Топливо низкого качества можно будет продавать в Украине на законных основаниях до конца 2015 г. Минэнерго предложило продлить действие в стране стандарта “Евро-3”. Инициатива призвана помочь государственному Шебелинскому газоперерабатывающему заводу, но позволит работать и некоторым частным предприятиям, а также завозить низкокачественное топливо из России. Предложение поступило после того, как Кабмин поручил профильным ведомствам обратить внимание на качество топлива, отмечают эксперты.

10 июня Министерство энергетики и угольной промышленности предложило правительству утвердить технический регламент “О требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу”, который закрепляет ряд существенных поблажек относительно качества для продавцов топлива. В частности, документ разрешает до конца 2015 г. продавать топливо, соответствующее стандарту “Евро-3”, и до 31 декабря 2017 г. – топливо марки “Евро-4”. В странах Евросоюза такое низкокачественное топливо уже запрещено. Документ не регламентирует срок введения в Украине стандарта “Евро-5”. А для госрезерва можно будет закупать топливо хуже “Евро-3”.

Стандарты “Евро-4” и “Евро-5” должны были вступить в силу еще в июле прошлого года. Три из шести украинских НПЗ – Кременчугский, Лисичанский и Одесский – уже провели необходимую модернизацию, чтобы соответствовать этим требованиям. Бензин такого качества импортируется из Литвы, Болгарии, Румынии и Беларуси (продается в сетях “Окко”, WOG, ТНК-ВР, “ЛУКойл” и др.). Ранее Кабмин по инициативе Минэнерго уже продлевал использование старых стандартов до 1 июля 2013 г.

Член набсовета НАК “Нафтогаз Украины” Константин Бородин отмечает, что очередной перенос вступления в силу более высоких стандартов необходим для того, чтобы не закрывать государственный Шебелинский газоперерабатывающий завод, на модернизацию которого у “Нафтогаза” нет средств. Сейчас завод перерабатывает около 650 тыс. т сырья в год. Полученные на предприятии нефтепродукты используются на буровых станциях, направляются в госрезерв и в незначительном объеме продаются на оптовом рынке. “Остановка этого предприятия крайне нежелательна с учетом того, что получаемая им прибыль используется для субсидирования населения, потребляющего газ по цене, не покрывающей себестоимость его добычи”, – говорит Бородин. Помимо этого, топливо стандарта “Евро-3”, по данным Минэнерго, производится также на принадлежащих группе “Приват” Дрогобычском и Надворнянском НПЗ, поскольку владельцы так и не смогли их модернизировать, а также импортируется из России.

Очередная инициатива Минэнерго противоречит объявленному правительством курсу на улучшение качества нефтепродуктов на рынке. Ранее премьер-министр Николай Азаров поручил первому вице-премьеру Сергею Арбузову и министру доходов и сборов Александру Клименко обеспечить надлежащий контроль качества импортных нефтепродуктов.

Впрочем, генеральный директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн считает, что проблема не в том, будет разрешена продажа низкокачественного топлива или нет. “Даже низкие стандарты сегодня не соблюдаются, на заправках продается откровенная “бодяга”, – говорит эксперт. – Вместо того чтобы проверять АЗС и наводить на них порядок, правительство приказывает контролировать импортеров, создавая еще один рычаг для давления на бизнес”. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)