Проект строительства газопровода в обход Украины – South Stream – вновь столкнулся с проблемами в Болгарии. Временное правительство страны собирается пересмотреть инвестрешение по болгарскому участку трубы, настаивая, что прежние власти согласились на участие в проекте на невыгодных условиях. С похожими проблемами столкнулся и еще один российский газопровод – “Ямал-Европа-2” – в Польше, напоминают эксперты.
10 апреля премьер Болгарии Марин Райков заявил, что “необходимо провести еще один глубокий анализ ситуации вокруг инвестиционного решения по проекту газопровода South Stream” и уделить внимание его “самым чувствительным местам”. Источник “Ъ”, близкий к правительству, говорит, что проблемы в “экономике проекта”. По его словам, болгарский участок слишком дорог ($3,3 млрд.), а в управляющей им компании South Stream Bulgaria AD государственной Bulgarian Energy Holding (BEH) принадлежит 50%. Предполагается, что проект будет полностью финансировать российская сторона, а BEH вернет ей деньги за счет вычета транзитных платежей из расчета $1,7/тыс. куб. м на 100 км (вдвое дешевле транзита через Украину), что займет более 25 лет, говорит собеседник “Ъ”. То есть в это время Болгария не будет получать прямых доходов от проекта.
Газопровод South Stream должен пройти из России в Европу по дну Черного моря. Его общая протяженность – более 2400 км, из которых 920 км – морской участок, управляемый консорциумом South Stream Transport AG (“Газпром” – 50%, Eni – 20%, Wintershall и EdF – по 15%), и 1500 км – сухопутный (через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению). Газопровод будет состоять из четырех ниток общей мощностью 63 млрд. куб. м. Цена – 16,6 млрд. евро. Первая нитка планируется к концу 2015 г., выход на полную мощность – в 2018 г. Болгарский участок сухопутной части South Stream, где магистраль должна выйти на сушу, является ключевым для проекта. На суше он самый протяженный и дорогой, его длина – 540 км, а цена составляет половину стоимости всей сухопутной части магистрали.
Источник “Ъ”, близкий к “Газпрому”, подтверждает принцип учета инвестиций BEH, но говорит, что транзитная такса еще не установлена. Аналогичный принцип будет применяться и в Сербии (ее участок стоит $1,7 млрд.). После встречи с российским премьером Дмитрием Медведевым об этом заявил его сербский коллега Ивица Дачич. Строительство сербского участка должно начаться в декабре вслед за началом стройки болгарского, которая запланирована на июнь. Этот срок может сорвать и еще один фактор – замглавы партии “Демократы за сильную Болгарию” Иван Иванов (является также замглавы парламентской комиссии по энергетике) сказал “Ъ”, что выведет людей на митинги, если стройка начнется в разгар туристического сезона.
Собеседник “Ъ” в “Газпроме” ситуацию в Болгарии называет “легкой неразберихой”, которой новые власти хотят воспользоваться для дополнительного торга с российской монополией. По его словам, в ближайшее время с болгарской стороной может состояться встреча на “рабочем уровне”.
Болгария стала последней из транзитных стран, с кем “Газпром” договорился о прокладке трубопровода в последний момент, чтобы уложиться в срок, который для этого отвел президент РФ Владимир Путин. Взамен Болгария получила скидку на газ в 22%, а также согласие “Газпрома” спонсировать софийский футбольный клуб “Левски”. Тогда Алексей Миллер заявил, что цена газа для Болгарии с 2013 г. “будет одной из самых низких” “благодаря стратегическому партнерству в газовой сфере”. Однако в феврале этого года из-за роста цен на электроэнергию в Болгарии начались массовые протесты и столкновения с полицией. Правительство Бойко Борисова подало в отставку. “Техническим” премьером президент страны Росен Плевнелиев назначил Марина Райкова, бывшего посла в Париже и замминистра иностранных дел, который считается прозападным политиком. Формально он будет возглавлять правительство до середины мая, когда в стране пройдут очередные парламентские выборы и появится новое правительство. Руководство ФК “Левски” сообщило, что “Газпром” до этого момента приостановил с ним переговоры о спонсорстве.
“Каждое новое болгарское правительство обостряет совместные проекты с Россией в энергетике. Сейчас как минимум понятно, что в намеченные сроки строительство не начнется”, – говорит старший аналитик энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Мария Белова. Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis согласен, что “временное правительство хочет получить дополнительные льготы и заодно заработать очки к предстоящим выборам”. Но это не главная проблема для South Stream, говорит Мария Белова, главной остается Третий энергопакет ЕС, чьим активным сторонником является Марин Райков. О том, что Болгария намерена следовать нормам, сказал и Иванов. “Газпром” рассчитывает, что каждая из стран-транзитеров признает South Stream национальным проектом, чтобы добиваться для него статуса трансграничной сети и вывести из-под норм ЕС, избежав необходимости предоставлять половину мощности труб третьим поставщикам. Но пока проект признала национальным только Сербия.
Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что задержка со строительством South Stream привела к тому, что Россия попыталась договориться с Польшей о строительстве еще одного газопровода в обход Украины – “Ямал-Европа-2”. Но и этот проект столкнулся с трудностями после того, как меморандум о строительстве газопровода раскритиковали представители местной оппозиции. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)