Немецкие банки готовы полностью профинансировать модернизацию газотранспортной системы (ГТС) Украины. Об этом заявил в ходе Энергетического форума в Киеве зампредседателя правления компании “Нафтогаз” Вадим Чупрун. В Киеве считают, что это направление сотрудничества может быть реализовано только после достижения договоренностей с “Газпромом” о создании газотранспортного консорциума.

Чупрун сообщил, что, согласно последней оценке, стоимость работ по модернизации ГТС составит $5,3 млрд. Это позволит увеличить пропускную способность украинского маршрута: к 2030 г. можно будет поставлять в Европу 145 млрд. куб. м газа ежегодно. Чиновник отметил, что для европейцев на порядок дешевле принять участие в модернизации ГТС, нежели в строительстве обходных газопроводов. “Deutsche Bank и компании, в том числе и Ferrostaal, готовы взяться за весь объем модернизации газотранспортной системы”, – сказал Чупрун.

Новость стала сенсацией, поскольку до сих пор Еврокомиссия не представила Украине инвесторов, готовых вложить деньги в проект, хотя на политическом уровне подобные обещания звучали неоднократно. Сейчас с европейскими структурами реализуются только точечные проекты. В сентябре, как ранее сообщил глава Минэнерго Эдуард Ставицкий, планируется подписание кредитного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком на привлечение $308 млн. для работ по модернизации отдельных узлов и участков украинской ГТС.

На таком же уровне работают в Украине и названные представителем “Нафтогаза” Deutsche Bank и Ferrostaal: в прошлом году были достигнуты договоренности о финансировании реконструкции компрессорной станции “Бар” магистрального газопровода “Союз”. Руководитель Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич рассказал “НГ”: “Для немецкой стороны это очень выгодный контракт. Ferrostaal в Германии закажет высокотехнологичное оборудование для Украины. Проект обойдется в более 50 млн. евро. Эти деньги выделит Deutsche Bank, который ничем не рискует, ведь кредит выдается под государственные гарантии Украины. Просто бизнес”.

Модернизация всей ГТС – это проект совершенно другого уровня, затрагивающий политику, отмечают эксперты в Киеве. Бывший сотрудник “Нафтогаза” сказал “НГ”, что еще в 2008 г. были проведены трехсторонние закрытые переговоры между украинской государственной компанией, “Газпромом” и Deutsche Bank: “Тогда тоже речь шла о финансировании модернизации ГТС. Но немцы, как и русские, хотят от Украины твердых гарантий возврата средств. Поэтому требуют сделать работу “Нафтогаза” понятной и прозрачной: разделить компанию-монстра на отдельные предприятия по видам деятельности, разобраться с финансовыми потоками и т. д. Без этого никто никаких денег не даст”.

Реорганизация “Нафтогаза” в Украине объявлена, но продвигается медленно. А внесенный в Верховную Раду законопроект, открывающий путь к аренде или приватизации стратегической газовой инфраструктуры, вызвал резкий протест оппозиции. Его рассмотрение было отложено. “Сохраняется неопределенность: как будет выглядеть газовое хозяйство после реорганизации, кому будут принадлежать и кем управляться стратегические объекты, сколько газа и по какому тарифу будет транспортироваться по украинской территории”, – отметил Дмитрий Марунич.

Он считает, что все эти вопросы взаимосвязаны и их нужно решать с “Газпромом”: “Если, к примеру, будут достигнуты договоренности о консорциуме, тогда можно будет говорить и об увеличении транзита, и о повышении ставок тарифа, что позволит окупить инвестиции в модернизацию ГТС. Иначе объем транспортировки может снизиться с нынешних примерно 80 млрд. куб. м до, скажем, 40 млрд. куб. м. И зачем тогда немцам инвестировать миллиарды в модернизацию невостребованного маршрута?” Эксперт предположил, что в случае достижения украинско-российских договоренностей “Газпром” мог бы либо инвестировать собственные средства в модернизацию ГТС, либо привлечь кредит Deutsche Bank.

Экономист Института публичной политики Ильдар Газизуллин согласился, что любая коммерческая структура, прежде чем выделить миллиарды долларов на проект, потребует гарантий. Он отметил, что переговоры с немецкими банками при участии “Газпрома” начались давно. Но поскольку из Европы не было сигналов о готовности финансировать в полном объеме модернизацию украинской ГТС, эксперт не исключил, что заявление представителя “Нафтогаза” было только своеобразным намеком “Газпрому”: “Возможно, это переговорная тактика, применяемая с целью активизировать российскую сторону, чтобы поскорее договориться о консорциуме, в рамках которого будет снижена цена на газ для Украины”.

Еще одним проявлением подобной тактики в Киеве считают заявления о намерении минимизировать покупку российского газа за счет расширения поставок из Германии. С ноября начались пробные поставки по территории Польши, затем были достигнуты договоренности об использовании маршрутов Венгрии, Словакии, ведутся переговоры с Румынией. Продавцом выступает компания RWE Supply & Trading, которая недавно объяснила, откуда берется газ для Украины: “Из нашего газового портфеля, который содержит газ из разных источников. Потенциальные поставки не связаны с отдельным источником”. По данным украинской стороны, газ из Германии обходится дешевле российского – на $30/тыс. куб. м.

В прошлом году Украина, нарекая на дороговизну, сократила импорт на четверть. В России было закуплено почти 33 млрд. куб. м, из которых около 8 млрд. куб. м поступило не “Нафтогазу”, а частной компании Ostchem Дмитрия Фирташа. “Газпром” в начале января выставил “Нафтогазу” счет на $7 млрд. за недобор законтрактованного газа. Заместитель председателя правления “Газпрома”, генеральный директор “Газпром экспорта” Александр Медведев на пресс-конференции отказался отвечать на прямой вопрос: будет ли подан компанией иск в Украину за недобор газа в 2012 г.? Но, как передает РБКdaily, образно намекнул на дальнейшие шаги компании, напомнив цитату из фильма “Кавказская пленница”: “Либо я веду ее в ЗАГС, либо она ведет меня к прокурору”.

Украинская сторона отказалась признавать этот счет и взяла курс на дальнейшее уменьшение объема покупки газа у “Газпрома”. По данным российской компании, в первом квартале сего года Украина опустилась с первого на третье место по объемам покупки газа, пропустив вперед Германию и Турцию. Ранее в Киеве обсуждались планы о поставках из России не более 18-20 млрд. куб. м газа в текущем году, а из Европы – до 5 млрд. куб. м. Вадим Чупрун рассказал, что с ноября прошлого года по апрель 2013 г. включительно в Украину поступило из Германии 291 млн. куб. м газа. Но к концу года доля европейских поставок должна увеличиться до 1,3-1,5 млрд. куб. м, что составит примерно 4% всего импорта. В “Газпроме” неофициально говорят, что все это закончится в начале 2014 г. выставлением очередного счета за недобор газа. Однако ни одна из сторон не торопится обращаться в международный суд.

Эксперты в Киеве считают, что торг ведется вокруг условий создания газотранспортного консорциума. Поскольку украинской власти политически невыгодно заключать с “Газпромом” сделку, которая позволит оппозиции заявлять о предательстве национальных интересов, к проекту могут привлечь европейского участника, который, возможно, будет связан с российской компанией. (Газета.Ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)