В 2011 г. в Индии спрос на первичную энергию расширился до 559,1 млн. т н. э. (на 7,4% больше, чем в 2010 г.) при росте ВВП в 4,9%. Однако официальная статистика не учитывает некоммерческое применение биомассы (дров и т. п.), на которую приходится  30% суммарного потребления первичных энергоносителей. В стране основными энергопотребляющими секторами являются промышленное производство, транспорт, частный сектор и сельское хозяйство. В структуре энергобаланса преобладают каменный уголь, нефть и газ, а бурый уголь, ГЭС, АЭС и энергия ветра имеют меньшее значение.

В 2010 г. суммарная установленная мощность электростанций составила 150,3 ГВт, при этом структура электрогенерации была следующей (доля суммарной установленной мощности, %): угольные электростанции – 53,3; ГЭС – 24,7; электростанции, использующие ВИЭ – 7,7; газовые электростанции – 10,5; АЭС – 2,9; дизельные электростанции – 0,9. В настоящее время удельное потребление электроэнергии на душу населения находится на уровне 600 кВт-ч в год (в Германия – 7,2 МВт-ч, США – 13,5 МВт-ч).

В стране действующие тарифы на электроэнергию не компенсируют издержек ее производства, а потери, возникающие при передаче и несанкционированном подключении, составляют около 30% суммарного производства. В сельском хозяйстве потребители получают электроэнергию бесплатно. Почти все государственные предприятия имеют задолженность по оплате электроэнергии. Перечисленные факторы негативно отражаются на привлечении в отрасль инвесторов, в том числе и иностранных.

В 11-й пятилетке (2007-2012 гг.) предполагалось расширить генерирующие мощности на 78 ГВт, при этом суммарные инвестиции могут составить не менее 400 млн. евро.

Растущий спрос на уголь, в первую очередь со стороны энергетики, предполагает значительное расширение производства данного энергоносителя, однако мощностей государственной угледобывающей компании “Coal India” недостаточно для поддержания производства на необходимом уровне, поэтому уже в течение нескольких лет лицензии на добычу угля выдаются ряду крупных электростанций и промышленных предприятий. Часть новых электростанций ориентируется на использование импортного угля, который обладает более высоким качеством. Некоторые индийские предприятия стремятся приобрести лицензии на добычу данного энергоносителя за рубежом.

В Индии доля атомной энергии в суммарном производстве электроэнергии составляет примерно 3%, однако в дальнейшем данный показатель будет значительно увеличен и тому есть объективные предпосылки. До 2020 г. в атомную отрасль страны может поступить не менее $50 млрд., а некоторые эксперты оценивают этот показатель в $150 млрд. В настоящее время монополистом на данном рынке является “NPCIL”, однако и частные предприятия (“Reliance”, “Tata”) также намерены инвестировать средства в строительство АЭС.

В стране действует специальная атомная программа, направленная на снижение зависимости страны от импорта урана и предусматривающая реализацию намеченной цели в три этапа. В настоящее время первый этап программы выполнен. Его итогом стало создание полного ядерного цикла. На втором этапе предполагается ввод в эксплуатацию реактора-размножителя мощностью 500 МВт, использующего торий для получения урана-233. На заключительной стадии планируется производить ядерное топливо в количестве, достаточном для эксплуатации национальных АЭС. Следует отметить, что Индия располагает собственными запасами урана, которые, по оценкам МАГАТЭ, составляют около 35 тыс. т (затраты на обогащение не превышают $80/кг). Запасы природного урана и количество производимого уранового концентрата находятся на уровне, достаточном для эксплуатации действующих реакторов, однако в среднесрочной перспективе их ограниченность может стать препятствием для развития атомной энергетики. Поэтому в качестве альтернативного пути расширения собственной сырьевой базы индийские специалисты рассматривают возможность использования тория, запасы которого в стране составляют около 400 тыс. т. По оценкам российских ученых, в Индии проведены уникальные исследования и достигнуты значительные результаты по созданию технологии использования тория в топливном цикле. В настоящее время проводятся экспериментальные работы по выделению изотопа урана-233 путем облучения в реакторе оксидных ториевых сборок.

Россия сотрудничает с Индией в этом секторе. На юге индийского штата Тамилнад при поддержке “Атомстройэкспорта” строится АЭС “Куданкулам”; российская сторона ведет работы по сооружению первой очереди. Несмотря на то, что запуск откладывается, уже успешно прошли испытания системы безопасности станции. К концу 2012 г. было завершено сооружение двух энергоблоков с реакторами “ВВЭР-1000” суммарной мощностью 2 тыс. МВт.

