Кулуарная борьба за пост президента атомной монополии НАЭК “Энергоатом” завершилась назначением на эту должность Никиты Константинова. Пока новый менеджер, который считается ставленником Рината Ахметова, будет исполняющим обязанности. Именно в таком статусе был вынужден сдать полномочия его предшественник – Виссарион Ким, не сумевший доказать свою профпригодность руководству страны.
Попавший в немилость к властям Виссарион Ким исполнял обязанности президента “Энергоатома” с 20 августа прошлого года, когда сменил на данной позиции Юрия Недашковского, который лишился кресла в связи с “неисполнением условий контракта”.
Источники “Деловой столицы” утверждали, что на Недашковского возложили ответственность за провал программы по использованию на Южно-Украинской АЭС американского ядерного топлива фирмы Westinghouse.
Его преемнику повезло намного меньше. Виссариона Кима отправили в отставку по статье “превышение служебных полномочий”. По версии МВД, будучи главой Южно-Украинской АЭС, он в 2008 г. перечислил одному из обществ с ограниченной ответственностью более $125 тыс. за работы, которые эта организация не выполняла и в которых атомная электростанция не нуждалась.
Поскольку Ким не являлся на допросы, Печерский районный суд Киева отстранил его от исполнения обязанностей президента “Энергоатома”. Также ему вручили уведомление о подозрении в совершении преступления, предусмотренного частью третьей ст. 365 Уголовного кодекса (“превышение власти или служебных полномочий, которые повлекли тяжкие последствия”). Максимальная санкция данной статьи предусматривает наказание в виде десяти лет лишения свободы.
Вскоре после этого Виссарион Ким подал апелляцию на решение о своем отстранении от должности, но суд ее отклонил. Примечательно, что коллегия судей сменилась всего за несколько минут до начала заседания. После этого экс-глава НАЭК был отпущен под залог в 320 тыс. грн. А вскоре его место перестало быть вакантным.
Распоряжением Кабинета министров от 12 июня исполняющим обязанности президента НАЭК “Энергоатом” был назначен Никита Константинов, который до этого возглавлял департамент стратегической политики, инвестиций и ядерно-энергетического комплекса Министерства энергетики и угольной промышленности.
Существуют различные предположения относительно произошедших в “Энергоатоме” кадровых перестановок. Адвокат бывшего и. о. президента НАЭК Геннадий Барабаш уверяет, что к увольнению его подзащитного якобы причастен депутат Верховной Рады от Партии регионов Давид Жвания.
Бытует мнение, что он и его бизнес-партнер Николай Мартыненко еще в 90-х годах прошлого века наладили плотную работу с “Энергоатомом” и влияли на него через лояльный менеджмент вплоть до 2012 г. Их протеже считался как раз Юрий Недашковский, который трижды возглавлял атомную монополию: в 2000-2002 гг., 2005-2006 гг. и 2008-2012 гг.
По другим сведениям, Кима уволили из-за его желания контролировать и распределять кредитные средства в размере 600 млн. евро, выделенные ЕБРР и Комиссией ЕС по атомной энергетике Euratom на модернизацию энергоблоков украинских атомных электростанций. Также поговаривают, что руководство страны было недовольно кадровой политикой, которую проводил Виссарион Ким.
“Просто человек был поставлен в такие условия, которые он вынужден выполнять. И ему указали на дверь уже давным-давно. Если дело касается финансовых вопросов НАЭК, то шаг в сторону – это расстрел. Там нужен послушный человек, который будет выполнять требования олигархов”, – заявляет исполнительный секретарь Украинского ядерного общества Сергей Барбашев.
Когда Виссариона Кима назначили и. о. президента “Энергоатома”, отраслевики предполагали, что это назначение временное, а реальным кандидатом на данную должность называли Никиту Константинова. Но в тот момент он был занят продвижением “Энергетической стратегии Украины-2030”. Разрабатывалась она за средства фонда “Эффективное управление” Рината Ахметова, которому принадлежит львиная доля теплогенераций в стране.
По словам собеседников “Деловой столицы”, Константинов является ставленником Рината Ахметова. В 2008-2010 гг. он был директором по перспективному развитию и инвестициям компании “Киевэнерго”, которая уже тогда управлялась лояльным к самому богатому бизнесмену Украины менеджментом. В марте 2010 г. Никита Константинов пошел на повышение и был назначен заместителем министра топлива и энергетики, курируя, в частности, атомную энергетику.
Сегодня за счет средств “Энергоатома” фактически дотируется производство электроэнергии тепловыми станциями, которые принадлежат группе ДТЭК Рината Ахметова, не считая малых генераций и подконтрольных государству предприятий “Центрэнерго” и “Донбассэнерго”.
Себестоимость производства энергии теплоэлектростанциями постоянно растет, в то же время тарифы для населения заморожены. В результате возникает кассовый разрыв, который государство покрывает за счет средств из казны и бюджета “Энергоатома”, атомные станции которого производят самую дешевую электроэнергию в стране.
Некоторые наблюдатели уверены, что Константинов может быть близким и к вице-премьеру Юрию Бойко. Впрочем, если бы это было так, Бойко вряд ли так настойчиво пытался посадить в кресло президента НАЭК “Энергоатом” генерального инспектора-директора по безопасности энергокомпании Данко Билея. Его кандидатуру Юрий Анатольевич выдвигал на заседании правительства, но она была отклонена премьер-министром, который приложил все усилия для того, чтобы правительство приняло решение о назначении на этот пост Никиты Константинова.
Получение оперативного контроля над “Энергоатомом” сулит покровителю Никиты Константинова немалые дивиденды. Ежегодно компания, годовая выручка которой составляет свыше 20 млрд. грн., проводит закупки более чем на 5 млрд. грн.
При этом особой рачительностью атомщики не отличаются – недавно они, например, умудрились закупить трубы в 50 раз дороже их рыночной стоимости. Однако в подобных вопросах новому главе “Энергоатома” все-таки нужно будет соблюдать баланс интересов различных групп влияния.
С одной стороны, чиновников, которые постоянно запускают руку в карман атомщиков. С другой – владельцев компаний-“присосок”, зарабатывающих сотни миллионов долларов на тендерах “Энергоатома”. С третьей – собственников тепловой генерации. И с четвертой – международных компаний, заинтересованных в том, чтобы НАЭК использовала на атомных реакторах топливные сборки их производства, как, например, российский ТВЭЛ или американская Westinghouse. (Деловая столица/Энергетика Украины, СНГ, мира)