Возможное ограничение доступа бензина и дизтоплива белорусского производства на рынок Украины способно вызвать значительный рост цен на автомобильное топливо на рынке страны. Такое мнение высказал 8 апреля в Минске директор украинской консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн на пленарном заседании VI международной конференции “Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов республики Беларусь”, организованной компанией Confidence Capital при поддержке концерна “Белнефтехим”.
По прогнозам эксперта, в ближайшие дни стоит ожидать начала украинской стороной специального расследования в отношении белорусских поставщиков топлива, в результате которого возможно введение заградительной пошлины в размере около $180/т нефтепродуктов.
“На днях ждем расследования, вероятность его очень большая. А потом – в законе прописано, что предварительно можно ввести пошлину, не дожидаясь окончания расследования. Действия могут быть предприняты по принципу “ввели, а там посмотрим”. Это может быть на год или даже два. Потом могут сказать: “Извините, ошиблись”, но этого уже будет достаточно, чтобы закрыть доступ Беларуси”, – сказал Сергей Куюн.
По его словам, для Украины это означает рост цен на внутреннем рынке, безусловно, меняется структура поставок. Если сегодня Беларусь поставляет Евро-5, произойдет замещение топливом пониженной классности – Евро-3 и Евро-4. “Конкуренты белорусов также поднимут цены существенно, поэтому сценарий апокалиптический”, – добавил эксперт.
По информации Сергея Куюна, инициаторами жалобы являются украинские нефтепереработчики. Они считают, что белорусские производители нефтепродуктов получают государственную субсидию в размере $180/т.
В настоящее время каждый второй литр дизтоплива и каждый третий литр бензина на рынке Украины белорусского происхождения. Это топливо очень высокого качества, потому что производится на модернизированных заводах. Сравнивая количество средств, направленных на модернизацию НПЗ за последние 11 лет, эксперт отметил, что в Украине этот показатель в несколько десятков раз ниже, чем в Беларуси.
Сергей Куюн считает, что украинский рынок является стратегическим для белорусских экспортеров нефтепродуктов и даже его частичная потеря будет для них чувствительной.
В свою очередь представитель Белорусской нефтяной компании (БНК) Дмитрий Юдин, комментируя мнение украинского эксперта, сообщил журналистам, что сегодня БНК делает стратегическую ставку на увеличение поставок автомобильного топлива и особенно бензина на рынок Российской Федерации, и возможности этого рынка огромны. За первые месяцы года в Россию поставлено около 300 тыс.т светлых нефтепродуктов. Дмитрий Юдин отметил, что, учитывая позднюю весну и отсрочку традиционного весеннего спроса, это много. (БЕЛТА/Энергетика Украины, СНГ, мира)