Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: рынок нефтепродуктов весной 2012 г.

Снова весна и снова приходится искать пути удешевления топлива. Но не все идет, как обычно. Недавно Кабинет министров неожиданно отказался поддержать инициативу Министерства энергетики и угольной промышленности о сезонном снижении ставок акцизного сбора на бензин и дизтопливо. Хотя в прошлом году такой шаг был сделан. Это отклонение сужает перечень мер, которые могли бы действенно изменить ситуацию. А может, нужно просто изменить взгляд на эту проблему, в частности, на подходы при обеспечении села топливом и прочими ресурсами? Тем более что решение лежит буквально под ногами.

Неизбежность выхода на Кабмин с инициативой снижения налогов на топливо стала ясна по итогам заседания Экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов 16 марта 2012 г. По словам участников заседания, на нем стало понятно всем – и трейдерам, и чиновникам, что если цена нефти в ближайшее время не опустится ниже $125/барр., то в апреле цена бензина А-95 может крепко “завалиться” за отметку 11 грн./л, и за 10 грн./л – по дизтопливу.

Математика проста. На начало третьей декады марта закупочная цена кременчугского бензина А-95 (Евро-4) с доставкой в регионы достигла 10,30 грн./л, литовского (Евро-5) – 11,0 грн./л. При этом средняя по стране цена на АЗС составляла 10,61 грн./л. По дизтопливу закупка как импортного, так и украинского ресурса обходилась около  9,15 грн./л при средней розничной стоимости 9,86 грн./л. С начала года рост цен на дизельное топливо в рознице составил менее 2%, тогда как нефть выросла в цене почти на 20%. Это связано с тем, что зимой трейдеры накопили немалые запасы, и они пока позволяют сдерживать рост цены. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, как заканчиваются и запасы сравнительно дешевого дизтоплива. Соответственно, здесь есть отложенное подорожание, которое будет ускоряться по мере увеличения потребления, т. е. в апреле.

Нынешний поиск решений был облегчен тем, что абсолютно идентичную ситуацию участники “ценовых” дебатов уже пережили в прошлом году. В апреле 2011 г. парламент с подачи правительства утвердил снижение на второй квартал акцизного сбора на бензин на 50 евро/т (со 182 до 132 евро/т) и в среднем вдвое на дизельное топливо (на 20 евро/т). Впоследствии действие закона было продлено до 1 сентября. Это позволило затормозить рост и достаточно спокойно пройти весь сезон активного потребления светлых нефтепродуктов.

Главным оппонентом министра Юрия Бойко тогда выступил вице-премьер Борис Колесников, для которого топливные акцизы являются главным источником наполнения спецфонда по подготовке к еврочемпионату. В этом году потребность в средствах увеличилась, так как наряду с подготовкой к чемпионату (пускай и в ее последней стадии) добавились социальные инициативы президента. Видимо, это и не позволило использовать прошлогодний шаблон со снижением акцизов. По другим данным, в Кабмине растет недовольство частотой внесения с голоса “миллиардных” инициатив главы энергетического ведомства. Как бы там ни было, 21 марта Кабмин поручил профильным ведомствам искать другие пути удешевления топлива.

Получив неожиданный отказ, Минэнергоугольпром сразу же озвучило свою вторую и пока последнюю домашнюю заготовку – предоставление льготы по уплате НДС на 1 млн. т нефти, которую “Нафтогаз Украины” планирует переработать на Лисичанском НПЗ (ЛИНИК, принадлежащий ТНК-ВР и остановленный на внеплановый ремонт). Как и в случае с акцизами, тема не новая и для некоторых очень аппетитная. Как писало в прошлом году ZN.UA, задумка инициаторов проекта раскрылась с первой же поставкой нефти. Ее госкомпания приобрела не только на пике стоимости в конце апреля 2011 г., но еще и явно дороже, чем другие переработчики нефти на данном предприятии.

Все дело в использовании цепочки украинских и зарубежных посредников, что в результате обернулось повышенной себестоимостью полученных нефтепродуктов, которые НАК не может распродать до сих пор. Поэтому прошлогодний энтузиазм ограничился переработкой 160 тыс. т нефти (планировали тоже 1 млн. т), после чего, судя по всему, “сдачу” давать стало нечем.

Но, как видим, невкусные “корешки” достались не всем, кто-то настриг “вершков” на несколько миллионов долларов. Неудивительно, что и сегодня, говоря словами чиновников энергетического ведомства и “Нафтогаза”, “позитивный опыт переработки нефти на Лисичанском НПЗ” преподносится как панацея.

Ну, во-первых, если прошлогодний опыт такой позитивный, зачем сегодня “Нафтогаз Украины” и Минэнергоугольпром собираются просить у правительства льготы по НДС? Во-вторых, давайте посчитаем, во сколько государству обойдется эта программа. При стоимости нефти на уровне $110/барр. (побудем хоть немного оптимистами) стоимость 1 млн. т составит около $800 млн., т. е. НДС с данного объема – $160 млн., или 1,28 млрд. грн. А теперь отметим, что потери от снижения акцизного сбора на второй квартал в прошлогоднем размере составят примерно аналогичную сумму (из расчета потребления по 1,5 млн. т бензина и дизтоплива).

С точки зрения потерь бюджета нет никакой разницы, дать “Нафтогазу” льготы или снизить акциз. И если уж выбирать, то точно не в пользу мутных льготных схем, “позитивный” опыт которых чувствуют не миллионы, а единицы людей.

Какие варианты? В отличие от прошлого года, сегодня существует возможность облегчить судьбу потребителей нефтепродуктов за счет потенциала нефтегазовой отрасли. Для этого необходимо немного изменить взгляд на решение проблемы. Например, подумать не только о том, кому и как дать, но и где взять эти деньги.

На данный момент первоочередным шагом представляется увеличение ренты на добычу нефти. Как писало ZN.UA, в конце прошлого года при загадочных обстоятельствах рента была снижена на 22-30%. Если проецировать годовую недоимку от этих поправок на примере мартовских котировок нефти, то она составит около 5 млрд. грн. по сравнению с тем, что получил бы бюджет при прежней системе налогообложения нефтедобычи.

Парадокс в том, что во всем мире налоги на нефтедобычу растут вместе с ценами на нефть, а в Украине почему-то происходит наоборот. Чтобы исправить ситуацию, необходимо проголосовать за законопроект, который уместится на полстраницы. Эффект – мгновенный.

Вторым мощным источником поступления средств в бюджет может стать вывод из тени около 30% рынка нефтепродуктов. Именно столько “бодяги” (читай – безналогового топлива) курсирует по рынку. Потенциал этого шага измеряется примерно той же суммой, что и в случае с рентами, – около 5 млрд. грн. в год.

Правда, в отличие от мгновенного эффекта в случае изменений по рентам, программа контроля качества топлива и в целом борьбы с фальсификатом мгновенной отдачи не принесет, но заложит надежный фундамент на будущее.

Но даже одной корректировки по ренте хватит, чтобы получить эффект, фактически сопоставимый с проектом снижения акцизов, не говоря уж о “позитивном” опыте “Нафтогаза”. Эти средства можно направить на закупку необходимого объема нефтепродуктов по импорту или на украинских НПЗ, при этом без каких-либо льгот, на погашение процентов по “аграрным” кредитам, на прямые дотации селу и т. д. Но об этом можно рассуждать только в том случае, если есть что тратить. (Зеркало недели.Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version