На этой неделе возобновились украино-российские газовые переговоры. Экс-министр энергетики Украины Юрий Бойко 22 января приехал в “Газпром” уже в качестве вице-премьер-министра. Прессе традиционно сообщили, что на переговорах “обсуждались вопросы взаимовыгодного стратегического партнерства”. Но в Киеве считают, что на сей раз за дипломатичной формулировкой кроется подготовка к скорейшему решению вопроса о создании газотранспортного консорциума.
В конце декабря президент РФ Владимир Путин на итоговой пресс-конференции намекнул, что “Газпром” потерял интерес к украинской газотранспортной системе (ГТС).
Он назвал “стратегической фундаментальной ошибкой” принятое несколько лет назад решение украинской власти об отказе от передачи ГТС в аренду консорциуму, речь о котором идет с 2002 г. Пуск проектов обходных газопроводов – “Северного потока” и “Южного потока” – в будущем снизит транзитное значение украинской ГТС, пояснил он.
Спустя несколько дней директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Александр Горбань в интервью Интерфаксу еще более четко обозначил российскую линию: “Газпром” сейчас не настолько заинтересован в консорциуме с Украиной, чтобы это послужило причиной пересмотра действующих газовых контрактов и снижения цены на газ. “Что касается требований продавать Украине газ по таким же ценам, как Беларуси, то они неосуществимы. Россия на это не пойдет. В честь чего? Россия и Беларусь – члены Таможенного союза, мы движемся к Единому экономическому союзу. А Украина хочет одновременно сохранить два вектора: и вступить в Евросоюз, где ее особо и не ждут, и поучаствовать в Таможенном союзе, но только по тем параметрам, которые ей выгодны. Но так не бывает”, – сказал чиновник.
Эксперты в Киеве в тот момент сочли, что Россия просто пугает Украину, пытаясь энергетическим давлением решить политические вопросы. Ведь цена, по которой “Нафтогаз” покупает российский газ, с начала 2012 г. перевалила за $415/тыс. куб. м. И это – с учетом $100 скидки. Украинское правительство называет этот ценовой уровень самым высоким в Европе. И утверждает, что из-за нерыночной формулы ценообразования, которую в 2009 г. приняла Юлия Тимошенко, Украина ежегодно переплачивает за газ более $5 млрд. Но пересмотреть условия и снизить цену возможно не только в рамках членства в Таможенном союзе, отмечали эксперты. По их мнению, российская сторона не потеряла интерес к украинскому транзитному маршруту. Все дело в условиях.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский ранее сказал “НГ”, что украинский маршрут в отличие от обходных газопроводов уже существует, и денег на модернизацию нужно значительно меньше, чем на строительство газопровода с нуля. Кроме того, Украине от СССР достался в наследство уникальный по вместимости и технологичности комплекс подземных газовых хранилищ. Строительство такой системы накопления газа в проектах “Северного потока” и “Южного потока” даже не предполагается – слишком дорого и сложно, отметил он.
В январе в Киеве заговорили о том, что Россия вернулась к идее создания газотранспортного консорциума с Украиной. Эксперты заметили, что повышение статуса Юрия Бойко до уровня замглавы правительства позволяет ему решать многие вопросы в Москве без лишней бюрократической волокиты. “Встреча Бойко с Миллером на этой неделе, думаю, была посвящена исключительно теме газотранспортного консорциума, почти наверняка обсуждается двусторонний формат, как и требовал “Газпром”, – сказал эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Он напомнил: месяц назад посол РФ в Украине Михаил Зурабов сказал, что перспективы работы консорциума рассматриваются в украинско-российском формате. “А за прошедшее время ситуация с “Южным потоком” ухудшилась, что только усиливает заинтересованность российской стороны в ГТС Украины”, – отметил эксперт.
Руководитель альянса “Новая энергия Украины” Валерий Боровик заявил, что Киев вплотную подошел к передаче “Газпрому” части контроля над ГТС. “Это белорусский вариант, по которому будут распределены два пакета по 50%. Половина газотранспортной системы будет оценена, и сформирована скидка на газ. Фактически мы сами этой скидкой заплатим за газотранспортную систему. Будет ли приток средств и реконструкция газотранспортной системы – у меня это вызывает серьезные сомнения”, – сказал он.
Эксперты в Киеве не могут определить время, когда соглашения о консорциуме будут достигнуты. Они отмечают, что недавно Виктор Янукович встретился с вице-председателем банка “Ротшильд Европа” Клаусом Мангольдом, которого в Киеве называют европейским лоббистом интересов “Газпрома”. Президент Украины сказал гостю: “Для нас очень важно знать вашу профессиональную точку зрения по всем вопросам, потому что та зависимость от источников энергоносителей, которая есть в Украине, для нас является очень тяжелой”. Руководитель Всеукраинского центра содействия предпринимательской деятельности Александр Данилюк считает, что эта встреча свидетельствует “о завершающем этапе сдачи украинской газотранспортной системы”.
Кроме того, в феврале правительство подпишет с компанией Ernst&Young договор, по которому в течение трех месяцев будет разработан план реорганизации “Нафтогаза”, предполагающий оптимизацию активов и структуры, а также финансовую реструктуризацию. Без этого невозможно вообще говорить о выделении ГТС, отметил Юрий Корольчук. Он добавил, что утвердить проект консорциума предстоит в Верховной Раде.
Вероятно, вопрос будет рассматриваться на переговорах президентов Украины и РФ. Как известно, в конце декабря встреча Путина и Януковича была отменена в последний момент. Новая дата пока не назначена. Политологи считают, что украинский лидер заинтересован в том, чтобы переговоры в Москве состоялись после запланированного на 25 февраля саммита Украина-ЕС. Киев сначала выяснит, на что может рассчитывать в европейском направлении.
В контексте газотранспортных вопросов это важно, поскольку в начале месяца представитель Украины при ЕС Константин Елисеев подтвердил: “Европейский союз заинтересован в участии в создании совместного консорциума с Украиной и Россией, то есть в трехстороннем формате, но, конечно, Брюссель понимает, что для привлечения ЕС к этому проекту должна быть прежде всего политическая воля украинской и российской сторон… Украинская сторона заинтересована в привлечении Европейского союза к этому проекту”. Но в Киеве с недоверием относятся к подобным заявлениям.
Эксперты допускают, что, не получив от ЕС ни денег на модернизацию ГТС, ни поддержки в переговорах с “Газпромом”, Киев уже весной приступит к созданию двустороннего консорциума. За два года до президентских выборов и под угрозой экономического кризиса команде Януковича крайне важно снизить газовую нагрузку на бюджет Украины. “Консорциум, возможно, даст такую возможность. Но все понимают, что цена на российский газ будет снижена максимум на три года. И не до белорусского уровня, а примерно до $200-250/тыс. куб. м. Это, конечно, много. Но еще вопрос, какой будет, если будет, форма и схема оплаты за акции ГТС”, – сказал Корольчук.
Экс-министр экономики, депутат Верховной Рады от оппозиции Сергей Терехин считает, что украинской власти следует учитывать не только экономическую, но и политическую сторону вопроса. “Продажа ГТС – это торговля независимостью государства. Все решения относительно экономики, налогов будут приниматься не в Киеве, а в Москве”, – сказал он. (Независимая газета/Энергетика Украины, СНГ, мира)