Согласно планам правительства страны, к 2020 г. суммарная установленная мощность АЭС может составить 20 ГВт, а в долгосрочной перспективе расшириться до 50 ГВт (в 2010 г. – 4,12 ГВт).

В Индии имеется значительный потенциал возобновляемых источников энергии. Для энергии воды он оценивается в 150 ГВт (технический – примерно 35 ГВт). В Индии активно развиваются такие сегменты ВИЭ, как малая гидроэнергетика, ветро- и солнечная энергетика. Цель среднесрочной перспективы – достичь 10% доли ВИЭ в расходной части энергобаланса страны.

Повышение энергоэффективности экономики является еще одним из приоритетов Индии. В 2003 г. в Министерстве энергетики было создано Бюро по энергоэффективности, задачей которого является разработка мероприятий по развитию низкоуглеродных (в том числе ядерных) технологий, снижению энергоемкости ВВП и противодействию глобальному изменению климата в стране.

Запасы угля в стране оцениваются в 60 млрд. т, однако его качество невысокое, поскольку он содержит 35-38% золы, а доля коксующегося угля составляет 28% суммарных запасов. Уголь является основным углеводородным энергоносителем в энергобалансе Индии. В 2011 г. в структуре потребления первичной энергии на его долю приходилось более 50%.

Часть внутреннего спроса на уголь страна обеспечивает за счет внешних поставок (около 10% суммарного потребления). Крупные энергетические компании и промышленные предприятия, ориентированные на импорт угля, стремятся расширить свое участие в капитале иностранных угледобывающих компаний (в первую очередь – в Индонезии).

С целью увеличения внутреннего производства данного энергоносителя правительство страны намерено предоставить возможность частным компаниям вести добычу на некоторых месторождениях. Согласно программе развития национальной угольной отрасли, к 2030 г. добыча может расшириться до 2 млрд. т в год.

Доказанные запасы нефти (по различным источникам) составляют 725-800 млн. т. В АТР по данному показателю Индия занимает второе место после Китая. Наиболее крупные месторождения нефти находятся в северо-западной части страны. Предполагается, что крупные залежи нефти могут располагаться на индийском морском шельфе.

Доля нефти в энергобалансе Индии составляет около 30%. В 2011 г. внутренняя добыча данного энергоносителя составила 40,4 млн. т, а потребление – в 4 раза больше (около 162 млн. т), поэтому внешняя торговля играет главенствующую роль в обеспечении соответствующего внутреннего спроса (около 80% потребляемой нефти страна ввозит из Ирана).

Основную добычу (около 3/4) нефти в стране осуществляет государственный нефтяной концерн “ONGC”. В 2000 г. Министерство нефти и природного газа предложило предоставить частным компаниям право участвовать в добыче данного энергоносителя с целью развития отрасли, однако пока потенциальные инвесторы обсуждают лишь вопросы, связанные с налогообложением.

Национальные нефтяные компании участвуют в нефтяных проектах в различных странах. Наибольшую активность проявляет фирма “ONGC Nidesh Ltd.”, которая осуществляет деятельность в более чем 15 государствах Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. В Иране указанная компания участвует в добыче нефти и газа (“Farsi-Block”).

В нефтеперерабатывающем секторе страны доминирующее положение (более 70%) занимает государственная компания “Indian Oil Co” (“IOC”), которая эксплуатирует 10 из 19 НПЗ и контролирует 2/3 нефтепроводов. Цены на выпускаемые нефтепродукты, в первую очередь моторное топливо, подлежат государственному регулированию, при этом нефтепереработчики получают соответствующие субсидии.

Доказанные запасы газа составляют 1,2 трлн. куб. м. Крупные газовые месторождения находятся на морском шельфе в западной части страны. В 2011 г. добыча природного газа составила 61 млрд. куб. м, а доля данного энергоносителя в энергобалансе находилась на уровне 10%, то есть страна в основном обеспечивала соответствующий внутренний спрос за счет собственных сил. Основную добычу газа ведут государственные компании “ONGC” и “Oil India Ltd.” (“OIL”), однако, согласно программе развития отрасли, в среднесрочной перспективе доля частного сектора в данной сфере может увеличиться до 60% и к 2020 г. производство данного энергоносителя может вырасти в два раза.

