Перекрестное субсидирование в электроэнергетике – одна из наиболее известных проблем отрасли, борьба с которой началась раньше, чем началась реформа электроэнергетики. Появившись как элемент социальной защиты населения в условиях тяжелых экономических реформ, “перекрестка” пережила кардинальное изменение отношений между субъектами электроэнергетики и потребителями и превратилась в один из мощнейших тормозов для развития отрасли и всей экономики России.

Энергетический центр бизнес-школы “Сколково” провел собственное исследование объемов и видов перекрестного субсидирования, которые применялись в 2011 г. Результаты исследования оказались неожиданными. Во-первых, общий размер переплаты субсидирующих групп потребителей – а это главным образом крупные потребители, присоединенные на высоком напряжении, – оказался более чем в полтора раза выше, чем оценка ФСТ России: почти 324 млрд. руб. На регулируемые договоры на ОРЭМ в этой сумме приходится 60 млрд. руб., а остальное – это различного рода искажения сетевых тарифов. Потребители “последней мили” переплачивают 58,6 млрд. руб., крупные потребители, присоединенные к распределительным сетям, – 205,3 млрд. руб. Львиная доля перекрестного субсидирования – это перераспределение выручки сетевых компаний в составе ставки на содержание сетей, на него приходится 172,2 млрд. руб.

324 млрд. руб. переплаты со стороны крупных потребителей – это впечатляющая сумма. Кроме того, эта сумма выражается в завышении средней конечной цены на электроэнергию для промышленных потребителей на 36%, и это уже нельзя назвать “небольшой добавкой” со стороны промышленности.

Население является крупнейшим бенефициаром перекрестного субсидирования, однако на него приходится немногим более 63% от всего объема переплаты крупных потребителей. Массовые искажения сетевых тарифов приводят к тому, что кроме населения недоплачивают за электроэнергию прочие потребители на низком напряжении, а также потребители, присоединенные на втором среднем напряжении. Наконец, значительная часть переплаты крупных потребителей – более 70 млрд. руб. – не может быть адресована конкретной группе потребителей, а служит общему увеличению тарифной выручки сетевых компаний.

Неэффективно расходуется и та часть перекрестного субсидирования, которая приходится на население. По мере роста благосостояния семьи растет и потребление ею электроэнергии. Растет и объем субсидирования, которое достается домохозяйству. В результате на наиболее богатые семьи приходится в два с лишним раза больше перекрестного субсидирования, чем на наименее обеспеченные.

Эти выводы не вполне соответствуют представлению о взвешенной государственной политике в области ценообразования на электроэнергию.

Введение социальной нормы потребления электроэнергии может быть хорошим способом для того, чтобы взять под контроль его объем. Но этот шаг не означает автоматического решения проблемы.

Наибольшая часть перекрестного субсидирования заложена в тарифы на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям. Эти тарифы рассчитываются региональными органами регулирования в соответствии с методическими указаниями ФСТ России. Однако масштаб искажений тарифов таков, что приходится говорить о тотальном несоблюдении правил расчета.

Ситуация осложняется еще и тем, что тарифы распределительных сетей устанавливаются едиными для всего региона (платежи потребителей за передачу электроэнергии собираются в единый котел, поэтому тарифы называются котловыми), распространяясь на все сетевые компании, действующие на его территории, – как компании, входящие в Холдинг МРСК, так и независимые территориальные сетевые организации (ТСО). Во многих регионах в котловой тариф включено несколько десятков сетевых компаний, в некоторых – больше сотни.

Сетевые компании обязаны раскрывать большой объем информации, связанной с их деятельностью. Однако параметры, заложенные при расчете тарифов, не публикуются. В результате заинтересованные лица не имеют возможности понять, насколько правильно был произведен расчет. А без этого у них нет и возможности обращаться в суд с требованием пересмотреть тарифы.

Таким образом, решение проблемы перекрестного субсидирования неразрывно связано с прозрачностью котловых тарифов. Необходимо признать наличие перекрестного субсидирования, легализовать его и определить четкие правила, в какие составляющие цены электроэнергии оно включается. Кроме того, должны публиковаться параметры расчета котловых тарифов, а региональные органы регулирования должны нести ответственность за правильность расчета и установления котловых тарифов. (РБК daily/Энергетика Украины, СНГ, мира)