Ориентация на импортозамещение, взятая на вооружение украинским правительством, ныне целиком и полностью совпадает с интересами доморощенных олигархов. В частности и тех, кто ориентирован на извлечение максимальных и пролонгированных во времени прибылей за счет потребителей нефтепродуктов. Никто не спорит, что свое, родное – всегда лучше. По крайней мере, в части улучшения макроэкономических показателей. Однако у потребителя все же должен оставаться гарантированный законный выбор должного по цене и качеству продукта. Судя по всему, последнее сегодня меньше всего интересует высокопоставленных государственных чиновников…
В последний рабочий день марта состоялось давно анонсированное событие, способное вскоре кардинально изменить расстановку сил на отечественном топливном рынке – на Одесском НПЗ торжественно, но все же пока формально были начаты пусконаладочные работы для возобновления производства продукции. Главными действующими лицами “эпохального действа” стали руководитель ВЕТЭК С. Курченко и профильный министр Э. Ставицкий. При этом последний, дабы далеко не ходить, сразу же заявил, что “правительство сейчас работает над программой протекционизма”. По словам главы Минэнергоуглепрома, под столь громким и пугающим понятием подразумевается не что иное, как предоставление разнообразных льгот собственникам заводов для улучшения нефтепереработки в нашем государстве. “Через неделю-две министерство даст свои предложения правительству, что прибавит нефтеперерабатывающей отрасли стабильности… В ближайшее время вы увидите эти постановления правительства, а затем и на законодательном уровне”, – заявил Э. Ставицкий.
Как считает заместитель директора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев, сегодня существует большая вероятность того, что именно введение пошлин на импорт топлива будет активно продвигаться целым рядом министерств, в том числе и профильным. По мнению эксперта, в настоящий момент две мощные финансово-промышленные группы, а именно “Приват” и ВЕТЭК заинтересованы в том, чтобы в Украину как можно меньше заходило импортных нефтепродуктов, а цены на внутреннем рынке были как можно выше. При этом Г. Рябцев отмечает, что благодаря сильному лобби обеих групп в украинском правительстве, даже несмотря на отсутствие должных юридических обоснований, документ может быть принят. Формально необходимо 45 дней на проведение соответствующего расследования, и поэтому оно вполне может быть закончено уже до конца мая, если импортеры вновь не попытаются затянуть его судами, говорят участники рынка.
Тут показательны и выводы главы отраслевой ассоциации Леонида Косянчука относительно конкурентных условий, в которых приходится работать нашим заводам. “На самом деле вопрос вовсе не в дотациях белорусских НПЗ, а в слабой ликвидности немодернизированных предприятий Украины. Белорусские заводы из ты нефти получают 920 кг светлых нефтепродуктов, а наши – 670. Но если их продавать по завышенной цене, то можно получить такую же прибыль… Вот и получается, что с согласия президента Украины снова собираются решить проблемы олигархов за счет украинского народа, а для того, чтобы как-то это обосновать, рассказывают о защите отечественного товаропроизводителя” – говорит Л. Косянчук.
Симптоматично и то, что за день до “одесских событий” произошло кардиальное изменение точки зрения на происходящее на рынке нефтепродуктов у руководства Антимонопольного ведомства. В частности, не далее как в феврале первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины Рафаэль Кузьмин заявлял, что комитет категорически против каких-либо ограничений в отношении импорта топлива, поскольку это угрожает ростом цен и возможным дефицитом. А сейчас уже глава ведомства Василий Цушко призвал правительство ускорить введение пошлин. “Необходимо год-два, пока украинские НПЗ проведут реконструкцию и начнут производить бензин стандарта Евро-3 или Евро-4. Через какие механизмы способствовать этому, нужно думать правительству. Это могут быть и пошлины, и дотационные механизмы”, – заявил высокопоставленный чиновник. При этом, по словам В. Цушко, введение пошлин на импорт нефтепродуктов не должно сильно повлиять на цены на заправках. И, поскольку вопрос о пошлинах ныне обсуждается не очень активно, нужно, по мнению главы антимонопольного ведомства, ускорить процесс, ведь “уровень импорта нефтепродуктов – это вопрос государственной безопасности”… (Oilreview.kiev.ua/Энергетика Украины, СНГ, мира)