Украина инициирует новое расследование в отношении импорта нефтепродуктов. Об этом Forbes сообщил источник, близкий к руководству нескольких украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). По его словам, в начале этой недели в компании, контролирующие НПЗ, на подпись пришел формуляр жалобы для пуска расследования, разосланный из аппарата вице-премьера Юрия Бойко.
В частности, в документе указаны 5 из 7 отечественных собственников НПЗ. В списке рассылки отсутствуют Лисичанский НПЗ (ЛИНИК), подконтрольный ТНК-ВР, и Херсонский НПЗ Игоря Еремеева. В то же время источник, близкий к руководству “ТНК-ВР Украина”, сообщил, что аналогичный документ пришел и им.
Прошлая неудача, когда Межведомственная комиссия по международной торговле 22 декабря 2011 г. по результатам специального расследования не стала применять меры в отношении импортных нефтепродуктов (решив не ссориться с ЕС и Россией), заставила чиновников пойти другим путем. Они решили пустить антисубсидиарное расследование.
В отличие от специального (когда рассматриваются меры в отношении всего импорта) оно может проводиться в отношении конкретной страны и даже отдельного производителя. На этот раз решено ударить по главному “врагу” отечественной нефтепереработки – Беларуси, которая занимает более 40% украинского рынка нефтепродуктов. Только в 2012 г. Беларусь импортировала в Украину 3,8 млн. т топлива.
Собеседник Forbes, близкий к руководителям нескольких украинских НПЗ, подтвердил, что жалобу уже подписали ПАО “Укртатнафта”, ОАО “Нефтехимик Прикарпатья” и ОАО “НПК “Галичина” (соответственно – Кременчугский, Надворнянский, Дрогобычский НПЗ), подконтрольные группе “Приват” Игоря Коломойского. Но этого мало. Для начала расследования нужны подписи 2/3 национальных производителей, то есть минимум 5 НПЗ. Четвертым в списке подписантов может стать государственный Шебелинский ГПЗ, заручиться поддержкой которого чиновникам не составит труда.
Завизировать документ, по словам собеседника Forbes, отказались в “ТНК-ВР Украина” и ПАО “ЛУКойл-Одесский НПЗ”. Помощник генерального директора “ЛУКойл-Одесский НПЗ” Алексей Бибик эту информацию опроверг, сказав, что этого документа они не получали. В “ТНК-ВР Украина” эту информацию также не подтвердили. “Формуляр жалобы получен, сейчас он находится в процессе согласования с Москвой”, – сказал источник, близкий к руководству НПЗ.
По данным источника Forbes, близкого к руководству нескольких украинских нефтеперерабатывающих заводов, чиновники предложили НПЗ определить пошлину на белорусские нефтепродукты в размере $180,84 на тонну бензина и дизтоплива, что автоматически повышает стоимость этих нефтепродуктов в рознице на 1,3 гривны за литр. Пошлину могут ввести сроком на 5 лет.
В компании “БНК Украина”, эксклюзивного импортера нефтепродуктов производства белорусских НПЗ – Мозырского и Новополоцкого, отмечают, что введение таких пошлин создаст серьезные сложности для ввоза в Украину нефтепродуктов. “Пошлина, о которой вы говорите ($180,84/т бензина и дизтоплива. – Forbes), значительно повысит себестоимость продукта. О возможном полном прекращении поставок сказать не могу”, – говорит начальник коммерческого отдела компании БНК Украина Алексей Жук.
По словам директора “Консалтинговой группы А-95” Сергея Куюна, такая пошлина поставит крест на белорусском топливе, поставки вообще прекратятся.
По идее, введение пошлин на импортное топливо призвано стимулировать переработку нефти внутри страны. Вводится пошлина, продукт становится дороже, потребитель начинает искать более дешевое топливо. На этом фоне начинает расти спрос на украинский ресурс. Это дает возможность увеличить загрузку национальных НПЗ. Компании получают больший доход и могут направить деньги на модернизацию своих мощностей. “В сегодняшней ситуации это выгодно группе “Приват” Игоря Коломойского, его НПЗ – единственные работающие в Украине”, – поясняет смысл заградительных мер президент Киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук.
В то же время он сомневается, что реально введение пошлин на белорусское топливо послужит развитию нефтепереработки в Украине. “Собственники НПЗ даже в лучшие годы не занимались модернизацией своих заводов. Сомневаюсь, что и теперь начнут. Пошлины помогут только получить им сверхприбыли”, – утверждает Тодийчук. (Forbes Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)