Нефтегазовая группа ВЕТЭК ведет переговоры о покупке газодобывающей компании “Укрнефтебурение”, которой принадлежит лицензия на Сахалинское месторождение, рассказал на условиях анонимности топ-менеджер одной из нефтегазовых госкомпаний. Эту информацию подтвердили два менеджера ВЕТЭКа. По словам одного из них, принципиальная договоренность о сделке достигнута, осталось утрясти юридические формальности. В зависимости от методики оценки, стоимость всей компании может составлять от $200 млн. до $800 млн. Основной владелец “Укрнефтебурения” Игорь Коломойский говорит, что ничего не слышал о сделке.
Открытое в 1981 г. Сахалинское месторождение в Харьковской области – крупнейшее в стране. Прогнозные запасы газа, по данным Государственной службы геологии и недр, – 15 млрд. куб. м.
В конце прошлого года в структуре акционеров “Укрнефтебурения” произошли изменения. Deripon Commercial, которой на 30 сентября 2012 г. принадлежало около 90% акций компании, к началу 2013 г. уменьшила свой пакет до 44,99%. Основными владельцами Deripon являются Коломойский с партнерами. Новыми акционерами газовой компании стали две британские фирмы, зарегистрированные в 2012 г., – Ares Systems и Ariana Business. Управляющие директора и держатели 100% акций обеих компаний, по данным Британского реестра – гражданки Латвии, 27-летняя Екатерина Вякса и 40-летняя Эрика Акменкальне.
Коломойский сказал Forbes, что не ведет переговоров о продаже своей доли ни с Сергеем Курченко, который считается основным владельцем ВЕТЭК, ни с кем-либо другим. По словам Коломойского, собственники компании имеют преимущественное право на выкуп своих долей у других акционеров, но о том, что кто-либо из партнеров планирует продать свою долю группе Курченко, миллиардер не слышал.
“Сегодня это не так”, – говорится в письменном ответе пресс-службы ВЕТЭК на просьбу Forbes прокомментировать утверждения участников рынка о том, в ближайшее время может состояться сделка по покупке “Укрнефтебурения”. Но интерес к добыче в группе Курченко подтверждают. “Мы развиваем трейдинг, переработку, розницу, логичным шагом есть вхождение в добычу нефти и газа”, – сказано в ответе пресс-службы ВЕТЭК. У компании Курченко нет мощностей по добыче.
“Месторождений, исследованных настолько хорошо, как Сахалинское, в Украине мало, а в частной разработке их почти не осталось, – подчеркивает управляющий партнер инвестиционной компании “Арта” Тимур Хромаев. – Поэтому оно очень интересно для инвесторов”.
За контроль над месторождением украинские бизнесмены сражаются уже девять лет. С 2000 г. по 2004 г. “Сахалин” разрабатывали украинско-польская компания “Девон” и государственная “Укрнафта”. В 2004 г. Госкомитет по природным ресурсам, который возглавлял тогда Николай Злочевский, забрал у этого тандема права на разработку месторождения и передал их “Укрнефтебурению”.
“Девон” и “Укрнафта” пытались вернуть лицензию в судебном порядке. С 2004 г. по 2011 г. суды разных инстанций приняли более десяти разных решений в отношении месторождения. В январе 2011 г. Министерство экологии на основании решения Окружного административного суда предоставило спецразрешение на промышленную разработку “Укрнефтебурению”.
К тому времени Злочевский продал 90% “Укрнефтебурения” структурам Коломойского. В 2011 г. добыча на месторождении увеличилась на 60% до 126 млн. куб. м. В прошлом году добыли меньше – 106 млн. куб. м, 6% производства газа частными компаниями в Украине.
Наращивать добычу на месторождении будет непросто, полагает руководитель проекта “Первый буровой портал” Андрей Закревский. “В отрасли – сложная ситуация с кадрами и оборудованием, – говорит он. – Рост инвестиционных проектов в этом секторе привел к их острому дефициту”. По его мнению, новому собственнику придется или создавать свою собственную сервисную компанию, или пользоваться услугами недавно созданной “Белоруснефтью” компанией “Сервис ойл”.
Сколько может стоить “Укрнефтебурение”? Исходя из 15 млрд. куб. м запасов Сахалина, 100% компании можно оценить в $700-800 млн.: мультипликатор украинских публичных нефтегазовых компаний – $52/1000 куб. м запасов на 3 июня 2013 г. Оценка по добыче за прошлый год дает более скромный результат: $200-250 млн. (Forbes.ua/Энергетика Украины, СНГ, мира)