На прошедшем в Киеве Украинском энергетическом форуме сразу несколько крупных газодобытчиков заявили о планируемых масштабных инвестициях в украинские проекты. Польская компания Kulczyk Oil Ventures, по словам ее управляющего директора Якуба Корчака, в нынешнем году намерена вложить $55 млн. в развитие украинского бизнеса – компании “Куб Газ”. Новый партнер Виктора Пинчука по нефтегазовому бизнесу (“ГеоАльянс”) – нидерландская Arawak Energy сообщила о планах потратить $100 млн. на бурение новых скважин в 2013 г.

Exxon Mobil, которая в августе 2012 г. стала победителем тендера по разработке Скифской площади на шельфе Черного моря, в ближайшее время надеется подписать СРП (соглашение о разделе продукции) с правительством Украины. Vanco Prykerchenska, в прошлом году подписавшая мировое соглашение с украинским правительством, намерена потратить на разработку Прикерченского участка шельфа более $300 млн. в течение 3 лет.

На рынок выходят новые игроки – в первой декаде марта СКМ Рината Ахметова объявила о покупке 25% акций “Нефтегаздобычи” – крупнейшей на сегодня частной газодобывающей компании. В чем причина повышенного интереса к отрасли?

Высокая цена на газ

Внимание инвесторов газовая отрасль привлекла в начале 2009 г. – после подписания НАК “Нафтогаз Украины” и “Газпром” соглашений, результатом которых стал двукратный рост цен на российский газ для Украины. В прошлом году средняя цена газа на границе с Россией составила $432/тыс. куб. м. “На внутреннем рынке цена реализации газа частными компаниями для промпотребителей совпадает со стоимостью российского газа – сейчас это около $430/тыс. куб. м (без НДС)”, – говорит аналитик ИК Concorde Сapital Роман Дмитренко. Даже с учетом высоких рентных платежей – с начала года ставка составляет около 25% от цены реализации – нефтегазовый бизнес остается высокомаржинальным. “В среднем рентабельность по EBITDA в отрасли составляет около 50%”, – поясняет Роман Дмитренко.

Ресурсная база и инфраструктура

В прошлом году Украина, по данным Министерства энергетики, потребила 54 млрд. куб. м газа. Из этого объема внутренняя добыча составила чуть больше 20 млрд. “Украина – один самых больших рынков по потреблению газа в Европе, – рассуждает директор по развитию бизнеса компании “Буровая техника” Андрей Закревский. – А внутренняя добыча газа в последние несколько лет практически не росла”.

British Petroleum оценивает подтвержденные запасы газа в Украине в 900 млрд. куб. м. “Подтвержденных запасов природного газа достаточно для успешной работы добывающих компаний. Необходимо вкладывать в разработку новых месторождений”, – подчеркивает управляющий партнер консалтинговой компании Imepower Юрий Кубрушко. Значительно облегчает работу инвесторов в Украине и наличие необходимой инфраструктуры. “Существующая разветвленная система газопроводов, доставшаяся в наследство от Советского Союза – одна из лучших в Европе, – отмечает президент Ассоциации газовых трейдеров Украины Роман Сторожев. – Проблем с транспортировкой газа практически нет: транспортный бизнес не требует больших вложений”.

Неконсолидированный рынок

До повышения цен на газ в 2009 г. в частной нефтегазодобыче в Украине работало около 50 мелких компаний, из которых регулярную добычу газа вели не более 30. Самый крупный игрок – “Нефтегаздобыча” Нестора Шуфрича и Николая Рудьковского – на пике производства в 2010 г. обеспечивал только 30% объемов добычи частных компаний или 3% общей добычи газа в стране. “В секторе никогда не было крупного игрока или искусственно навязанного монополиста, – говорит Юрий Кубрушко. – Инвесторов это привлекает”. Рынок все еще далек от консолидации: по итогам прошлого года добыча частными инвесторами перевалила отметку в 2 млрд. куб. м – около 10% совокупного производства газа в Украине.

Либерализация рынка

В июле 2010 г. был принят закон “Об основах функционирования рынка природного газа” – одно из условий вступления Украины в Европейское энергетическое сообщество. Главным нововведением закона стало предоставление потребителям газа права самостоятельно выбирать поставщика. Промышленные предприятия получили это право 1 марта 2012 г. Результатом нововведения стало повышение конкуренции между трейдерами и более привлекательные условия работы для производителей. “Начавшаяся либерализация газового рынка также подстегивает инвесторов”, – считает Сторожев.

Позитивные сигналы от государства

“Никогда еще не слышал такого количества позитивных отзывов от инвесторов о работе в энергетическом секторе, как сейчас”, – признается Юрий Кубрушко. До недавнего времени главными факторами, сдерживавшими инвестиции в отрасль, были коррупция и изменчивость правил игры. Что изменилось за последние годы? “Государство продемонстрировало, что нуждается в диалоге с инвестором, – объясняет Кубрушко. – Проведение тендеров на разработку Олесской и Юзовской площадей с залежами сланцевого газа, подписание мирового соглашение с Vanco – хорошее тому свидетельство”. “Государство нуждается в альтернативном поставкам “Газпрома” ресурсе, – добавляет Сторожев. – В ситуации, когда государственные компании не могут увеличить добычу из-за недостаточного финансирования, надежда возлагается на частников”.

Надолго ли продлится инвестиционный бум в нефтегазе? “Перспективы отрасли во многом зависят от событий ближайшего года и прогресса в развитии проектов по добыче сланцевого газа, – резюмирует Кубрушко. – Если чиновники ничего не испортят, сектор будет активно развиваться минимум пять лет”. (Forbes Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)