В РФ первый федеральный закон, связанный с энергосбережением, был принят в 1996 г. Данный нормативный акт был направлен на эффективное использование энергоресурсов, развитие их добычи, расширение использования альтернативных видов топлива, создание и использование энергоэффективных технологий, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и т. д. В развитие этого закона в конце 1990-х – начале 2000-х годов в России также был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению. Примерно половиной субъектов РФ были приняты региональные законы об энергосбережении, созданы центры энергоэффективности и агентства по энергосбережению, началась реализация программы проведения энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий, потребляющих более 6 тыс. т у. т. в год.

Следует отметить, однако, что первый соответствующий закон был недостаточно проработанным, а произошедший в августе 1998 г. дефолт привел к тому, что он стал и вовсе символичным – практически ни к каким реальным действиям этот документ не привел.

Помимо этого, в последующие годы реализация политики энергосбережения в стране замедлилась и по следующим причинам:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ “О техническом регулировании” отменил обязательное соблюдение требований национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и обязательную сертификацию продукции, в связи с чем была ослаблена возможность нормативного обеспечения и государственного влияния на энергосбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования и товаров массового спроса (только в последнюю редакцию закона №184-ФЗ было возвращено понятие “энергосбережение” в качестве показателя безопасности); изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, других законах РФ сделали неприменимыми предусмотренные ФЗ “Об энергосбережении” меры государственной поддержки потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению;

в результате административной реформы 2004 г. была упразднена государственная функция по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения.

В середине 2000-х годов на фоне неуклонного роста стоимости углеводородного сырья, истощения его легкодоступных запасов, отставания от промышленно развитых стран в сфере эффективности использования невозобновляемых источников энергии и по ряду других причин в России (с участием Международного энергетического агентства) началась работа по созданию нового документа по энергосбережению.

В результате в ноябре 2009 г. был принят Федеральный закон №261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – закон). В указанном документе была поставлена чрезвычайно сложная задача – снизить энергоемкость ВВП на 40% в 2007-2020 гг. (следует отметить, что, по мнению специалистов МЭА, эту задачу можно решить лишь к 2028 г.).

Основной целью данного закона являлось создание правовых, экономических и организационных основ для стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В нем заложены меры экономического стимулирования для их неукоснительного использования при выполнении регионами, предприятиями и отдельными гражданами основных положений программ энергосбережения, в том числе:

государственная поддержка в осуществлении инвестиционной деятельности (в частности, возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам);

содействие в разработке и использовании объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

поддержка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения.

Одним из основных документов, разработанных в поддержку и развитие закона, стала действующая в настоящий момент государственная программа “Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.” (далее – программа). Ее целью является снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. уже на 13,5%. Программа является межотраслевой, то есть охватывает всю экономику РФ.

Плюсами этой программы является то, что в ее составе имеется раздел “Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде”, предусматривающий достижение суммарной экономии первичной энергии в объеме 29,18 млн. т у. т. на I этапе (2011-2015 гг.) и 97,83 млн. т у. т. за весь срок реализации программы (2011-2020 гг.).

Также в составе программы имеется раздел “Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации”, предусматривающий стимулирование реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также определение порядка предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Минусами программы является то, что она не содержит каких-либо конкретных требований к оптимизации и повышению теплотехнических характеристик строительных конструкций, а также обеспечения оценки экономической и энергетической эффективности строительных материалов, элементов в процессе их эксплуатации и в целом жизненном цикле. К сожалению, 18 августа 2011 г. распоряжением правительства РФ №688 был отменен пункт программы, детально прописывающий ежегодный объем финансирования каждого ее раздела. По сути, довольно удачную и достаточно грамотную программу лишили смысла. В настоящий момент и эта программа носит чисто декларативный характер.

За последние 3 года в России было принято около 70 документов различного уровня, связанных с энергосбережением. Многие из них разработаны в условиях дефицита времени и нуждаются в существенной корректировке. Кроме того, во всех регионах страны разработаны так называемые “Программы энергосбережения”. Однако, по оценке Государственной думы, только четверть из них признаны адекватными и обеспечивающими реальную экономию энергии. Да и финансируются эти программы довольно странно: бюджетные деньги на программы энергосбережения многих регионов в 2011 г. были выделены в ноябре, когда “освоить” их уже не представлялось возможным. Некоторые из региональных программ (например, программа Москвы под названием “Энергосберегающее домостроение в городе Москве в 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 г.”, принятая еще в июне 2009 г.) были ревизованы или вовсе отменены. И все же некоторые последние документы, по нашему мнению, являются достаточно реалистичными и прогрессивными.

