В январе на казахстанский рынок из России по сниженным ценам поступило более 300 тыс. т нефтепродуктов низкого экологического класса “Евро-2”, сообщил директор департамента развития нефтяной промышленности министерства нефти и газа РК (МНГ) Куандык Кулмурзин.
“За январь поступило порядка 300 тыс. т нефтепродуктов из России по бросовым ценам”, – сказал К. Кулмурзин в интервью сайту primeminister.kz.
“Ни для кого не секрет, что с 1 января 2013 г. на территории Российской Федерации вступил запрет на оборот бензина марок АИ-80, АИ-92 низкого экологического класса “Евро-2″. Теперь объемы данного топлива из-за запрета в России переправляются в сопредельные государства, в частности, в Казахстан, через нас – в Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан”, – пояснил представитель МНГ.
Таким образом российские переработчики нефти избавляются от невостребованных объемов низкокачественного топлива стандарта “Евро-2” путем установления демпинговых цен, отметил он.
“Это вполне понятный маркетологический ход со стороны российских нефтеперерабатывающих заводов, которые, в свою очередь, решают проблему затоваривания своих складов”, – считает он.
Вместе с тем, по словам главы департамента ведомства, ввоз удешевленного российского топлива на рынок Казахстана порождает другую проблему – невостребованность продукции отечественных НПЗ, что, в свою очередь, ведет к накоплению запасов у нефтепереработчиков и снижению производства всех видов нефтепродуктов. И, как следствие, уменьшение доли отечественного топлива на внутреннем рынке может привести к росту объемов импорта российского ГСМ, пояснил ситуацию К. Кулмурзин.
По данным МНГ, в настоящее время Казахстан импортирует 40% высокооктановых нефтепродуктов с российских НПЗ. В 2012 г. общий объем поставок российского топлива на рынок РК составил 1,3 млн. т.
В России с 1 января 2013 г. вступил в силу утвержденный правительством РФ техрегламент о запрете оборота бензина и дизельного топлива низкого экологического класса “Евро-2”. При этом, по оценкам Минэнерго РФ, на внутреннем рынке страны высвобождается порядка 1 млн. т низкооктанового автобензина. (Forbes.kz/Энергетика Украины, СНГ, мира)