Повышение цен на стелах АЗС заметили и в правительстве. Премьер-министр Николай Азаров 12 марта поручил первому вице-премьеру Валерию Хорошковскому начать традиционные консультации с участниками рынка для определения эффективных мер по обеспечению стабильности цен на автомобильное топливо, ведь грядет посевная.

Однако отечественное правительство мало что может сделать – рынок зависим от импорта. А с начала года цена нефти Brent выросла с $112 до $125/барр. Это ее самый высокий показатель после июля 2008 г.

Причиной нового витка цен послужило усугубление конфликта между Америкой и Ираном на почве ядерной безопасности. С июля будет действовать эмбарго Евросоюза на импорт иранской нефти, причем Брюссель запретил любые формы сотрудничества с Тегераном в сфере энергетики. На страны ЕС приходится около 20% всего нефтяного экспорта Ирана. По данным французских СМИ, уже прекращены поставки во Францию, Нидерланды, Италию, Испанию, Португалию и Грецию. Правда, иранское министерство нефти опровергло сообщения о том, что Исламская республика прекратила нефтяные поставки в шесть стран Европы.

Тегеран вынужден искать других партнеров для сбыта нефти, прежде всего, в Азии. Но США стараются играть на опережение и уже начали переговоры со странами, импортирующими иранскую нефть, о сокращении ее закупок. Между тем Япония не намерена отказываться от поставок из Ирана, а Южная Корея пока не приняла окончательного решения. Китай приступил к замещению иранской нефти, в частности, за счет поставок из Вьетнама.

Из-за введенных санкций, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), ежедневная добыча нефти в Иране уже снизилась на 50 тыс. баррелей – до 3,38 млн. баррелей в день. В последний раз такой низкий уровень был отмечен в конце 2002 г.

По словам директора “Консалтинговой группы А-95” Сергея Куюна, украинские торговцы топливом отреагировали на мировое удорожание нефти с рекордным опозданием. “Бензин начал дорожать только с середины февраля и пока вырос на 1,5%, а дизтопливо – и вовсе на 0,5%”, – отметил он. До сих пор литр А-95 стоит менее 11 грн., хотя такое повышение мировых цен должно было поднять котировки на стелах АЗС свыше 11,20 грн./л. По словам аналитика, все дело в значительных запасах топлива, которые были на украинском рынке. А спрос пока не готов к росту цен. Торговцы бензином признаются, что продажи сейчас не оправдывают ожиданий.

“Текущая цена на бензин достигла критической отметки”, – поясняет заместитель директора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев. Согласно данным Госстата, в январе продажи бензина упали по сравнению с январем-2011 на 4,1%, а дизтоплива – на 8,6%. При этом сжиженного газа реализовано на 25% больше – украинские автомобилисты ищут пути покупки топлива не по десятке за литр, а вдвое дешевле. За три кризисных года официальное розничное потребление бензинов сократилось на 15%.

По словам Куюна, на удорожание топлива влияет и существующая налоговая нагрузка. С начала года акциз на бензины вырос на 16 евро – до 198 евро/т, на дизельное топливо – на 4-8 евро (в зависимости от содержания серы) до максимум 98 евро/т. “За последний год акцизный сбор на бензин вырос наполовину, что эквивалентно 65 коп./л”, – говорит Куюн.

При этом импортозависимость рынка нарастает. “Если в 2009 г. доля продукции отечественных производителей составляла 61%, то в 2011 г. уже импорт занял 62% рынка”, – говорит президент и главный управляющий директор ООО “ТНК-ВР Коммерс” Дидье Казимиро. Его компания недавно остановила Лисичанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Официально на год – на ремонт. Но Казимиро признается, что вскоре на такой “ремонт” встанут все частные НПЗ в Украине. Перерабатывать нефть невыгодно, дешевле это делать в России, Беларуси, Литве. К тому же и украинские автолюбители предпочитают тамошнее топливо как более качественное.

“Покупая нефть и перерабатывая ее на старых мощностях украинских НПЗ, мы помимо топлива получаем 30% мазута, который не востребован рынком. Лучше сразу покупать высококачественное топливо”, – считает Куюн. Он отмечает, что ежегодно украинский рынок закупает топлива на $6 млрд., а если бы закупали нефть и перерабатывали ее на топливо, то пришлось бы потратить около $9 млрд.

По сути, единственным отечественным производителем топлива в Украине остался Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который сегодня контролирует группа “Приват”. Но и он в январе-феврале уменьшил переработку нефти на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Кстати, потреблял он только украинское сырье. Что касается Дрогобычского НПЗ, то ходят слухи, что “Приват” собирается переквалифицировать его в нефтебазу. О сокращении четырехсот человек объявлено на Надворнянском НПЗ.

Так что Украина не сможет амортизировать рост мировых нефтяных котировок за счет собственной добычи: последняя обеспечивает не более 20% потребностей страны. Остается менять налоги. В прошлом году правительство уже опробовало метод снижения акцизов в период экстремального роста цен.

Правда, тогда цены на заправках заметно не снизились, но и не повысились, как обещали эксперты, на 50 коп./л. Но вероятность того, что сценарий будет повторен, невелика. Бюджет нуждается в средствах от акцизов на топливо, которые идут на подготовку страны к Евро-2012. Например, в Львове более 50% объемов работ по строительству дорог должен был оплатить госбюджет (примерно 235 млн. грн.). Дороги построили, но строительным компаниям выплатили лишь около 60 млн. грн. Вероятно, к началу апреля бензин подорожает еще копеек на 20. (Эксперт-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)