Как сообщает “Financial Times”, правительство ЮАР планирует найти замену иранской нефти к концу мая текущего года. Об этом было заявлено в середине марта министром энергетики Э. Д. Петерс. ЮАР, выделяющаяся в Африке размерами своей экономики, закупает в Исламской Республике Иран 29% необходимой ей нефти. По данным американского Управления энергетической информации, примерно четверть импортируемой ЮАР нефти поступает из Саудовской Аравии, значительными поставщиками являются для нее также Нигерия и Ангола. Доля ЮАР в закупках нефти в Иране в январе-июне 2011 г. составляла 4% (Китая – 22%, стран-участниц ЕС – 18%, Японии – 14%, Индии – 13%, Республики Корея – 10%, Турции – 7%, Шри-Ланки – 2%, Тайваня – 1%, прочих стран – 9%).

Министр энергетики признала, что какого-либо давления на ЮАР с целью добиться свертывания сотрудничества с ИРИ  не оказывается, тем не менее рассматриваются различные варианты закупок этого сырья за рубежом. Ведутся переговоры с основными заинтересованными сторонами, включая Иран. Э. Д. Петерс недавно посетила эту страну для обсуждения складывающейся ситуации. В настоящее время потребление нефти в ЮАР немного превышает 550 тыс. барр. в день, из которых 370 тыс. составляет  импорт.

США и европейские страны в рамках санкций в отношении ИРИ решили прекратить закупки там нефти, сославшись на необходимость противодействия возможным попыткам Ирана создать собственное ядерное оружие. Иранские власти утверждают, что национальная ядерная программа носит сугубо мирный характер. К 1 июля 2012 г. все члены Евросоюза, закупающие нефть в Иране, должны будут прекратить ее импорт из этой страны. Санкции ЕС предусматривают также запрет на заключение новых нефтяных контрактов с ИРИ. Принятые ЕС меры внесли дополнительную нестабильность на мировой рынок нефти, что привело к повышению цены сорта Брент до $126/барр. Недавно стоимость нефти достигла максимума за 10-месячный период. Подобная динамика отражает возросшее беспокойство в связи с ростом напряженности в Персидском заливе, которая может привести к нарушениям поставок иранской нефти.

ЮАР, являющаяся непостоянным членом Совета Безопасности ООН, традиционно имеет дружественные отношения с Ираном. Южноафриканские предприниматели активно работают на иранском рынке. Долевое участие телекоммуникационной компании “MTN” (со штаб-квартирой в ЮАР) в “Irancell” (число клиентов последней достигает 33 млн.) составляет 49%. “MTN” (на нее оказывается давление со стороны лоббистских организаций, в частности, “United Against Nuclear Iran”) выступила в середине марта с заявлением, в котором, среди прочего, отмечается, что пока телекоммуникационные компании в Иране не стали объектом специальных санкций, она будет самым внимательным образом учитывать в своей деятельности позицию инвесторов и других своих акционеров.

Нефтехимическая компания “Sasol” имеет 50%-ное участие в СП по производству полимеров “Arya”, созданном совместно с Национальной нефтехимической компанией Ирана. “Sasol” закупает в этой стране 12 тыс. барр. нефти в день, что покрывает примерно 20% ее потребностей в этом сырье, необходимом для снабжения НПЗ “Natref”. Компания заявила о намерении продать активы, принадлежащие ей на указанном СП, и уже начала предварительные переговоры по этому вопросу. Она также диверсифицирует источники снабжения нефтью и отказывается от осуществления закупок углеводородного сырья в Иране. По словам ее пресс-секретаря, “Sasol”, выстраивая стратегию на будущее, учитывает положение на глобальном рынке и заявляет (уже не в первый раз) о повышенном интересе к бизнесу в Северной Америке. В таких условиях ей приходится учитывать геополитическую ситуацию в более широком контексте.

“Engen”, располагающая в ЮАР разветвленной сетью торгово-розничных предприятий топливного профиля, также намеревается диверсифицировать нефтяной импорт. Ведутся поиски альтернативных источников нефти, разработаны планы на случай возникновения экстренных ситуаций. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)