Нидерландская Nederlandse Gasunie потребовала, чтобы “Газпром” обеспечил содержание кислорода в газе в конце трубопровода “Северный поток” в германском Грайфсвальде не более 10 ppm (parts per million, миллионных долей) в сутки, исключения возможны, но не более пяти раз в год, рассказал российским “Ведомостям” человек, знакомый с материалами к совету директоров “Газпрома”.
В Грайфсвальде расположена крайняя точка “Северного потока”, здесь “Газпром” должен передать газ клиенту. Далее между Голландией, Германией и Великобританией действуют газообменные сделки. Голландцы считают, что высокое содержание кислорода в газе “Газпрома” ускоряет коррозию в подземных хранилищах газа (ПХГ) и в газотранспортном оборудовании.
Информацию о претензиях голландцев к “Газпрому” подтвердил человек, близкий к одной из структур “Газпрома”, и он же заверил, что существующее содержание кислорода в газе “Газпрома” не может навредить европейскому оборудованию. Требования российского ГОСТа “Газпром” соблюдает: содержание кислорода в газе не превышает 0,02% молярной доли (200 ррm). Представитель “Газпрома” уверен, что экспортный газ полностью соответствует контрактным значениям.
Представитель Gasunie отказался от комментариев. Как объяснил человек из европейского клиента “Газпрома”, проблема высокого содержания кислорода стоит остро, в “Газпроме” о ней знают, идут переговоры. “Разница в стандартах качества газа в России и Восточной Европе обсуждается чиновниками и представителями нескольких европейских ассоциаций”, – сообщает представительница Gascade Gastransport GmbH Татьяна Браун, но кислород – не единственная претензия к российскому газу.
По словам представителя еврокомиссара по энергетике, пока в Европе не принят единый стандарт качества газа, большинство газовых компаний применяют стандарт Европейской ассоциации по оптимизации обмена энергией – 10 ppm добровольно. С марта этот стандарт уже действует в качестве нормы в Германии, рассказывает эксперт немецкой ассоциации газа (DVGW) Альфред Клеес, но контракты с “Газпромом” заключались раньше, на него нормы не распространятся. По словам Клееса, черновик документа о стандарте качества газа передан экспертам. По этому документу 10 ppm станут нормой для газа, который сможет беспрепятственно пересекать границы, а для ПХГ, созданных до 2006 г., где кислород используется для обессернивания газа, будет действовать щадящая норма – 100 ppm.
Не стоит ожидать серьезных проблем при введении более жестких стандартов качества газа в Европе, считает аналитик “Сбербанк CIB” Валерий Нестеров: “Газ в разных странах отличается, а приведение его к единому стандарту возможно лишь до определенной степени”. Все параметры качества газа указаны в контрактах и учтены в цене, по которой его покупают клиенты “Газпрома”, знает аналитик. Введение более жестких требований к содержанию кислорода – технический вопрос, возможно, это позволит европейцам со следующего года просить очередную скидку к цене, чтобы компенсировать разницу в качестве, продолжает Нестеров, но не факт, что “Газпром” даже в таком случае пойдет на уступки, потому что у Европы нет альтернативы российскому газу. (Ведомости/Энергетика Украины, СНГ, мира)