На что рассчитывали “податели” от имени Кабмина законопроекта №2937 от 26 апреля 2013 г. “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”, доподлинно неизвестно. Возможно, на то, что впереди были “длинные выходные” и все забудут о законопроекте, зарегистрированном “под занавес”.

Не забыли. Тем более, что внятную и грамотную оценку законопроекта изначально представило научно-экспертное управление парламента.

Zn.ua и некоторые другие СМИ также при поддержке экспертов дали комплексную и точную оценку (в том числе, юридическую) законопроекту о приватизации/аренде украинской газотранспортной системы (ГТС).

Хотя формально в законопроекте об этом почти не говорится. Ведь проект закона №2937 подан “с целью реформирования Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”. Это насущная необходимость, это пропуск в Евроэнергосообщество, это цивилизованный энергорынок. Кто с этим в принципе станет спорить? В принципе – вряд ли кто-либо. А по форме и содержанию (их соответствию) даже партийное большинство регионалов, правда, три недели спустя после регистрации законопроекта, усомнилось в его законокорректности. 21 мая голосовать его в Верховной Раде не рискнули. Слишком “многовекторным” вышел правительственный законопроект, и какой из заложенных в нем векторов окажется определяющим, вряд ли известно даже авторам документа. Так за что же тогда, собственно, предлагается голосовать депутатам?

Бросается в глаза то, что законопроект №2937 сформулирован таким образом, чтобы охватить все возможные варианты и дать Кабмину полномочия принять то решение и выбрать тот вариант, которые он посчитает нужными. Из этого может следовать, что:

– окончательное решение, как поступить с ГТС, еще не принято;

– возможно, это демонстрация намерений (“наживка”) для РФ и “Газпрома” с намеком на продолжение диалога;

– возможно также, это страховочный вариант на тот случай, если парламент окажется заблокирован (поэтому все возможные варианты решений нужно заранее замкнуть только на правительстве).

Юрист-международник Александр Малиновский так прокомментировал для ZN.UA законопроект №2937:

1. В статье 7 Закона Украины “О трубопроводном транспорте” четко зафиксировано, что реорганизация “Нафтогаза” и его дочерних компаний возможна только с целью выполнения Украиной обязательств перед Европейским Энергетическим сообществом. Этот тезис не затрагивается законопроектом №2937 и определяет евроинтеграционный вектор реформирования газового сектора Украины.

2. Украина приняла на себя международно-правовые обязательства по имплементации в национальное законодательство Второй и Третьей газовых директив ЕС. Поэтому любой дальнейший сценарий украинских газовых реформ должен осуществляться в европейском правовом поле. При этом и Конституция Украины, и международное право (Венская конвенция о праве международных договоров) не позволяют Украине принять на себя новые международно-правовые обязательства (например, путем заключения международного договора с российской стороной), которые бы шли в разрез с уже действующими соглашениями между Украиной и ЕС.

3. В настоящее время реализуются проекты, финансируемые ЕС и Всемирным банком, по разработке (в тесном сотрудничестве с украинским Минэнерго и “Нафтогазом”) документальной базы для выполнения Украиной обязательств перед Европейским Энергетическим сообществом.

4. Интеграция Украины в газовый рынок ЕС не исключает возможность сотрудничества с “Газпромом”, в том числе и в вопросах использования украинской ГТС. Существуют различные варианты украинско-российского сотрудничества в газовом секторе на основе европейских правовых принципов. Главное – чтобы у обеих сторон было желание и готовность к взаимовыгодному (не на словах, а на деле) сотрудничеству.

Из комментария эксперта следует, что евроинтеграционные рамки дальнейших реформ в газовом секторе Украины зафиксированы четко и прочно как в законодательстве Украины, так и в ее международно-правовых договорах. Законопроект №2937 выйти за эти рамки не может. Но тогда к чему вся эта законодательная суета? Или все это – дым в глаза? Подмена понятий? Например, стремление использовать тезис о выполнении обязательств перед Евроэнергосообществом с тем, чтобы передать активы ГТС и управление системой (а заодно и другие активы, например, в нефтяном секторе) под контроль нужных и “правильных” компаний.

Развеять эти и иные высказанные обоснованные сомнения можно очень просто – отложить в сторону абстрактный законопроект №2937 и рассмотреть те проекты нормативных актов о реформировании газового сектора Украины, которые в скором времени должны быть подготовлены экспертами ЕС и Всемирного банка вместе с представителями Минэнергоугольпрома Украины и “Нафтогаза”. А уж потом, синергировав наиболее приемлемые для Украины идеи и варианты, должным образом подготовить на самом деле национально ориентированный законопроект. (Зеркало недели/Энергетика Украины, СНГ, мира)