1 июля в Москве прошел саммит глав государств-экспортеров газа. Как передает “Коммерсантъ”, в форуме принимают участие 17 стран. Это оказалось масштабное мероприятие, собравшее в Кремле людей, которые вряд ли смогут встретиться в каком-нибудь другом формате: слишком разнообразна, а то и непримирима их политическая и экономическая ориентация. На форум приехали лидеры Ирана, Ирака, Венесуэлы, Боливии, Ливии, Катара, Саудовской Аравии.
Организация, которую принято называть газовой ОПЕК (особенно среди участников форума и журналистов), без сомнения, очень амбициозна. Однако, как пишет издание, на пресс-конференции после саммита Владимир Путин и сам признал, что сравнивать газовый саммит с нефтяной ОПЕК – это как-то слишком. “ОПЕК определяет квоты на добычу нефти и таким образом оказывает влияние на формирование цены,- пояснил он,- а мы, даже если бы захотели, не смогли бы влиять на биржевую торговлю газом. Таких бирж просто нет”. Единственное, о чем можно говорить в такой ситуации,- например, о приостановке начала разработки месторождений на территории стран-участниц форума. “Но такого разговора между нами нет”, – заключил Путин.
Как пишет “Труд” со ссылкой на экспертов, выбор Москвы местом второго саммита ФСЭГ неслучаен, поскольку в последнее время Россия сделала серьезную заявку в качестве одного из ведущих игроков этого рынка. Если раньше Россию представлял один «Газпром» с мощной системой магистральных газопроводов в Европу, то теперь у России появляется второй перспективный экспортер – «Роснефть», которая займется производством и поставками сжиженного природного газа. Тем же бизнесом планирует заняться российская компания «Новатэк» в партнерстве с Китаем.
“Ключевое значение приобретает солидарность стран – экспортеров газа”, – сказал Владимир Путин. И призвал участников форума выработать общие позиции ФСЭГ по вопросам взаимодействия со странами-покупателями, чтобы конкурировать не между собой, а с производителями и поставщиками других видов топливных ресурсов.
По итогам саммита страны – экспортеры газа высказались в поддержку долгосрочных контрактов и привязки цены на газ к стоимости нефти и нефтепродуктов. “Заявляем о своей решимости поддержать неоспоримую роль долгосрочных контрактов на поставку газа в финансировании крупномасштабных проектов в цепочке добавленной стоимости и в обеспечении взаимоприемлемых решений для безопасности спроса и поставок”, – отмечается в декларации.
Кроме того, страны – участницы ФСЭГ выразили намерение поддерживать ценообразование на газ на основе индексации к ценам нефти и нефтепродуктов “для гарантирования справедливых цен и стабильной разработки запасов природного газа”. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины, СНГ, мира)