Украина получит больше $3 млрд. выгоды, но не сможет распоряжаться трубой сама.
В ближайшие дни Украина может сделать один из решающих шагов к созданию консорциума по эксплуатации газотранспортной системы: в Верховную Раду уже подан законопроект, разрешающий сдавать ГТС в аренду, и до конца мая он будет принят. Следующим шагом станет консорциум: все прекрасно понимают, что строительство “Южного потока” уже не пустая угроза, а реальный фактор, способный сделать украинскую ГТС убыточной, – а потому необходимы шаги, способные предотвратить ее превращение в исторический памятник.
Нет альтернативы и тому, что консорциум будет двусторонним – украинско-российским. Европа, правда, в последние месяцы продемонстрировала активность на газовом направлении: по словам министра топлива и энергетики Эдуарда Ставицкого, в сентябре нам предоставят $308 млн. кредита на модернизацию ГТС. Но кредит – это не решение проблемы (его надо отдавать), да и суммы явно не хватит (на нее нужны $3 млрд.). Потому уже сейчас понятно, что роль Евросоюза в этом вопросе будет лишь консультационной и лоббистской: ЕС может помочь Украине договориться на более выгодных условиях (по сути, они дали нам временный козырь), но договариваться все равно придется с Москвой (тем более, что Москва третьего не хочет).
Несогласованностей в договоре осталось не так уж и много: по словам источника в окружении президента, не решены два пункта: вопрос о доступе в трубу других компаний и окончательная цена газа для Украины после создания консорциума. Доступ “чужаков” в трубу – это условие Европейской энергетической хартии (добиться которого ЕС нам и помогает), однако оно нужно и нашим компаниям, которые могут закупать газ у третьей стороны (к примеру, в Туркменистане) и хотят иметь возможность получить его по нашей ГТС. Что касается цены, вопрос лишь в том, как согласовать новый газовый контракт со скидкой, полученной по Харьковским соглашениям. Ни одно из противоречий не является неразрешимым, а потому создание консорциума уже не за горами. И необходимо разобраться в его плюсах и минусах.
ПЛЮСЫ КОНСОРЦИУМА
1. ЖКХ не подорожает
Создание консорциума позволит избавиться от кабального газового договора 2009 г., который ежегодно высасывает из украинских карманов в российские $5 млрд. Немалая их часть уходит и из госбюджета – через дотации на уплату услуг ЖКХ. Окончательная цена пока не ясна, однако известно, что она будет не более $265/тыс. кубов, и это позволит не повышать ныне существующие цены на газ, горячую воду и отопление для населения. Кроме того, по мере уменьшения дотаций (из-за роста зарплат) в бюджете будут высвобождаться средства для других нужд.
2. Решение вопроса с МВФ
Снижение цены на газ сделает безубыточной его продажу населению и предприятиям ЖКХ, а это одно из основных условий, выдвигаемых Международным валютным фондом для получения новых траншей кредита. Если кредитная линия МВФ возобновится, Украина сможет безболезненно расплатиться с долгами перед тем же фондом, взятыми в 2008-2009 гг.
3. Новые рабочие места
Уменьшенная стоимость газа сделает более рентабельными производства, в которых используется газ, – а это большинство нашей промышленности, от выпечки хлеба до металлургии. Это позволит снизить цену и продавать больше, а значит – будут создаваться новые рабочие места. В свою очередь, увеличатся поступления в бюджет – как в виде налога на прибыль, так и в виде налога на зарплаты.
4.Сохранение и модернизация трубы
Ожидается, что одним из условий создания консорциума будет обязательство “Газпрома” о ежегодной прокачке через нашу трубу не менее 60 млрд. кубов газа в год. 60 млрд. – это нижняя планка безубыточности украинской ГТС. Кроме того, планируется, что консорциум привлечет средства для модернизации ГТС, что продлить срок ее жизни и увеличит возможности прокачки.
5. Конец газовых войн
Создание консорциума сделает невозможной ситуацию, когда Россия или Украина в одностороннем порядке закрывают задвижку на трубе. Этим будут довольны как Европа, так и Украина, для которых исчезнет угроза холода в квартирах.
МИНУСЫ КОНСОРЦИУМА
1. Совместное управление
Существует риск, что менеджмент консорциума будет находиться под влиянием “Газпрома” и откажется выполнять условие свободного доступа в трубу для всех участников рынка. Это угроза как для отдельных украинских компаний, так и для, к примеру, Shell, которая лет через пять начнет добывать сланцевый газ и захочет войти в трубу. Однако закон будет на стороне этих компаний, и они все-таки смогут своего добиться. К тому же мощности трубы сейчас используются только наполовину, и в случае, если не будет замешана политика, консорциум вряд ли захочет терять дополнительные заработки.
2. Транзитные деньги
В случае создания консорциум деньги от транзита (до $3 млрд.) будут делиться пополам, то есть Украина потеряет до $1,5 млрд. Но выигрыш страны от снижения цены газа (до $5 млрд.) куда существеннее.
3. Все равно “южный поток”
Существует риск, что, даже несмотря на консорциум, “Газпром” построит “Южный поток”, и транзит через нашу трубу со временем упадет ниже планки в 60 млрд. Украина в этой ситуации сделать ничего не может – кроме того, что без консорциума “Южный поток” будет построен еще быстрее.
4. Все равно металлолом
Оппозиция высказывает опасение, что, оказавшись пайщиком в аренде, “Газпром” откажется финансировать модернизацию трубы, за 15-20 лет существования консорциума она превратится в металлолом, став непригодной для эксплуатации, а “Газпром” тем временем уйдет в “Южный поток”, оставив Украину ни с чем. Безусловно, здесь все будет зависеть от того, насколько жестко консорциуму пропишут обязанность провести модернизацию.
5. “Газпром” не уйдет
Второе опасение, высказываемое оппозицией: консорциум окажется вечным, так как “Газпром” зайдя, уже из него не выйдет. Опасение это является скорее политическим, вызванным русофобией у части оппозиционеров. Однако с экономической точки зрения вечный консорциум – это совсем неплохо, если он выгоден для страны. (Сегодня/Энергетика Украины, СНГ, мира)