Одной из основных задач правительства Индии является реорганизация структуры индийской промышленности путем резкого повышения темпов развития топливно-энергетического сектора (в первую очередь нефтедобывающей промышленности). В процессе формирования промышленной политики Индии можно выделить два основных этапа: первоначальное становление, охватившее период с 1948 г. по 1975 г., и ее постепенная либерализация, начавшаяся в середине 1970-х годов и продолжающаяся до сих пор.
В декабре 1955 г. по просьбе правительства Индии в страну была командирована группа советских специалистов-нефтяников, которая в течение пяти месяцев изучала геолого-геофизические материалы в Геологической службе Индии. За это время были проанализированы многие осадочные бассейны страны и разработан пятилетний план геологоразведочных работ на нефть и газ на 1956-1960 гг. До начала сотрудничества с СССР Индия потребляла 5,5 млн. т нефти, которая ввозилась из других стран. К 1966 г. было открыто 13 нефтяных и газовых месторождений, а добыча нефти составила 4 млн. т в год, к 1982 г. – 60 месторождений, 24 из которых были освоены.
Зимой 1974 г. Индия пережила глубочайший энергетический кризис и оказалась в числе наиболее сильно пострадавших развивающихся стран, в том числе от последовавшего за кризисом многократного роста цен. Подорожание нефти привело к резкому увеличению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и, следовательно, к повышению тарифов на электроэнергию, а также цен на бензин и керосин. В стране была запрещена вся электрическая иллюминация, резко сократилось уличное освещение. К началу 80-х годов недостаток электроэнергии и рост цен на нефть стали оказывать все большее влияние на промышленное и сельскохозяйственное производство. В связи с этим был введен еще более жесткий режим экономии для того, чтобы передать хотя бы часть электроэнергии в сельские районы на нужды ирригации. Все это заставило правительство Индии принять срочные меры по развитию топливно-энергетического комплекса: было запланировано увеличить объем нефтедобычи в два раза, снизив тем самым зависимость страны от импорта нефти; мощности электростанций – более чем в полтора раза; добычу угля – в полтора раза (коксующегося угля – в нем страна испытывала особый дефицит – более чем в два раза).
Несмотря на предпринимаемые правительством меры, в условиях растущего энергопотребления электрификация страны, часть населения которой (особенно в сельских районах) не имеет доступа к электроэнергии, а также перебои с ее подачей являются наиболее острыми проблемами. С 1 апреля 2011 г. по 31 марта 2012 г. дефицит электроэнергии в стране в среднем составлял 8% (в пиковые периоды – до 10%).
В соответствии с планом, разработанным правительством Индии на XI пятилетку, охватывающую 2007-2012 гг., общая установленная мощность в стране должна возрасти до 79 ГВт. По оценкам экспертов, в конце марта текущего года она составила лишь 50 ГВт. В 2012-2017 гг. планируется проведение мер по привлечению частных инвестиций в сектор, благодаря чему прирост мощностей, по прогнозам, составит 75-100 ГВт.
Около 65% энергоносителей в Индии приходится на традиционные источники энергии, в том числе на уголь – 55%. Несмотря на то, что Индия занимает третье место в мире по угледобыче, ввиду плохого качества (из-за повышенного содержания золы – до 50%) его объема недостаточно для удовлетворения внутренних потребностей страны, 20% которых покрываются за счет импорта. По оценкам Геологической службы Индии (“GSI”), неразведанные запасы каменного угля в Индии составляют 240,7 млрд. т (7% мировых запасов), из них доказанные – 91,6 млрд. Основные месторождения располагаются в штатах Джаркханд, Орисса, Бихар, Западная Бенгалия, Чхаттисгарх, Андхра-Прадеш, Мадхья-Прадеш и Махараштра.
Неразведанные запасы нефти в Индии, по оценкам “GSI”, составляют 11 млрд. барр. (0,5% мировых запасов), из которых 5,4 млрд. – доказанные. Основными нефтяными месторождениями являются Mumbai High (обеспечивает 40% добычи углеводородов в Индии), Upper Assam, Cambay, Krishna-Godavari и Cauvery. За счет импорта покрывается более 75% потребностей страны в нефти, около 20% – в природном газе.
Производство электроэнергии в Индии в 2011 г.