В ближайшие несколько лет частная индийская компания “Reliance Industries” совместно с предприятием “Niko Resourses” намерена увеличить в два раза добычу газа на месторождении Krishna-Godavari и организовать производство удобрений, при этом суммарные инвестиции в проект могут превысить $11 млрд.

С целью расширения производства газа предполагается утилизировать метан угольных пластов и использовать технологию подземной газификации угля. В 2011/12 г. в стране путем расширения мощностей указанных производств суммарный прирост добычи оценивался в 6,77 млрд. куб. м.

В последние 5 лет внутреннее потребление газа неуклонно росло, однако собственное производство не успевало за спросом, поэтому его импорт стабильно увеличивался. В Индии создана инфраструктура для использования СПГ. В пров. Гуджарат имеются два терминала по регазации СПГ, построенные с участием “Shell” и “Total”, и еще два подобных объекта могут быть созданы в ближайшие несколько лет.

С целью расширения импорта газа правительство страны проявляет интерес к строительству газопровода Иран – Индия через Пакистан (“IPI”). Трехсторонние переговоры по данному вопросу ведутся с 1994 г. Пакистан готов предоставить свою территорию для транзита и предполагает отбирать часть газа для внутренних нужд, однако Индия долго не соглашалась со сметой на строительство пакистанского участка газопровода и местом размещения пункта передачи газа на границе с Пакистаном.

Второй вариант расширения поставок трубопроводного газа – газопровод Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия (за него активно выступают США), однако процесс реализации данного проекта пока сдерживается.

Индия вела переговоры также с Мьянмой о постройке трубопровода между двумя странами, причем данный маршрут поддерживал российский “Газпром”, однако в дальнейшем Мьянма приняла решение экспортировать газ в Китай.

Протяженность национальной газотранспортной системы составляет около 7 тыс. км, из них примерно 80% контролируется государственной компанией “Gas Authority of India Ltd.” (“GAIL”). В 2011/12 г. предприятие “GAIL” увеличило протяженность трубопроводов более чем на 8 тыс. км с целью газификации около 200 населенных пунктов. Правительство страны не запрещает участие частного капитала в сфере транспортировки газа, однако в соответствии с “Policy for development of natural gas pipeline and city or local natural gas distraction networks 2006” негосударственные компании должны полностью финансировать намеченные проекты.

В секторе ВИЭ наиболее широкое распространение получила гидроэнергия. Согласно правительственному плану  “New Hydro Power Policy”, в среднесрочной перспективе намечено расширение мощностей крупных и малых ГЭС, а также гидроаккумуляторных электростанций для снижения зависимости производства электроэнергии от сезонных колебаний уровня воды в водоемах. Наиболее значительным потенциалом обладают реки в северной и северо-восточной части страны, поэтому в ближайшем пятилетнем плане именно в данных регионах намечено строительство крупных ГЭС мощностью около 4 ГВт, при этом суммарная установленная мощность электростанций может достичь 45 ГВт. В 2011 г. в стадии проектирования находилось несколько ГЭС суммарной мощностью 12,5 ГВт, однако в настоящее время сроки их строительства перенесены ввиду сокращения финансирования, наличия спорных вопросов в законодательстве, недостатка строительных организаций и подготовленных кадров.

Под контролем Министерства по возобновляемым источникам энергии Индии реализуются проекты малых ГЭС мощностью до 25 МВт. Согласно намеченным планам, в среднесрочной перспективе суммарная мощность малых ГЭС может составить не менее 7 ГВт.

В сфере гидроэнергетики страна стремится развивать совместные проекты с соседними государствами. В 2006 г. Индия и Бутан заключили соглашение о строительстве и эксплуатации ГЭС, в соответствии с которым к 2020 г. намечен ввод в эксплуатацию ГЭС суммарной мощностью около 10 ГВт.

Индия является одним из ведущих в мире производителей “чистой” электроэнергии с использованием энергии ветра. Развитие ветроэнергетики в стране стимулируется путем предоставления инвесторам налоговых и иных льгот (ускоренная амортизация основных средств, достигающая 90% стоимости ВЭУ в первый год эксплуатации; льготы по уплате таможенных пошлин при ввозе оборудования; возможность получения субвенций при реализации электроэнергии и др.). Однако законодательная база имеет различия в зависимости от штата, поэтому в настоящее время обсуждается вопрос гармонизации законодательства, в частности по упорядочению размеров субвенций.

