Согласно данным, опубликованным Международным энергетическим агентством, в 2010 г. на долю угля приходилось примерно 20% энергопотребления в странах-участницах ОЭСР. Доля этого сырья в абсолютном приросте энергопотребления в мире в 2000-2010 гг. была значительно выше – более 50%. По мнению Э. Каннингхэма из Бостонского университета, уголь переживает “исторически небывалое возрождение” и к 2025 г. может опередить нефть в качестве основного ископаемого вида топлива. Его запасы по миру весьма значительны, и по сравнению с другими энергоносителями он отличается большей дешевизной (в то же время его широкое использование оборачивается более серьезным ущербом для окружающей среды).
За последние 20 лет на Азию пришлось 2/3 абсолютного прироста общемирового спроса на энергоносители. Китай и Индия, реализуя курс на ускоренное экономическое развитие, будут потреблять уголь во все возрастающем объеме. При этом наличие значительных выбросов двуокиси углерода будет оставаться фактором, мешающим подписанию глобального соглашения об ограничении изменений климата.
Китай является мировым лидером по добыче и потреблению угля. Он добывает его в 3 раза большем объеме (более 3 млрд. т), чем идущие на втором месте США. Одновременно осуществляются закупки этого сырья за рубежом. В 2011 г. КНР опередила Японию по его импорту. 80% электроэнергии в КНР вырабатывается на ТЭС, использующих в качестве топлива уголь. В ряде районов эти объекты играют исключительно высокую роль в загрязнении окружающей среды. Из-за промывки угля и ухудшения качества подземных вод в районах угледобычи происходит обострение проблем с обеспеченностью чистой водой и деградацией почв.
Как сообщает еженедельник “Economist”, Китай активно расширяет использование других энергоисточников и стремится уменьшить энергопотребление в расчете на производство единицы ВВП. КНР остается крупнейшим потребителем электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектрическими станциями, планирует построить почти столько же АЭС, сколько остальные страны вместе взятые, и прилагает усилия по расширению использования ветровой и солнечной энергии. Эксперты консалтинговой фирмы “McKinsey” отмечают, что даже с учетом указанных тенденций Китай в 2030 г. будет потреблять 4,4 млрд. т угля. Выбросы углерода вырастут, как ожидается, с 6,8 млрд. т (в пересчете на двуокись углерода) в 2005 г. до 15 млрд. т, причем основная часть – 40% – придется на электроэнергетику.
“McKinsey” обращает внимание на реализацию в Китае стратегического курса на значительное сокращение как потребления угля, так и выбросов углеродсодержащих соединений. Тем не менее Э. Каннингхэм считает, что из-за сильной раздробленности добывающей промышленности при наличии огромного числа мелких предприятий в ней центральному правительству будет крайне сложно провести в данной отрасли эффективные реформы.
Добыча угля в КНР быстро увеличивается, осуществляются его закупки в Австралии и Индонезии. Уникальное угольное месторождение разрабатывается в соседней Монголии. В таких условиях весьма сложно опровергнуть вывод, содержащийся в новом докладе “GK Dragonomics” (Пекин), о том, что Китай в текущем десятилетии останется страной, экономика которой сильно зависит от использования угля.
Индия, отставая по многим параметрам от Китая, тем не менее также сжигает огромное количество угля и испытывает значительные потребности в электроэнергии. Примерно 70% ее выработки обеспечивают ТЭС, работающие на угле. В последние годы стране удалось существенно расширить электроэнергетическую сеть. Однако примерно 300 млн. человек все еще лишены доступа к централизованному электроснабжению.
Как и Китай, Индия вкладывает огромные средства в атомную энергетику, поисковоразведочную деятельность по нефти и газу, закупку этого сырья за рубежом и использование возобновляемых источников электроэнергии. Тем не менее Индия (прослеживается аналогия с Китаем) видит именно в угле реальный источник удовлетворения своих потребностей в энергоносителях. По его запасам и добыче страна занимает соответственно 5-е и 3-е место в мире. Однако пока быстрое наращивание угледобычи невозможно, более того, она не увеличивалась в течение двух лет. Государственная компания “Сoal India” ссылается на трудности с получением лицензий на осуществление углеразработок. В таких условиях Индия уже в скором времени может стать крупнейшим импортером этого сырья.
По оценке консалтинговой фирмы “McKinsey”, при сохранении нынешних тенденций выбросы углерода в Индии к 2030 г. вырастут примерно в 2,5 раза, причем на местный энергетический сектор будет приходиться около 10% абсолютного увеличения глобальных выбросов данного типа. Как китайские, так и индийские власти отмечают, что в расчете на душу населения выбросы СО2 будут гораздо меньше, чем в США или Австралии (однако следует отметить, что Китай быстро приближается к соответствующему уровню, зарегистрированному в некоторых европейских государствах). В случае с Индией суммарные выбросы (5-6 млрд. т в год) останутся существенно ниже, чем в Китае.
Прогноз спроса на уголь как в Индии, так и в Китае не претерпел существенного изменения после катастрофы на АЭС “Фукусима”. Обе азиатские страны объявили о пересмотре своих ядерных программ, однако вряд ли пойдут на их свертывание. В других государствах более четкое осознание возможных рисков дало углю дополнительный шанс в энергопотреблении соответствующих стран. В Японии пересматриваются планы увеличения доли АЭС в электроэнергетике (были приняты до мартовского землетрясения в 2011 г.) с 30% в 2010 г. до 50% в 2030 г. На уголь уже приходится более высокий процент (27%), чем в среднем по странам ОЭСР.
В других азиатских странах – от Бангладеш до Филиппин – курс на увеличение доли угля, по всей видимости, будет продолжен. Возобновляемые энергоисточники, в частности, ветровая и солнечная энергия, не обеспечивают в значительных масштабах потребности населения и экономики. Добыча природного газа, использование которого сопровождается относительно низкими выбросами углерода, будет расширяться, но заменить уголь газ не сможет.
В таких условиях внимание концентрируется на снижении негативных последствий использования угля и на принятии мер по ограничению выбросов на электростанциях, работающих на ископаемых видах топлива. Идея об улавливании и хранении двуокиси углерода все еще остается в основном предметом обсуждения и требует более серьезного подхода к ее реализации. В то же время разработаны технологии, нацеленные на выработку энергии более “чистыми” и эффективными способами. Однако пока большинство таких решений широкого распространения не получили. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)