Мощность, МВт | Доля, % | |
Всего | 190593 | 100,0 |
На базе традиционных источников | 124731 | 65,4 |
Уголь | 105437 | 55,3 |
Газ | 18094 | 9,5 |
Нефть | 1200 | 0,6 |
ГЭС | 38848 | 20,4 |
АЭС | 4780 | 2,5 |
ВИЭ* | 22233 | 11,7 |
* – включая ГЭС мощностью до 25 ГВт. Источник: Министерство энергетики Индии.
В 2008 г. Индия опубликовала Национальный план действий по изменению климата (“NAPCC”), в котором изложена национальная стратегия, включающая восемь так называемых Национальных миссий, которые помогут стране адаптироваться к изменению климата и повысить экологическую устойчивость на пути развития страны. Основными целями правительства в рамках данного плана являются экономия электроэнергии и снижение доли углеводородных источников в пользу возобновляемых, доля которых должна возрасти с 5% в 2009 г. до 15% в 2020 г. Наряду с этим к 2020 г. Индия намерена снизить эмиссионные выбросы в атмосферу по сравнению с 2005 г. на 20-25%.
Индия стала одной из первых стран в мире, осознавших потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ), и первой, где в 1982 г. был создан Департамент нетрадиционных источников энергии (с 1992 г. – Министерство нетрадиционных энергетических ресурсов), осуществляющий планирование развития сферы ВИЭ, разработку мер экономического стимулирования для привлечения инвестиций в отрасль, выбор объектов перспективного строительства и иную деятельность.
Наиболее быстрый рост сферы ВИЭ в Индии наблюдался в последние годы. Страна является одним из мировых лидеров в ветровой энергетике и входит в число трех первых стран, начавших использовать энергию ветра. В 2010 г. Индия занимала пятое место в мире по мощности установленных ветрогенераторов (после Китая, США, Германии и Испании). В 2011 г. суммарные установленные мощности ветроэнергетики составляли 16 ГВт, в то время как ее потенциал, по оценкам экспертов, достигает 50 ГВт. Быстрый рост, наблюдавшийся в ветровой энергетике в последнее время (в 2010-2011 гг. прирост новых установленных мощностей составил более 2 ГВт), имеет ряд объективных причин. Во-первых, ветрогенераторы дешевле другого оборудования, с помощью которого добывается электроэнергия. Во-вторых, ускоренное развитие страны повлекло за собой увеличение энергопотребления, а установка собственных ветрогенераторов позволяет сохранить относительную независимость от поставщиков энергоресурсов. В-третьих, освоение ветровой энергетики является важным этапом борьбы за сохранение экологического благополучия в стране.
Первые демонстрационные ветрогенераторы мощностью 55 кВт и 110 кВт начали работать в Индии в 1986 г. Частная ветровая электростанция впервые была запущена в марте 1990 г. на химическом заводе в Мадурае. В 1995 г. была основана компания по производству ветровых установок “Suzlon”, являющаяся в настоящее время одним из мировых лидеров в этой области.
“Электрический акт”, принятый правительством Индии в 2003 г., обязал развивать производство энергии из возобновляемых источников и установил ее минимальную долю, которая должна покупаться энергетическими компаниями в стране. Правительство Индии предоставляет различные льготы коммерческим ветровым электростанциям, в том числе налоговые льготы на период до 10 лет, отмену импортных пошлин на некоторые виды оборудования и прочее, в результате чего доля частных инвестиций в сферу ВИЭ в 2007-2012 гг. возросла более чем на 30%. В 2012-2017 гг., как ожидается, она увеличится еще на 50%. Развитие ветровой энергетики в Индии пока сдерживается дефицитом мощностей передающих сетей.
В 2011 г. общие установленные мощности ГЭС, на долю которых приходится 20% производства электроэнергии в Индии, составили почти 39 ГВт. Несмотря на то, что гидроэнергетический потенциал страны оценивается в 145 ГВт, развитие этой отрасли идет очень медленными темпами: вместо 16 ГВт, запланированных к установке в 2007-2012 гг., к концу 2011 г. было установлено лишь 5 ГВт. Первая значимая для страны ГЭС “Шивашамудрам” мощностью 4,5 МВт была введена в эксплуатацию в начале XX века. В настоящее время ее мощность выросла до 45 МВт. В соответствии с планами правительства Индии, в 2012-2017 гг. мощности ГЭС возрастут на 200%.
