Украина вплотную подошла к началу сооружения трех заводов по газификации угля и переводу ряда ТЭЦ на водоугольное топливо. Однако поддержать изрядно просевший сбыт угля национальной добычи вряд ли получится: этому мешают низкое качество и высокая себестоимость сырья.

21 января ДК “Газ Украины”, дочерняя компания НАК “Нафтогаз Украины”, заключила договор с ЧАО “Северодонецкий НИИХИММАШ” о выполнении предпроектных работ для подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства заводов по производству синтез-газа (SG) и синтетического природного газа (SNG) путем газификации каменного угля. В соответствии с этим документом подрядчик должен будет проанализировать процессы газификации угля разных марок и сравнить физико-химические особенности получаемых из них видов газа, а также определить калорийность газоподобного топлива. Кроме того, он будет обязан исследовать потенциальные источники, вероятные объемы и способы доставки сырья, а также особенности транспортировки готовой продукции потребителям, в частности, определить необходимую протяженность газопроводов. И, наконец, ему нужно выбрать тип и мощность производственного оборудования. Согласно договору, весь этот объем работ будет выполнен до июня 2013 г. и обойдется государству в почти 9 млн. грн.

Недешевое внедрение нетрадиционных технологий сжигания угля, к которым относятся газификация и использование водоугольного топлива, призвано снять глобальное противоречие в нынешней энергетической стратегии Украины. Постоянно дорожающий импортный российский газ закономерно подталкивает искать ему замену, и расширение применения угля – одно из наиболее очевидных решений. В нашей стране имеет место профицит добытого каменного угля, и начало его использования в одной из наиболее газопотребляющих сфер – в коммунальной теплоэнергетике – благотворно повлияет не только на углепром, но и на всю национальную экономику.

Однако в силу ряда причин нельзя просто направить на теплоэлектроцентали украинских городов эшелоны с углем и загрузить его затем в топки вместо газа. Одно из наиболее труднопреодолимых препятствий – лавинообразное нарастание вредных выбросов из-за высокого содержания серы и минеральных примесей в материале отечественной добычи. Поскольку ТЭЦ зачастую расположены поблизости от жилых кварталов, пользователи их тепло- и электроэнергии имеют все шансы ощутить своеобразный сернистый зловонный смог, характерный для окрестностей устаревших коксохимов страны.

И тут на помощь как раз и должна прийти заявленная к исследованию технология – т. н. газификация угля. В подписанном 13 июля 2012 г. Протоколе о сотрудничестве между Министерством энергетики и угольной промышленности Украины и Государственным банком развития Китая (КНР) среди прочего записано намерение построить в Северодонецке, Горловке и Одессе трех заводов по газификации каменного угля по технологии Shell, успешно применяемой в Китае. По сути, газификация является двухступенчатым процессом сжигания угля (в отличие от нынешнего одноступенчатого) с активным применением газоразделения на предварительной и промежуточной стадиях. В частности, в соответствии с технологией Shell подготовленное пылеугольное топливо подается в газификатор потоком азота, и поэтому выглядит вполне оправданным возведение первого из газификационных заводов именно в Северодонецке, очевидно, по соседству с ЧАО “Северодонецкое объединение “Азот”. Также вполне логично, что предпроектные работы поручили именно северодонецким химикам и проектировщикам оборудования, хорошо знакомым с особенностями работы с газообразными материалами.

И все же помимо преимуществ реализации проекта таит в себе несколько угроз. На нынешнем этапе наиболее очевидным является возможное нецелевое использование средств – ведь сумма кредита ($3,656 млрд.) все еще выглядит взятой с потолка. Также потенциально небезопасными для Украины могут быть государственные гарантии по этому кредиту – ведь он привлекается для нужд предприятий, законодательно исключенных из списка объектов, не подлежащих приватизации (Закон Украины №4649-VI от 12 апреля 2012 г.). Вызывает сомнения и запланированная экономия на импорте газа после введения в строй газификационных заводов – по последним данным, обнародованным пресс-службой вице-премьер-министра Украины Юрия Бойко в декабре прошлого года, она должна составить 4 млрд. куб.м. И хотя это сравнительно немного по сравнению с нынешними закупками голубого топлива (к примеру, в 2011 г. Украина импортировала 44,8 млрд. куб. м), эксперты сомневаются, что замещения этого объема в Украине найдется необходимое количество угля.

Но самые значимые угрозы для проекта таятся как раз на нынешней его стадии. “Уголь отечественной добычи содержит почти 23% окиси железа и щелочноземельных элементов, тогда как австралийский и американский – лишь 3-5%; серы – 3,5% по сравнению с 0,5%”, – напоминает директор Украинского государственного научно-исследовательского углехимического института Евгений Ковалев. Именно посредственные характеристики добываемого в стране угля и его немалая цена выдвигают весьма высокие требования к качеству предпроектных работ и подготовки технико-экономического обоснования. В минувшем году Украина уже столкнулась со значительными потерями из-за ненадлежащего технико-инженерного сопровождения проекта и недостаточного экономического эффекта от его внедрения, и повторения бы не хотелось. (Укррудпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)