Биомасса имеет значительный потенциал, особенно при децентрализованных поставках электроэнергии. Наиболее перспективным направлением является использование промышленных отходов (в первую очередь предприятий по выпуску сахара, бумаги и продуктов питания), а также отходов частных хозяйств. Программа развития энергетики Индии предусматривает применение биотоплива также в транспортном секторе путем смешивания биоэтанола и традиционного бензина.

Правительство страны намерено развивать солнечную энергетику (солнечные коллекторы и фотовольтажные установки). В 2012 г. суммарная установленная мощность солнечных электростанций приблизилась к отметке 50 МВт, а к 2020 г. может резко расшириться (до 20 ГВт), что позволит увеличить до 10% долю солнечной энергии в суммарном производстве электроэнергии.

В 2002 г. в стране вступил в силу закон об энергоэффективности, а при Министерстве энергетики было создано специальное бюро “Bureau of Energy Efficiency” для контроля исполнения положений нормативных актов и координации усилий в данной сфере. Меры по повышению энергоэффективности и снижению энергозатрат намечены во многих отраслях экономики. В электроэнергетике они направлены на повышение КПД генерирующих объектов и снижение потерь в силовых сетях. На организацию и проведение ревизии генерирующих объектов Индия получила от Всемирного банка кредит на $180 млн.

В последние несколько лет темпы развития электроэнергетики были ниже, чем аналогичный показатель в промышленности, что привело к возникновению дефицита электроэнергии, который в момент пиковых нагрузок оценивался в 12%, и частым отключениям потребителей от сети. Для стабилизации энергообеспечения многие предприятия были вынуждены установить собственные резервные источники энергии, суммарная мощность которых оценивается в 50 ГВт.

Одним из главных направлений развития энергетики является также электрификация всех населенных пунктов, поскольку в 2010 г. около половины частных хозяйств (примерно 400 млн. человек) не имели доступа к электроэнергии. Данная цель реализуется в соответствии с правительственной программой “Rajiv Gandhi Grameen Vidhyutikaran Yojana”, которая на 90% финансируется из государственного бюджета.

В начале 2000-х годов Индия приступила к реформированию электроэнергетики (“Electricity Act 2003”). Целями намеченных преобразований являются либерализация энергетического рынка и расширение производства электроэнергии. Согласно концепции программы “Independent Power Produсer”, в среднесрочной перспективе основная часть электроэнергии должна подлежать свободной реализации. В 2009 г. были проведены мероприятия по открытию энергетического рынка, однако в настоящее время данный процесс протекает достаточно медленно. Не отменены также нормативные акты, обязывающие производителей заключать долгосрочные контракты на поставку электроэнергии с государственными компаниями. До 2003 г. в большинстве регионов страны электроэнергию потребителям поставляла государственная вертикально интегрированная компания “State Electricity Boards” (“SEB”). После указанного года вступил в силу закон, предусматривающий разделение “SEB” на генерирующие, сетевые и распределительные компании. Для формирования тарифов была создана специальная комиссия “State Electricity Regulatory Commission” (“SERC”), которая призвана решать задачи по оптимизации тарифов (предусмотрено снижение тарифов для промышленного сектора, их повышение для частных потребителей и введение оплаты за пользование электроэнергией для льготной категории потребителей, получавших ее ранее бесплатно). Предприятие “SEB” поставляет электроэнергию значительной части потребителей, при этом ежегодно несет значительные убытки, что было вызвано правительственной политикой и энергопотерями (например, сельское хозяйство страны потребляет около 30% суммарного производства электроэнергии, из них примерно 20% – бесплатно). Кроме того, во многих регионах страны ГЭС регулярно несут убытки из-за сезонного снижения уровня воды в водоемах. Что касается линий электропередачи, то государственная сетевая компания “Power Grid” располагает значительными финансовыми средствами и поддерживает техническое состояние сетей на достаточно высоком уровне.

В 2008 г. в стране были созданы три биржи по торговле электроэнергией, при этом соответствующие лицензии получили 43 организации. В 2011 г. на свободном рынке было реализовано около 3% произведенной в стране электроэнергии. В настоящее время торговля ведется в основном на региональном уровне и главной задачей на современном этапе является организация торгов между административно-территориальными единицами государства.

Индия планирует принять меры к снижению нагрузки на окружающую среду и уменьшению выбросов парниковых газов. В 2009 г. был одобрен специальный план, в котором указаны следующие направления работы (в порядке приоритета): развитие солнечной энергетики, повышение энергоэффективности в промышленности и сфере недвижимости, сохранение водных ресурсов, лесов и уникальных экосистем региона, проведение исследовательских работ. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)