Украина и ЕС активно обсуждают идею создания международного консорциума по управлению украинской ГТС.
“Мы настроены сотрудничать с Германией в деле модернизации украинской газотранспортной системы”, – заявил 26 февраля после переговоров со своим немецким коллегой в Берлине министр иностранных дел Украины Леонид Кожара. А за день до этого в Брюсселе в рамках саммита ЕС – Украина министр энергетики Эдуард Ставицкий и еврокомиссар по энергетике немец Гюнтер Эттингер договорились о проведении круглого стола, чтобы обсудить возможность создания международного консорциума по управлению украинской ГТС.
Кроме того, Ставицкий объявил в Брюсселе о технической возможности и о намерении Украины закупать уже в ближайшем будущем весь газ в Западной Европе и доставлять его в страну через Польшу, Словакию и Венгрию реверсным путем.
Некоторые наблюдатели расценили такое заявление как “фантастически сенсационное”. На самом деле никакой сенсации тут нет. О наличии технических возможностей для реверсных поставок Эттингер говорил еще в сентябре прошлого года. Подписаны и контракты с немецким газовым трейдером RWE Supply & Trading на поставку 5 млрд. куб. м газа на Украину в 2013 г., а в ноябре 2012 г., по сообщениям печати, в рамках соглашения с RWE Украина уже получила через Польшу 56 млн. куб. м газа в реверсном режиме. До конца текущего квартала Украина планирует начать импорт газа по спотовым ценам из Европы через территорию Словакии и Венгрии.
Более сенсационной представляется реанимация идеи создания международного консорциума по модернизации и управлению украинской ГТС. Примечательно, что, рассуждая на эту тему в Брюсселе, министр энергетики Украины заявил о намерении привлечь к круглому столу представителей европейских и американских компаний, а также представителей стран Каспийского региона. “Газпром” он не упомянул, хотя именно российским газом заполнены трубы на территории Украины.
Возобновление интереса Евросоюза к идее международного консорциума для ГТС Украины источники DW в Брюсселе объясняют снижением шансов на реализацию проекта газопровода Nabucco, по которому предполагалось снабжать Европу нероссийским газом. А вот “Южный поток” российского газа в обход Украины вслед за уже действующим и намеченным к расширению “Северным” построен будет, как бы негативно к этому ни относились в Киеве.
Из геополитических же соображений ЕС не хочет, чтобы Украина полностью утратила роль важного транзитного государства. Казалось бы, абсурд, учитывая уже имевшие место транзитные перебои с поставками газа из России в страны Западной Европы, но именно так в Брюсселе понимают идею диверсификации: если топливо поступает через украинскую трубу, то это позволяет задействовать больше рычагов влияния на Россию, которая в такой ситуации вынуждена договариваться не только с конечным покупателем, но и с транзитером – Украиной. “Никакие ценности или экономические мотивы тут роли не играют, – говорят в Брюсселе. – Это чистая геополитика, метод привязать транзитную территорию Украины к ЕС, подсластить Киеву выбор в пользу ассоциации с ЕС, а не Таможенного союза”.
Заинтересован ЕС в сохранении и даже укреплении украинского транзита еще и потому, что он лишает Россию гипотетической возможности перекрыть газовый кран украинской экономике, полностью зависимой от российских энергоносителей.
Украина – это не Беларусь и не Молдова, это страна с огромным промышленным потенциалом и 50 млн. потребителей, пояснил DW представитель немецких деловых кругов. Это перспективный, причем очень близкий к немецким экспортно-ориентированным предприятиям, рынок сбыта. Без российского же газа украинская экономика остановится, и никто не знает, как в таком случае можно будет стабилизировать эту страну.
Эти соображения и побудили реанимировать идею международного консорциума для ГТС Украины. Впервые ее пытался реализовать еще в 2002 г. тогдашний канцлер ФРГ Герхард Шредер. Один из участников тех закулисных переговоров рассказал корреспонденту DW, что Шредеру тогда удалось усадить за стол переговоров в Москве Путина и Кучму, что эти трое в принципе договорились о создании консорциума в составе фирм из ФРГ, России и Украины. “Но потом немцев выкинули из проекта: мол, без них сделаем, трубы-то наши, еще с советских времен остались, – вспоминает очевидец. – Но в итоге и Москва с Киевом не сумели договориться. К тому же на Украине был принят закон, объявивший ГТС национальным достоянием республики и запретивший продавать трубы”.
Теперь, указывают немецкие аналитики, с вводом в эксплуатацию “Северного потока” и предстоящим сооружением “Южного” ситуация изменилась, Украина рискует оказаться на газовой обочине. Поэтому в Киеве стали искать новые подходы к прежней идее консорциума, которую поддерживают и евросоюзные политики.
При этом некоторые немецкие энергетические концерны отнюдь не разделяют их скепсис в отношении России. “Такие фирмы, как Wintershall, BASF, E.on Ruhrgas и даже Energie Baden-Wurtemberg, получают газ напрямую от “Газпрома”. Они готовы изолировать Украину, им наплевать, что там происходит, – заявил в интервью DW на условиях анонимности источник в немецких окологазовых кругах. – Они хотят покупать газ у России напрямую – через “Северный” и будущий “Южный потоки”.
Иное дело – фирма RWE, единственная из крупных немецких компаний, которая не работает с “Газпромом”. Она покупает газ в Норвегии и у других поставщиков, и если Украина к ней обращается с просьбой продать топливо в реверсном режиме, то она готова идти на это.
RWE- это та компания, напомнил собеседник DW, которая в свое время выдвинула бывшего министра иностранных дел ФРГ Йошку Фишера в главные лоббисты Nabucco. Она надеялась, что этот проект будет реализован в обход и без участия России. (Deutsche Welle/Энергетика Украины, СНГ, мира)