В марте Южная Корея возобновила импорт сжиженного природного газа (СПГ) из Ирана. Об этом свидетельствуют данные, представленные 15 апреля таможней страны.
Поставки иранского СПГ Сеулу были заморожены на 8 месяцев из-за санкций Евросоюза, которые сильно ограничили компании в страховании танкеров с иранскими углеводородами. Судя по предоставленным южнокорейской таможней данным, в минувшем месяце Сеул импортировал всего 101029 т СПГ, при этом 72750 т СПГ было импортировано из Ирана.
В свою очередь источники уточняют, что поставки углеводородов из Ирана в Сеул действительно возобновились, однако пока не ясно, может ли идти речь о спотовых контрактах.
Поставки иранского сырья в Сеул были приостановлены в июле 2012 г. из-за международных санкций, наложенных на Иран в связи с провокационной ядерной программой страны. Тогда в Евросоюзе (ЕС) вступило в силу эмбарго на импорт иранской нефти, подразумевающее, в частности, запрет на страхование танкеров с иранской нефтью. После этого ряд стран остался без иранских поставок, поскольку отсутствие страховки отпугнуло возможных покупателей.
До того как поставки были заморожены, Южная Корея закупала у Тегерана порядка 372,2 тыс. т СПГ в год. Общий объем импорта СПГ в год составлял порядка 465 тыс. т.
Вскоре появилась неофициальная информация о том, что Южная Корея возобновит импорт иранской нефти с сентября 2012 г. При этом в Министерстве экономики Южной Кореи сообщили, что южнокорейские нефтеперерабатывающие заводы планируют закупать до 200 тыс. барр. иранской нефти ежедневно. По данным источников, решение возобновить закупки было принято, после того как Иран пообещал Южной Корее поставлять нефть на своих танкерах и самостоятельно предоставлять судам страховое покрытие до $1 млрд. Таким образом, вслед за китайским и индийскими покупателями иранской нефти южнокорейские нефтеперерабатывающие компании возложили всю ответственность на исполнение гарантий по поставкам нефти на Тегеран.
Ранее ЕС и США ввели ряд односторонних санкций против Ирана. Со стороны Евросоюза действует нефтяное эмбарго против Ирана, в соответствии с которым импорт, приобретение и транспортировка иранской нефти и нефтепродуктов на территорию стран-участниц ЕС, а также связанные с этим финансовые и страховые операции, полностью запрещены. Со стороны США, Великобритании и Канады действуют односторонние санкции против Центрального банка и финансового сектора Ирана, а также энергетического сектора страны.
Кроме того, в настоящее время в отношении Ирана действуют несколько санкционных резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, запрещающих, в частности, экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, а также иностранные инвестиции в нефтегазовую промышленность Ирана и т. п.
Южная Корея является пятым по величине в мире импортером сырой нефти и вторым по величине в мире импортером СПГ, пишет РБК.
Иран – второй крупнейший производитель нефти среди стран ОПЕК после Саудовской Аравии. В 2010 г. Иран находился на третьем месте в мире по объемам экспорта нефти после Саудовской Аравии и России. На долю стран Евросоюза в настоящее время приходится около 3% иранского экспорта сырой нефти. Крупнейшим же потребителем иранского “черного золота” является Китай, закупающий 20% добываемой в республике нефти. По информации ОПЕК, общая стоимость годового экспорта иранской нефти составляет $71,6 млрд. (Angi.ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)