Один из ведущих мировых экспертов газовой отрасли, основатель компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин рассказал “ЭИ” об искушениях, которые провоцируют нынешнее руководство “Газпрома” игнорировать рыночную ситуацию, и почему холдинг может прекратить свое существование в нынешнем виде.
– Глава Минэнергоугля Украины Эдуард Ставицкий заявил, что до конца мая будет разрешен газовый спор с Россией. Насколько реальны эти ожидания? Какие есть предпосылки для того, чтобы “Нафтогаз” в ближайшее время урегулировал с “Газпромом” вопросы о цене на газ и снижении его закупок?
– Киев уже три года пребывает в состоянии ожидания. Наверно, тлеющий конфликт устраивает обе стороны. Украина практически безболезненно сокращает закупки дорогого российского газа, а руководство “Газпрома” имеет аргумент для обоснования строительства “Южного потока”.
– Ранее в “Газпроме” озвучивали сомнения в правомерности реверсных поставок газа из ЕС на украинский рынок. Обоснованы ли они? Может ли Украина избежать подобных обвинений?
– Газ пересекает границу Евросоюза и меняет собственника. Запрет на реэкспорт газа в ЕС отменен уже 10 лет назад, поэтому новый владелец вправе продавать свой газ в любую страну, включая Украину. Движение газа через границу фиксируется независимыми европейскими операторами. У “Газпрома” нет никаких оснований для исков.
– В Украине время от времени всплывает информация о том, что несмотря на официальный запрет реэкспорта российского газа, некоторые компании его все-таки осуществляют благодаря наличию “особых договоренностей” с Кремлем…
– Последний известный мне случай – это реэкспорт 11,3 млрд. куб. м компанией “РосУкрЭнерго” через структуры “Газпрома”.
– Как Вы оцениваете перспективы реализации проекта “Южный поток”, учитывая нынешнюю ситуацию на европейском газовом рынке?
– В результате реализации проекта “Южный поток” подрядчики и посредники “Газпрома” получат около 20 млрд. евро чистого дохода. Искушение слишком велико, и проект будет реализован, вне зависимости от рыночной ситуации. Что, собственно, “Газпром” и утверждал официально.
– Сможет ли “Газпром” обеспечить поддержку польской стороны для строительства газопровода “Ямал – Европа-2”, который задуман как альтернативный маршрут для поставок российского газа в страны ЕС?
– В отличие от “Южного потока”, проект “Ямал-Европа-2” не требует капитальных вложений на территории России. Поэтому российская сторона не будет настаивать на его реализации.
– Какая роль “Газпрома” в настоящее время на европейском газовом рынке?
– “Газпром” был, есть и будет крупнейшим игроком на европейском газовом рынке. Правда, его доля будет меньше, чем в прогнозах российского руководства.
– Какие перспективы “Газпрома” удержать лидирующие позиции на мировом газовом рынке?
– При нынешнем руководстве у “Газпрома” нет шансов даже на то, чтобы сохраниться единой компанией. О лидирующих позициях не может быть и речи. Доля “Газпрома” в мировой добыче и торговле постоянно снижается, и действия правления компании лишь ускоряют этот тренд.
– Какой Вы видите оптимальную взаимовыгодную схему сотрудничества “Газпрома” и “Нафтогаза”?
– Вопросы выгоды не входят в число приоритетов руководства “Газпрома”. Компания, например, изменила схему поставок газа в Чехию, заменив украинский транзит на маршрут через “Северный поток” и OPAL. В результате затраты на транспортировку газа выросли, как минимум, вдвое. Так что взаимовыгодное сотрудничество с нынешним руководством “Газпрома” едва ли возможно.
– “Нафтогаз” продолжает наращивать убытки. Какие у компании есть ресурсы и возможности для улучшения своего финансового состояния? Целесообразна ли реорганизация ее холдинговой структуры и приватизация активов? В частности, газотранспортной системы? Есть ли смысл в сохранении госсобственности газотранспортной системы и подземных хранилищ газа?
Украинской компании необходимо приготовиться к существованию без транзита российского газа. Продажа или передача украинской ГТС “Газпрому” может привести к снижению цен на очень короткое время (наверно, достаточное для проведения выборной кампании) с неизбежным последующим возвращением к самым высоким в Европе ценам.
ПХГ является очень ценным активом. На каждый миллиард кубометров “активного” газа ПХГ необходимо купить и закачать примерно миллиард куб. м “буферного” газа, который останется под землей навсегда. Преимущество украинских хранилищ в том, что в них уже есть огромные объемы этого “буферного” газа, тогда как для создания новых мощностей в Европе эти объемы пришлось бы покупать по рыночным ценам.
Михаил Корчемкин – специалист в области технико-экономического и финансового анализа проектов по добыче и транспорту газа. В советское время принимал участие в разработке технико-экономического обоснования ряда крупных трубопроводных проектов Мингазпрома СССР (преемником ведомства стало ОАО “Газпром”). В 1990-1995 гг. работал в Пенсильванском университете, США. Также работал в Гарвардском университете, США, и Эразмском университете в Роттердаме, Нидерланды. С 1995 г. – гендиректор компании East European Gas Analysis, которая консультирует правительства разных стран, нефтегазовые корпорации и банки по вопросам строительства газопроводов, затрат на добычу и транспорт газа, развития газового бизнеса в России (в частности: ABN-AMRO Bank, Amoco, BP, British Gas, Conoco, Ernst & Young, ExxonMobil, Gas Strategies, Gasunie, Neste Oy, Osaka Gas, Ruhrgas, Shell, Statoil, Swedegas, Total, Vattenfall, Всемирный банк). (Экономические известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)