Основная ответственность за выполнение требований Федерального закона об энергосбережении в области строительства была возложена на Министерство регионального развития, которое подготовило достаточно интересный документ (приказ Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. №262 “О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений”), содержащий конкретные требования к увеличению энергоэффективности зданий до 2020 г., в частности, ограждающих и светопрозрачных конструкций, улучшению комфортности помещений, в том числе и за счет модернизации систем вентиляции и введения понятия “вентиляция по потребности”. В частности, данный законопроект предусматривал с 2016 г. увеличение сопротивления теплопередаче оконных конструкций в новых многоквартирных домах практически в 2 раза (в климатических условиях региона данный показатель мог быть увеличен с 0,54 до 1,0 кв. м/кВт), что в обязательном порядке требовало применения в таких конструкциях новых энергосберегающих материалов – низкоэмиссионного стекла, современного поколения профилей и пр., однако этот документ не был одобрен рядом министерств.

Через год, уже в 2011 г., в развитие постановления правительства №18 от 25 января 2011 г. “Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов” был разработан новый приказ Министерства регионального развития №224 от 17 мая 2011 г. “Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений”, который в свою очередь не был согласован Министерством экономического развития РФ.

Федеральный закон (№261-ФЗ) определяет задачи энергосбережения во всех отраслях – транспорте, промышленном оборудовании, системах генерации и передачи энергии и пр. В данной статье рассматриваются только вопросы повышения энергетической эффективности в строительной отрасли. Известно, что в промышленно развитых странах на строительство (включая эксплуатацию) расходуется около половины всей энергии, в развивающихся странах – примерно 30%. Это объясняется различными потребностями в быту, в частности, наличием в странах ОЭСР значительного количества бытовой техники (холодильников, кондиционеров, СВЧ-печей и т. д.). В России на строительство тратится примерно 40-45% всей вырабатываемой энергии, именно поэтому энергосбережение в строительной отрасли чрезвычайно актуально.

Кроме того, в РФ необходимость проведения мероприятий по энергосбережению обосновывается и тем, что с 1917 г. по 2000 г. было построено более 2,5 млрд. кв. м жилых помещений, энергетические потери в которых не отвечают современным требованиям. По данным Министерства регионального развития, средние затраты на отопление в жилых зданиях на всей территории России составляют 350-380 кВт-ч/кв. м в год (в 5-7 раз выше, чем в Германии), а в некоторых типах зданий они достигают 680 кВт-ч/кв. м в год. Более того, по данным “Мосгосэкспертизы”, несмотря на то, что в СНиП 23 02-2003 “Тепловая защита зданий” для многоэтажных зданий, проектируемых для Москвы, был установлен предел в 95 кВт-ч/кв. м в год, в новых построенных зданиях (что было установлено неоднократными проверками зданий, возведенных в 2003-2010 гг.) затраты на отопление находились в пределах 150-180 кВт-ч/кв. м в год. С учетом постоянного роста стоимости энергоносителей такая ситуация является чрезвычайно опасной с точки зрения энергетической безопасности страны.

Основные потери в типовом многоэтажном здании приходятся на горячее водоснабжение (47%) и нагрев инфильтрующегося воздуха (31%). Именно в данных секторах находятся основные резервы энергосбережения. Теплопотери через ограждающие конструкции (стены, окна, крышу и пр.) составляют всего 22%. Следует отметить, что эти данные приведены для новых (повышенных) требований к стенам (3,3 кв. м град/Вт) и окнам (0,54 кв. м град/Вт) для Москвы. Конечно, для повышения энергетической эффективности зданий старой постройки необходимо проводить утепление стен и замену светопрозрачных конструкций, теплотехнические характеристики которых существенно ниже тех, что предусмотрены в современных нормативных документах. Однако для новых зданий основной резерв энергосбережения заключается в совершенствовании инженерных систем.

В 2009 г. в ряде крупнейших городов начались работы по капитальному ремонту и санации многоэтажных зданий постройки 1970-1980-х гг. (ответственным за эту абсолютно необходимую в условиях России работу была определена государственная корпорация – “Фонд содействия реформированию ЖКХ”). В рамках этой программы проводилось дополнительное утепление стен, замена окон и модернизация некоторых инженерных систем. Однако по ряду причин (выбор самых дешевых вариантов реконструкции, невозможность коренного улучшения систем отопления в домах старых серий для установки систем учета, отсутствие возможности организации систем вентиляции) эффект от этих работ был незначительным – удалось добиться снижения удельных затрат на отопление не более чем на 10-15%, что явно недостаточно и, к сожалению, в худшую сторону отличается от результатов санации аналогичных зданий в Германии. Представляется, что различие в эффективности связано с более продуманными и комплексными проектами реконструкции старых зданий, разработанными нашими европейскими партнерами.

