В России долгое время добыча нефти считалась делом не особо технологичным – поставил вышку и качай, она сама льется. Однако за десятки лет такого освоения природных ресурсов легкая нефть практически закончилась. Теперь, чтобы сохранить темпы добычи “черного золота” и, соответственно, наполнения российского бюджета, необходимо применять новые, инновационные методы добычи нефти. Как это делается у лидеров отрасли – в материале “ФедералПресс”.

Добыча нефти в 2012 г. выросла до 518 млн. т, впервые превысив результат 1990 г. Об этом говорится в материалах коллегии Министерства энергетики, которая прошла в конце мая в Москве. Наконец-то нефтяным компаниям удалось преодолеть негативную тенденцию, когда добыча нефти, достигшая в 2007 г. максимума за постперестроечные годы, с тех пор неуклонно сокращалась, а само извлечение становилось дороже. Однако чтобы сохранить себестоимость “черного золота” низкой, его добычу высокой, и, следовательно, стабильные поступления в бюджет России, необходимы новые, инновационные методы добычи нефти.

Как указывают аналитики Fitch, увеличение добычи в России в последнее десятилетие связано с активным применением новых технологий добычи.

Их, по сути, две – это горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта, которые в больших масштабах используются на зрелых месторождениях в Западной Сибири. Это позволило осуществлять добычу из ранее недоступных пластов и в значительной мере переломить тенденцию падения добычи на “старых” месторождениях, некоторые из которых действуют уже несколько десятилетий. По сути, нефть, которую добывают с применением самых современных технологий и новаций, становится не только дешевой, но и “умной” – над ее извлечением работают лучшие умы в вузах, исследовательских лабораториях, на месторождениях.

Лидеры рынка, к которым относится и «Роснефть», активно применяют высокорентабельные инновации. Так, например, в ТНК-Нягань активно вовлекают в разработку краевых частей нефтяной залежи – где рентабельность добычи традиционно низка. Это достигается с помощью гидроразрыва пласта (ГРП) с применением технологии “СлагФрак”.

Стандартный ГРП, который ранее применялся на месторождениях ТНК-Нягань в условиях расположенных близко обводненных пластов, эффективности не давал, более того, усложнял и без того непростую ситуацию.

Суть новой технологии заключается в том, что на начальных этапах проведения ГРП делается небольшая трещина, которая остается еще в целевом пласте и полностью не разрывает весь разрез до воды, затем начинается закачка нескольких небольших пачек проппанта (керамического песка). Выпадая на нижнюю часть трещины, они создают барьер и не позволяют трещине углубляться. Далее, при проведении основного ГРП, поток жидкости форсировано отклоняется от созданного барьера и по верху отсыпанного проппанта распространяется по пласту.

Это уникальная технология – причем не только для России, но и для мировых нефтедобытчиков. На эту тему существовали лишь единичные зарубежные статьи и видеоверсии лабораторных испытаний. Чтобы в итоге получить нужный результат, нефтяники долго работали по балансировкам дизайна трещины, им пришлось провести множество операций ГРП – как удачных, так и не очень. Благодаря этой технологии трещина получается длинная и ограниченная по высоте, что всегда хорошо для добычи нефти, – пояснил Директор департамента геолого-технических мероприятий и анализа текущей разработки ОАО “ТНК-Нягань” Федор Лескин.

«Роснефть» применяет именно те наработки, которые важны на каждом конкретном месторождении. Так, в ЦДО “Варьеганнефтегаз”, дочернем предприятии НК “Роснефть”, большой проблемой являлось укрепление призабойной зоны нефтяного пласта.

Чтобы добиться максимального эффекта, предприятие испытывало и апробировало десятки новых технологий. “В 2010 г. в ЦДО испытали новую технологию СЕКЬЮР. Для этого пробы примесей с Ваньеганского месторождения отправляли в Шотландию. Таким образом, удалось определить, какой реагент наиболее эффективен для обработки, с учетом больших депрессий на пласт”, – рассказывает Александр Афанасьев, начальник аналитического отдела предприятия.

Одна из успешных технологий оказалась изоляция интервалов негерметичности пакером с кабельным вводом. Такие операции были проведены на 30 скважинах. Это позволило предприятию сэкономить около миллиона долларов. ” Кроме этого, мы посчитали, сколько жидкости мы не добыли с этих скважин, которые раньше давали продукцию в результате того, что нефть уходила из интервалов негерметичности. И этот объем составил порядка 200 тыс. куб. м”. Если пересчитать эту сумму на затраты по электроэнергии, то получается, что еще дополнительно сэкономлено порядка 6-7 млн. руб. – и только за счет снижения затрат на электроэнергию по перекачке жидкости с интервалов негерметичности”, – отмечает Афанасьев.

Теперь аналогичные операции будут проводить и на других месторождениях, где скважины имеют осложнения из-за наличия механических примесей в добываемой жидкости.

Это означает, что «Роснефть» заинтересована в увеличении добычи нефти, повышении рентабельности показателя. Так будет и в дальнейшем, ведь «Роснефть» понимает свою ответственность перед Россией и перед всем российским рынком нефтедобычи, планирует оставаться открытой инновационной компанией. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины, СНГ, мира)