Самым быстро развивающимся сектором в сфере ВИЭ в Индии является солнечная энергетика. Правительство запустило программу “Национальная миссия в сфере солнечной энергетики”, в рамках которой суммарные установленные мощности возрастут с 500 МВт в 2012 г. до 20 ГВт в 2022 г. С 31 марта 2011 г. по 1 апреля 2012 г. в эксплуатацию было введено оборудование мощностью 468 МВт (в соответствующий период 2010-2011 гг. – 25 МВт). Весной текущего года в штате Гуджарат на западе Индии была запущена самая мощная в Азии солнечная электростанция “Gujarat Solar Park” мощностью 214 МВт, являющаяся частью амбициозного проекта общей мощностью 600 МВт. Ранее самой мощной (200 МВт) солнечной электростанцией в Азии являлась “Golmud Solar Park” в Китае.
В 2008 г. правительство Индии приняло программу развития биотопливной энергетики, согласно которой 20% всего потребляемого в стране топлива должно приходиться на биотопливо. В связи с наличием развитого аграрного сектора в Индии имеется большой потенциал производства электроэнергии, полученной из биомассы. Общие установленные мощности таких электростанций, по оценке “MNRE”, составляют 18 ГВт.
Индия является одной из первых развивающихся стран, решивших применять атомную энергию для мирных целей. Атомная энергетика в Индии зародилась в начале 50-х годов прошлого столетия. Акцентом стратегической программы, разработанной ученым Х. Бхабха, было не накопление урана, залежи которого невелики относительно других стран, а вовлечение в эксплуатацию тория, запасы которого, напротив, огромны. Первая АЭС мощностью 420 тыс. кВт начала эксплуатироваться в 1969 г., где в качестве топлива использовался обогащенный уран. В последующие АЭС были установлены реакторы, использующие природный уран. В связи с тем, что обогащение урана оказалось экономически нецелесообразно, данные реакторы были признаны более эффективными, чем на первой станции. Кроме того, в 1980 г. поставки обогащенного урана из США были приостановлены на два года. Таким образом, в первые годы существования атомная энергетика в Индии столкнулась со многими проблемами. За эти 30 лет ситуация в отрасли значительно улучшилась. В настоящее время доля атомной энергии в общем объеме энергопроизводства составляет 3%. Дальнейшее развитие сектора находится под вопросом, так как после аварии на японской АЭС “Фукусима-1” в марте 2011 г. общественность разделилась на сторонников и противников атомной энергетики.
Правительство Индии, озабоченное влиянием ускоренного экономического и промышленного развития на окружающую среду, предложило модель, целью которой является не понижение напрямую, а повышение эффективности или уменьшение удельных энергозатрат (Specific Energy Consumption – SEC), что незамедлительно повлечет за собой снижение выбросов в атмосферу. Такой подход должен подтолкнуть производителей энергоемкой продукции к повышению эффективности и снижению выбросов углекислого газа, не препятствуя возможностям развития. Perform, Achieve and Trade (PAT) – это механизм регулирования внутреннего рынка с целью повышения эффективности работы. Были установлены “назначенные потребители” (Designated Consumers – DC), в число которых входят энергоемкие отрасли и заводы, которые будут вынуждены соблюдать эту целевую эффективность. Первой фазой является выбор цели, когда устанавливаются период соблюдения и цели эффективности в отношении уменьшения удельных энергозатрат. Эти цели будут варьироваться для каждого предприятия и зависеть от эффективности объекта. Действие одного цикла PAT, когда DC должны приложить все усилия для достижения поставленных целей, будет ограничиваться тремя годами. В том случае, если SEC предприятия будет ниже установленного уровня, оно получит легко реализуемые, принимаемые в банках “сертификаты сохранения энергии” (Energy Saving Certificates – ESCerts); в обратном случае предприятие должно заплатить штраф или приобрести сертификаты, что строго контролируется соответствующими органами. Мониторинг и проверка энергосбережения проводятся установленными энергоаудиторами. Один сертификат приравнивается к уменьшению на эквивалент 1 т нефти (toe) и его рыночная стоимость может изменяться в соответствии с ценами на нефть и другими факторами.
В рамках новой программы производители 16 видов электробытовой техники, в том числе холодильного и климатического оборудования, обязаны подробно указывать технические характеристики товаров, связанные с энергопотреблением. В ближайшее время в Индии будут введены энергосберегающие стандарты для новых зданий. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)