В 2012 г. стоимость ГСМ выросла во многих европейских странах выросла больше, чем общий уровень инфляции, пишет The Moscow News. Кроме того, в некоторых из них цены на бензин никак не связаны с состоянием экономики, запасами нефти или уровнем жизни. А они должны зависеть не только от цен на нефть, но и от экономической и социальной политики каждого государства. Это особенно характерно для стран Европейского Союза.
Согласно данным исследования, подготовленного РИА Новости, в начале 2013 г. самый дорогой бензин на континенте продается в нефтедобывающей Норвегии, где розничные цены на топливо являются одним из главных источников бюджета страны. Стоимость бензина А 95 здесь в среднем составляет 387 тенге за литр (для удобства цены приведены в переводе на казахстанскую национальную валюту. – F). Среди лидеров рейтинга также находится Италия, где литр бензина стоит 349 тенге, а в Нидерландах, одной из ведущих нефтеперерабатывающих стран Европы, 346 тенге. Ровно год назад Нидерланды занимали четвертое место в рейтинге, уступив нынче Греции, где с помощью налоговой нагрузки на ГСМ власти пытаются разобраться с долгами страны. Нидерланды поднялись в рейтинге благодаря быстрому росту цен на топливо в прошлом году, которые вдвое опережали рост инфляции. По этой же причине Дания заняла четвертое место: там цены на топливо, точнее налоги на него, служат источником финансирования социальных программ.
Греция обосновалась на пятом месте с 336 тенге за литр А-95: в этой стране цены росли медленнее из-за продолжающегося снижения спроса на бензин.
Замыкают список Казахстан с 143 тенге и Россия со средней ценой 154 тенге за литр высокооктанового бензина.
Самое дорогое дизельное топливо продают в Норвегии, Великобритании и Италии, в то время как самое дешевое доступно в Казахстане, Беларуси и России.
Эти три страны оказались единственными, где цены на топливо выросли только в конце года по сравнению с сентябрем. Это повышение было связано с их выравниванием в рамках Таможенного союза. Таким образом, в четвертом квартале, когда началось сезонное падение спроса и цен на топливо, нефтяные компании России стремились активно компенсировать свои потери от вынужденного замораживания цен в предвыборный период (имеются в виду выборы президента РФ в 2012 г.).
В исследовании для сравнения не приводится рейтинг средних зарплат и доля бензина в общих расходах граждан. (Forbes.kz/Энергетика Украины, СНГ, мира)