыльской зоны, обеспечит ее собственными источниками электроэнергии и тепла и создаст дополнительные рабочие места.
По предварительным оценкам, потенциал сельхозугодий зоны отчуждения мог бы обеспечить биотопливом энергетический объект установленной мощностью до 200 МВт. При этом в качестве основной культуры, из которой планируют получать биомассу, станет просо прутьевидное, которое, как показали предварительные исследования, является наиболее устойчивым растением в сложных агроусловиях зоны.
На первый взгляд затея кажется неплохой, но если копнуть глубже, возникает вопрос ее экономической и экологической обоснованности. Тем более что с таким проектом еще не никто не сталкивался, потому что ядерных аварий, подобных Чернобыльской, в мире не было (кроме Японии, пострадавшей от взрыва на АЭС “Фукусима”, но им пока точно не до биотоплива).
Эксперты критически относятся к данной идее. Г. Гелетуха обращает внимание на то, что сельскохозяйственные земли, которые когда-то были в зоне отчуждения, за истекшие годы превратились в молодой лес. И прежде чем что-то на нем выращивать, необходимо полностью очистить эти территории, выкорчевать лес и подготовить земли. “Все нуклиды после аварии сейчас находятся в грунте на глубине полуметра-метра, и процесс выкорчевывания, перепахивания создаст риск того, что они поднимутся на поверхность. Таким образом, появляется большой риск попадания их в воздух, и вместо очистки зоны будет спровоцирован новый всплеск радиации”, – подчеркнул эксперт. Поэтому выращивание биомассы на территории зоны отчуждения технически сложно и экологически опасно. К тому же, кто мешает работать на чистых территориях – в Украине есть 5 млн. га свободной и незагрязненной сельскохозяйственной земли. И, кстати, пока биотопливо, получаемое из биомассы, выращенной на чистых землях, не выходит дешевле бензина. Что уж говорить о загрязненных территориях.
В целом, как и следовало ожидать, развитие рынка биотоплива в Украине упирается в деньги: каким образом правительство собирается субсидировать сомнительную в экономическом плане отрасль – неизвестно. Но спасибо хотя бы за благие намерения. (МинПром/Энергетика Украины, СНГ, мира)