“Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” выражает озабоченность в связи с заявлением министра налогов и сборов Украины Александра Клименко о намерении усилить контроль качества импортных нефтепродуктов на таможне с целью увеличения поступлений акцизного сбора. Мы уверены, что данное заявление стало результатом дезинформации органов государственной власти и общественности с целью продвижения бизнес-интересов отдельных лиц. Учитывая то, какие последствия это может вызвать, разделяя обеспокоенность снижением поступлений акцизного сбора в госбюджет в 2013 г., и будучи заинтересованными в стабильном функционировании рынка нефтепродуктов, считаем необходимым сообщить следующее.

Первое. Ставка акцизного сбора в Украине унифицирована и не зависит от качества бензина. Поэтому проверки качества не приведут к увеличению сбора акцизов. Гостаможслужба Украины в штатном режиме ведет достаточно серьезный контроль качества, отбирая пробы с каждой партии товара. Это говорит о том, что причиной падения поступлений акцизного сбора с нефтепродуктов является контрабанда, а не псевдо-отклонения по качеству.

Второе. Свыше 90% импортного бензина в Украине приходится на Беларусь, Литву, Польшу и Румынию. Эти нефтепродукты отвечают европейским стандартам и параллельно поставляются в страны Европы и США. Помимо самого производителя, выдающего необходимые сертификаты на свою продукцию, ее отгрузку в обязательном порядке также контролируют международные сертификационные общества. Проверки качества топлива в Украине необходимо проводить не на границе, а на АЗС, и в этом мы готовы оказать правительству всестороннюю помощь.

Третье. Необходимо установить жесткий таможенный контроль поставки нефти и отгрузки нефтепродуктов на украинских НПЗ. На сегодня такой контроль отсутствует, что привело к расцвету неких давальческих схем, налоговая “прозрачность” которых вызывает большие сомнения.

Очевидная абсурдность дополнительных проверок контроля качества на границе говорит о том, что главной целью этой “программы” является получение официальных санкций на задержку нефтегрузов и, как следствие, возможности устранения с рынка конкурентов. Напомним, что вследствие проблем с таможенным оформлением топлива осенью 2012 г. на сегодня в Украине фактически свернута деятельности одного из крупнейших операторов, румынского концерна “Ромпетрол”: в первом квартале 2013 г. компания не поставила в Украину через дочернюю структуру “Ромпетрол-Украина” ни ты нефтепродуктов, а инвестиционные проекты и вовсе были заморожены.

Любые проблемы на таможне в разгар летнего автомобильного сезона и активных сельхозработ могут привести к росту цен на нефтепродукты и к перебоям в снабжении топливом. В свою очередь, удар по легальным поставщикам приведет также к увеличению доли контрабандного и фальсифицированного топлива на рынке, что прямо противоречит интересам государства и потребителей.

“На сегодня мы не видим предпосылок для роста цен на нефтепродукты, несмотря на приближение сезона активного потребления. Однако в случае возникновения каких-либо проблем с таможенным оформлением нефтепродуктов неизбежно произойдет дестабилизация как ресурсной, так и ценовой ситуации”, – заявил президент Ассоциации Леонид Косянчук. (Пресс-релиз OORNU Association/Энергетика Украины, СНГ, мира)