В большинстве крупнейших городов России теплоносители в здания доставляются от ТЭЦ, построенных еще в советскую эпоху. Как правило, они расположены на достаточном удалении от потребителей. Значительные расстояния и высокая степень изношенности тепловых сетей приводят к огромным потерям – до 40-50% вырабатываемой тепловой энергии, направляемой на отопление зданий. В данном сегменте сконцентрирован один из основных ресурсов возможной экономии энергии в стране. В последние годы проводится довольно много работ по созданию в многоэтажных зданиях так называемых “крышных котельных”. Однако пока они используются явно недостаточно. Кроме того, в случае массового использования локальных систем отопления образуется значительный дисбаланс на ТЭЦ, где горячая вода и пар вырабатываются одновременно с производством электроэнергии. В случае замены источника теплоносителя на локальные имеется опасность, что горячая вода и пар будут отрицательно воздействовать на экологическую ситуацию в крупных городах.

Любая программа энергосбережения предполагает обязательный учет, контроль и возможность регулирования параметров микроклимата помещений. В многоэтажных зданиях, построенных в России до 2000 г., из-за конструктивных особенностей систем раздачи тепла практически невозможно обеспечить установку приборов учета расхода тепла, что приводит как к отсутствию реального учета поквартирного расхода тепла, так и к тому, что при замене существующих неэффективных конструкций, например, окон, на новые из-за “перетопа” владельцы квартир просто открывают их, что существенно снижает эффективность государственных мер, направленных на энергосбережение.

В настоящее время в российском строительстве еще не решена проблема применения как в старых, так и во вновь строящихся зданиях современных систем вентиляции, использующих, в том числе, и рекуператоры. Во всех многоэтажных жилых зданиях в России предусмотрена система естественной вентиляции, которая или не действует вообще, или функционирует крайне неэффективно (особенно в летний период). Это приводит как к дополнительным теплопотерям, так и к ухудшению качества воздуха в помещениях. Улучшение этой ситуации возможно только при кардинальном изменении системы проектирования.

В России за последние 20 лет налажен выпуск разнообразных энергосберегающих конструкций и материалов, используемых в строительстве. В частности:

практически с “нуля” создано производство современных светопрозрачных конструкций, по выпуску которых РФ уже обогнала ФРГ и уступает лишь Китаю и США;

введены в эксплуатацию многочисленные линии по выпуску теплоотражающих стекол;

налажен массовый выпуск теплоизоляционных материалов;

начато строительство завода по выпуску фотоэлектрических панелей;

разработаны и производятся системы вентилируемых фасадов.

Тем не менее в массовом строительстве, как правило, продолжают использоваться самые дешевые и, соответственно, наименее энергоэффективные материалы.

В законе (№261-ФЗ) предусмотрено стимулирование применения энергосберегающих мероприятий. Однако реальные методические положения по использованию многих положений закона до сих пор не разработаны ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Имеются некоторые нормативные документы, но они имеют серьезные недоработки и фактически не действуют.

В первой половине 2012 г. в России были разработаны два основных нормативных документа, направленных на снижение энергетических затрат в строительстве – СНиП “Строительная климатология” и СНиП “Тепловая защита зданий” (НИИ строительной физики является основным разработчиком этих документов).

Необходимо подчеркнуть, что значительным отличием России от стран Европейского союза является наличие территорий с кардинально различными климатическими условиями, в связи с чем невозможно напрямую перенимать современные западные технологии энергосбережения и вводить в строительстве новые нормативы без значительной адаптации этих “ноу-хау” и технических требований к российским реалиям.

В СНиП “Строительная климатология” с учетом современных климатических изменений для большинства крупных городов РФ были уточнены расчетные температуры – в среднем они были увеличены на 1 град. С, что, по мнению специалистов, может привести к значительной экономии энергии, расходуемой на отопление зданий. В отличие от большинства европейских стран различия в климатических условиях в России огромны, и это критически важно учитывать при проектировании зданий и энергосберегающих мероприятий.

В СНиП “Тепловая защита зданий” были предложены новые показатели, уточняющие характеристики зданий и материалов при их проектировании. В частности, была введена удельная теплотехническая характеристика, учитывающая архитектурную форму и развитость здания, уточнены расчетные параметры элементов здания и его оболочки в целом. Кроме того, в этом основополагающем нормативном документе была проведена дифференциация между многоэтажными и малоэтажными зданиями – в последних имеется большая вариабельность использования теплоизоляционных материалов.

В конце XX века использование в промышленно развитых (да и во многих развивающихся, например, в Китае) странах ВИЭ-оборудования, в частности, тепловых насосов, ветровых генераторов, солнечных коллекторов и солнечных батарей и многих других подобных устройств, стало в массовом строительстве совершенно обыденным делом. К сожалению, они все еще считаются какой-то экзотикой в России, хотя вполне могут быть (и должны стать) необходимым элементом и своеобразным “локомотивом” российского строительства.

