Отмена дотационных сертификатов ложится тяжким бременем на плечи конечного потребителя – всех промышленных предприятий страны и увеличивает сверхприбыли ДТЭК от монопольного экспорта электроэнергии.
28 марта Кабинет министров принял постановление об отмене дотационных сертификатов при расчете цены на экспорт электроэнергии. В соответствии с этим постановлением, экспорт будет осуществляться по оптовой рыночной цене без учета объемов дотаций для компенсации потерь, исходящих из поставок электроэнергии. Таким образом, оптовая цена электроэнергии для экспортеров снижается на 30%.
Такое предложение было подано Министерством энергетики и угольной промышленности. Возникают вопросы: кем было пролоббировано это предложение, кто получит выгоду от принятия этого постановления и за чей счет?
Уже три года подряд компании группы ДТЭК имеют монопольный доступ к пропускной способности государственного сечения линий электропередач для экспорта электроэнергии. И два года подряд единственного конкурента ДТЭКа – ЧАО “Белоцерковская ТЭЦ” на аукционах ДП “НЭК Укрэнерго” не допускают даже к участию в аукционах. Отсутствие конкуренции на аукционах привело к потере доходов в государственный бюджет. Судите сами: от годового аукциона на сечение на 2010 г. ДП “НЭК Укрэнерго” получило 141 млн. грн., от аукциона на 2011 г. – 156 тыс. грн., а на 2012 г. – всего 110 тыс. грн. Действия государственных чиновников выглядят довольно странно и цинично: отказавшись от почти 450 млн. грн. доходов в бюджет при проведении аукционов, государство продолжает терпеть убытки от продажи экспортерам электроэнергии без учета объемов дотаций. Зато при этом некоторых госчиновников устраивает постоянное увеличение прибыли одной частной компании за счет потребителей электроэнергии, большая половина которых экономически едва сводит “концы с концами”. В 2011-2012 гг. ДТЭК за счет приватизации государственной части получил контроль над ПАО “Киевэнерго”, ПАО “Западэнерго”, ПАО “Днепрэнерго” – фактически стал монопольно контролировать энергоэкспорт из Украины.
Сложившаяся ситуация с монополией на энергоэкспорт уже вызвала недоумение наших европейских соседей. В частности, Секретариат Энергетического сообщества ЕС на одном из заседаний рассматривал ситуацию с монополизацией энергоэкспорта Украины ввиду сложившихся разногласий с нашей страной. Стало известно, что поступила жалоба по поводу нарушения европейских директив от одной из соседних с Украиной стран. Согласно процедуре компании могут апеллировать к Энергетическому сообществу ЕС в случае нарушения страной-участницей обязательств, взятых при вступлении в сообщество, а любая монополия сама по себе уже является нарушением. В свою очередь, секретариат объединения может и будет требовать устранить нарушения.
Правительство Украины также заинтересовалось этой ситуацией. Согласно заявлению первого вице-премьера Валерия Хорошковского агентству “Интерфакс-Украина”, профильные министерства должны обеспечить выполнение Украиной директив ЕС в полном объеме. Также Хорошковский уделил особое внимание вопросам соблюдения сроков выполнения обязательств, которые взяла на себя Украина, и результатам проведенной за год работы в части имплементации положений законодательства ЕС в сфере энергетики в национальное законодательство. Первый вице-премьер отметил низкую исполнительную дисциплину профильных министерств и ведомств, ответственных за выполнение Украиной обязательств в рамках договора об учреждении Энергетического сообщества. Было дано поручение в течение недели предоставить Хорошковскому отчет о работе профильных министерств и ведомств в этом направлении. Но были ли услышаны слова вице-премьера ответственными чиновниками?
“Если государство не решит проблему, на которую мы указали, можем проинформировать высший орган сообщества – министерский совет. Однако до сих пор такого не происходило, потому что эффект будет поразительным – все инвесторы, которые собираются что-то делать, или они уже там, попросту уйдут”, – заявил Директор секретариата Энергетического сообщества ЕС Славтчо Нейков. Также он подчеркнул, что механизмы организации не раз на практике доказывали свою эффективность. “Есть формальная процедура, по которой, к счастью, еще не приходилось доходить до конца. И конкретные результаты ее применения уже есть”, – подытожил он.
Это не единственная жалоба, поступавшая на Украину в секретариат Энергетического сообщества. Ранее в международном суде уже рассматривался вопрос разногласий с Украиной по импорту газа по трубопроводу среднего давления Устилуг (Украина) – Хрубешув (Польша).
Аналогичная конфликтная ситуация сложилась и с дотационными сертификатами. Отмена сертификатов увеличивает и без того немалую прибыль компании-монополиста. По предварительным подсчетам ДП “Энергорынок” придется найти дополнительные 500-600 млн. грн. на второй-четвертый кварталы 2012 г., чтобы дать возможность покрыть убытки на продажу электроэнергии экспортерам без учета стоимости дотационных сертификатов. Кроме промышленности, груз возмещения этих 30% после парламентских выборов ляжет и на граждан Украины: Национальная комиссия по государственному регулированию в сфере электроэнергетики будет вынуждена поднять цену для населения в 2013 г., чтобы сбалансировать рынок. Так было сделано после отмены дотаций для экспорта электроэнергии в Молдову в 2011 г. Или же придется резко повысить прогнозированную оптовую цену электроэнергии, что нивелирует эффект от отмены дотационных сертификатов для экспортеров электроэнергии. В результате пострадают украинские промышленные потребители.
Таким образом, вся украинская промышленность будет своими средствами оплачивать выгоды, которые получила ДТЭК. Эта ситуация вызвала возмущение в ведущих украинских ФПГ. По имеющимся данным, ведущие промышленники страны намереваются провести круглый стол для подготовки коллективного обращения к правительству с просьбой отменить принятое постановление как противоречащее экономической логике и принципу равных условий конкуренции. Очевидно, что промышленность и госбюджет Украины не должны оплачивать сверхприбыли неестественного энергетического монополиста.
Если же у правительства есть желание повысить конкурентоспособность украинской промышленности, то решение по отмене дотационных сертификатов имеет ровно обратный эффект. Почему бы правительству напрямую не помочь энергодотациями действительно убыточным предприятиям, например, Запорожскому алюминиевому комбинату и его 6 тыс. работников, давно не получающим зарплату? Или загибающимся от высоких цен на электроэнергию украинским ферросплавным заводам? Сейчас абсурд ситуации заключается в том, что по решению некоторых чиновников государство, по сути, дотирует монопольного экспортера, поставляющего дешевую электроэнергию в Европу – ключевым конкурентам украинских промышленных предприятий. Иначе говоря, работает против своей же экономики за счет своей национальной промышленности. (Укррудпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)