В настоящее время в России практически не развита возобновляемая энергетика, несмотря на наличие громадного технического потенциала ВИЭ. Солнечную энергию можно использовать не только на территории Южного федерального округа, но и в Восточной Сибири (зона БАМ, Байкальский регион, многие другие территории), ветроэнергетические установки также будут эффективны в Сибири, Калмыкии, многих других регионах.

Подводя некоторый итог, следует констатировать, что в настоящее время в России:

работа по энергосбережению в строительстве ведется недостаточно продуманно, при этом ряд федеральных законов, постановлений правительства, необходимых подзаконных актов разработаны в спешке и имеют многочисленные недоработки, а к созданию новых необходимых нормативных актов еще даже и не приступили;

в связи с тем, что необходимые статистические данные для определения многих показателей энергосбережения отсутствуют, большинство соответствующих региональных программ имеют неточности и порой даже нереалистичны;

отсутствуют национальные программы поддержки потребителей и производителей, выпускающих энергосберегающую продукцию;

действующие методики по составлению энергетических паспортов зданий и проведению энергетического аудита достаточно формальны и до сегодняшнего дня практически не оказывают влияния на реальный уровень энергосбережения;

до сих пор отсутствует собственная система стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на энергосбережение. Их разработка потребует значительных средств и времени – простой перевод европейских норм не всегда возможен из-за значительных отличий в климатических условиях стран Евросоюза и России. Только недавно Национальным объединением строителей (“НОСТРОЙ”) был принят план разработки нескольких стандартов, в то время как в ЕС действует около 70 нормативных документов, поддерживающих соответствующую Европейскую директиву (“Energy Performance Building Directive”);

новые технологии, направленные на энергосбережение, сложно продвигать из-за того, что продукция, изготавливаемая с их использованием, является более дорогостоящей по сравнению с традиционной;

фактически отсутствуют квалифицированные специалисты по энергосбережению, имеющие представление о новых энергоэффективных тенденциях и технологиях и умеющие с ними работать. В российских вузах отсутствуют специальные учебные программы обучения специалистов вопросам энергосбережения, также слабы школы повышения квалификации.

По мнению авторов статьи, в значительной степени это происходит из-за того, что Россия пытается за короткий промежуток времени (в 2-3 года) пройти тот путь, на который развитые страны затратили около 30 лет.

Кроме того, в РФ нет понимания того, что решение проблемы кардинального сокращения энергетических затрат может быть только комплексным. В странах ОЭСР довольно давно была разработана целостная идеология экономии энергии, было показано со всей очевидностью, что для успешного решения проблем энергосбережения необходим комплексный подход – улучшение только одного какого-нибудь элемента не позволит кардинально снизить энергопотребление (а в ряде случаев может привести и к дискредитации самой идеи энергосбережения).

Для того чтобы в России реально пошли соответствующие процессы (как со стороны производителей, так и со стороны потребителей), по мнению авторов, необходимо широко использовать опыт европейских стран, и особенно Германии, являющейся лидером в энергосбережении, при обязательной корректировке российских программ энергосбережения в строительстве в соответствии с объективными реалиями.

В России, по мнению авторов статьи, необходимо решить следующие первоочередные задачи:

разработать программу, аналогичную программе ЕС “20-20-20”, информация о которой уже неоднократно публиковалась в России;

изучить опыт разработки германских федеральных законов в области энергосбережения – их применение в РФ будет чрезвычайно полезным в качестве “рамочных” показателей энергоэффективности для отдельных элементов зданий и удельных тепловых нагрузок на здания различного назначения;

продолжить развитие сфер энергоаудита и энергетической экспертизы проектов, которые до сих пор выполняются в России достаточно формально;

проводить комплексную оценку возможности и целесообразности применения в российских климатических условиях новых (как российских, так и европейских) разработок и технологий;

при проведении капитальной реконструкции зданий старой постройки в РФ (1960-1996 гг.) использовать опыт Германии по санации подобных зданий и созданию в них современных и эффективных систем вентиляции, отопления и контроля;

в связи с практически полным отсутствием в РФ молодых специалистов в области энергосбережения в строительстве необходимо использовать европейский опыт подготовки специалистов в области энергосбережения, а также возможности созданного в 2011 г. всемирно известным экспертом в области энергосбережения – предприятием “Art Rosenfeld” и НИИСФ РААСН российско-американского фонда “Rosenfeld Energy Efficiency Fund”, а также обширные наработки Международного энергетического агентства (“International Energy Agency”). (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)